У Иркутской области нет стратегии по китайскому туризму

С нелегалами не борются, а прожекты с инвестициями не сбываются

По данным Росстата, за 8 месяцев 2017 года Иркутскую область посетили почти 36 тысяч китайских туристов, что, по подсчетам Росстата, на 30% выше, чем за тот же период 2016 года.

С нелегалами не борются, а прожекты с инвестициями не сбываются
Фото: agitpro.ru

Тогда руководитель агентства по туризму Иркутской области Екатерина Сливина заявила о том, что этот рост выгоден области, потому что значительно увеличивает доходы представителей нашего турбизнеса. Теоретически это так. Но теория давно уже расходится с практикой, ведь китайский туризм – это замкнутая система, работающая на Китай. Сегодня все усилия правительства региона, направленные на легитимизацию китайского туриста, оказываются безуспешными: с нелегалами никто систематически не борется, а прожекты с китайскими инвестициями оказываются пока не более чем говорильней.

Проживем на шоколадках

Если китайский туризм и приносит кому-то доход здесь, в России, и в Иркутской области в частности, так это нашим магазинам, которые торгуют ювелиркой, парфюмерией и шоколадом «Аленка», этого не отнять. Китайский турист тратит на шоколадки и духи больше россиянина. Супермаркеты и бутики радостно приветствуют китайца, вывешивают рекламу на китайском. В продуктовом супермаркете на ул. Карла Маркса в Иркутске устроен «китайский уголок», где гостям из Поднебесной предлагается аутентичный сибирский товар (вперемешку, конечно, с «Аленкой»).

Но хотим ли мы получать доходы и налоги от торговли «шоколадками» или все же – от развитой туристической отрасли, которая не едиными шоколадками жива и доходов приносит несопоставимо больше? Сотрудники исследовательских институтов Дальнего Востока утверждают, что сегодня китайский турист приносит прибыль не российским, а китайским предпринимателям – ведь китайцы едут к нам могучими кучками по безвизовому режиму. Массовый туризм контролируют китайцы. Для массового китайского потребителя российские турфирмы закрыты и выступают лишь в роли контрагентов. «Из тех 10-12 тысяч юаней, которые в среднем китайский турист тратит на свой отдых в России, большую часть он тратит уже в Китае, а в России — порядка двух-трех тысяч юаней», — подсчитал Иван Зуенко, сотрудник отдела китайских исследований ЦАТИ ИИАЭ ДВО РАН. В прошлом году он по приглашению Иркутского государственного университета принял участие в круглом столе «Китайский туризм в России: шансы и риски для регионального развития».

Двадцать три туалета

Риски определенно есть. Учитывая, например, что китайцы владеют гостиницами (в том числе через подставных лиц) в самых популярных местах на Байкале, куда китайский массовый турист стремится попасть, отоварившись бирюльками и шоколадками.

Нелегальная китайская гостиница. Фото: ogirk.ru
Можно сказать, что деньги уплывают из рук российского турбизнеса, а налоги – из российской казны. Кто-то скажет, что это не критично, что наш турбизнес просто очень слаб и не выдерживает конкуренции. Однако никто не станет спорить с тем, что в Иркутской области расцветает не просто китайский, но главное –нелегальный бизнес, который наносит ущерб в том числе экологии Байкала. И это выходит на уровень общественного обсуждения, вызывая волнения, как в поселке Листвянка в прошлом году, когда общественность потребовала разобраться с китайским самостроем.

В феврале заместитель прокурора Иркутской области Роман Шергин сообщил депутатам Законодательного собрания Иркутской области на совещании в Байкальске, что китайские гостиницы на Ольхоне и в Листвянке признаны незаконными. В 2018 году прокуратура Ольхонского района успешно оспорила два разрешения на строительство, выданные Хужирским поселением: районный суд отменил разрешения на строительство трехэтажного жилого дома на Ольхоне. В январе 2019 года Иркутский районный суд постановил, что два строения в Листвянке не являются индивидуальными жилыми домами. Площадь ольхонского «домика» составляла 500 квадратов, один из листвянских размахнулся на 800 кв. м, а второй – аж на 1200, причем имел 23 комнаты, каждая с санузлом. Вот такое вот российско-китайское ИЖС.

И здесь возникает резонный вопрос: что (или кто) способствует тому, что китайский турбизнес и предприимчивые китайцы, создавая закрытую систему, еще и нарушают наши законы, чтобы извлекать прибыть? Проще говоря, кто им это разрешает? Или еще проще: почему власти Иркутской области, ратуя за развитие туризма, не контролируют то, что следовало бы контролировать – если уж вы, господа, намерены развивать отрасль?

Еще в прошлом году иркутские ученые, обеспокоенные народными волнениями относительно китайских туристов в Листвянке и на Ольхоне, заявили, что главная проблема в иркутско-китайском туристическом вопросе – российская коррупция. Она в частности поощряет нелегальный китайский турбизнес.

– Важно то, что китайский бизнес выстраивает свои дела по тем же правилам, которые широко распространены в региональном бизнесе: нелегальное строительство гостиниц под видом жилья придумано не китайцами. Практика ухода от налогов, нарушение экологических норм – это не китайские, а российские методы ведения бизнеса, которые китайцы успешно копируют, – считает Константин Григоричев, доктор социологических наук, преподаватель ИГУ.

Незаконные возведение и работа гостиниц конечно же невозможны без участия коррумпированных чиновников. Но репутационные риски ложатся на массового китайского туриста, который пока по привычке воспринимается россиянами как гастарбайтер со стройки или тоговец с «шанхайки». И мы отрицательно относимся к гостям из Поднебесной, вместо того чтобы обратить свой взгляд на причину происходящего.

А кто у нас инвестор?

Ведь парадоксально, что в Иркутской области, которая спит и видит, как бы ей заманить на Байкал всех туристов мира, нет никакой реальной программы относительно китайских туристов, поток которых увеличивается ежегодно. Зато появляется масса прожектов по привлечению денег от китайских инвесторов, которые должны буквально поднять с колен иркутский туризм.

Несколько лет подряд происходили танцы с бубном вокруг «китайских инвестиций», цифры которых были сами по себе устрашающие: с 2016 года умы иркутян тревожила информация о том, что Китай инвестирует в развитие туризма на Байкале 11 млрд долларов! Компания «Чжунцзинсинь» («дочка» Фонда по инвестициям в имущество, который входит в одну из крупнейших финансовых корпораций КНР – Китайскую международную инвестиционную и трастовую корпорацию) и туроператор «Гранд Байкал» подписали меморандум о сотрудничестве на создание туристического кластера мирового уровня. Реализация проекта должна занять восемь лет. Причем в качестве площадки называлась промплощадка БЦБК – на которой, как вы понимаете, ни тогда, ни сейчас, как говорится, конь не валялся, площадка абсолютно не подготовлена.

Общественность собиралась на круглые столы и обсуждала этот нонсенс, опасаясь китайских акул коммунистического капитализма: мол, все захватят, а нас – побоку… Но прошло два с половиной года – а о реализации проекта общественность так ничего и не услышала.

Зато зазвучали победные трубы правительства Иркутской области, которое объявило об оживлении суеты вокруг особой экономической зоны «Ворота Байкала» в Слюдянском районе – и выдало на экономическом форуме в Санкт-Петербурге инвесторов зоны. Среди них главным (по денежному объему) значилось ООО «Байкал Юнит Кэпитал» – неизвестная фирмочка в поселке Слюдянка с директором-китайцем и уставным капиталом в 30 тысяч «деревянных». Обещано было ни много ни мало 10 миллиардов рублей.

Фото: irkutskmedia.ru
Фото: sdelanounas.ru

Это, конечно, не 11 миллиардов долларов, но все равно в разы больше, чем готовы были предоставить все остальные инвесторы вместе взятые. Из той самой презентации ясно, что, например, номерной фонд гостиничного городка от «Байкал Юнит Кэпитал» составит 1682 номера на 4000 мест, а значит, это половина от всего номерного фонда, планирующегося в ОЭЗ, и почти 4\5 от количества мест. Впечатляет. Причем первоочередные объекты инженерной инфраструктуры – 3,6 км сетей водопровода и примерно столько же – канализации, плюс две напорные станции – намеревались строить за бюджетный счет. Достали из бюджета области 124,4 миллиона. Объявили подрядчика: иркутская компания ООО «Сибстрой» обязалась завершить строительство сетей до 1 ноября 2018 года. Сети построили. Заходите, китайские инвестиции, добро пожаловать…

Но нет, не зашли: в декабре 2018 года началась ликвидация компании «Байкал Юнит Кэпитал» – и совсем недавно, а точнее 19 марта 2019 года, в открытых источниках ее статус был изменен на «ликвидирована». Очевидно, инвестиций не будет? Можно предположить, что в феврале на экономическом форуме в Сочи губернатор Левченко, презентуя среди прочих проектов ОЭЗ «Ворота Байкала», не называл уже «Байкал Юнит Кэпитал» как крупного инвестора…

Что за кадром?

В феврале 2019 года глава правительства РФ Дмитрий Медведев подписал постановление о выделении более 800 млн рублей на создание туристского кластера «Ворота Байкала». Предполагается, что к 2025 году в ОЭЗ на государственные средства будут созданы все условия для резидентов: построены дороги, автостоянки, тепловые сети, ливневая канализация, проведено благоустройство и озеленение территории. Но на кого будут работать деньги российского бюджета?

Не совсем понятна стратегия региона в развитии туристической отрасли, клиентами которой на Байкале год от года становится все больше китайцев. Сохраняются ли договоренности об инвестициях с Китаем, о которых губернатор Иркутской области заявлял в 2016 году, обвиняя китайских туристов в раскручивании инфляции в регионе и поручая правительству области разработать стратегию развития туризма для привлечения в регион еще большего количества путешественников? Все, что касается «китайского» вопроса, остается словно бы за кадром – например, в прошлом году было официально объявлено, что два резидента ОЭЗ вычеркнуты из списка в силу неисполнения обязательств, а вот информация о том, что ООО «Байкал Юнит Кэпитал» больше не существует, прошла мимо общественности. Кажется, что правительством региона исполняется какой-то скрытый план, в котором присутствие китайцев – дело решенное, но как, в каком виде структуры из Поднебесной будут присутствовать в бизнесе, пока не ясно.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру