О чем не скажет народу иркутский губернатор

По большинству позиций развития регион оказался в минусе

10 апреля губернатор Иркутской области Сергей Левченко озвучит ежегодное послание о положении дел в Иркутской области и основных направлениях региональной государственной политики.

По большинству позиций развития регион оказался в минусе

Планируется обставить всё весьма торжественно – мероприятие пройдет в Музыкальном театре имени Загурского, с приглашением большого числа участников. Сейчас, в эти самые дни, чиновники оттачивают тезисы доклада, максимально «накачивая» его позитивом и стремясь обойти неудобные, невыигрышные темы. Итак, о чём в своем послании не скажет «красный» глава региона?

Увы, Иркутская область все стремительнее теряет некогда завоеванные позиции. По большинству индикаторов социально-экономического развития уже несколько лет она даже не в середине списка регионов Сибирского федерального округа, а ближе к концу. Такое положение дел аналитики все чаще связывают с именем Сергея Левченко. Достаточно опытный и зрелый думский политик, он оказался откровенно слабым хозяйственником и управленцем. В последнее время это становится очевидным для многих, несмотря на активное мифотворчество «красных» пропагандистов.

Факты ведь упрямая вещь: регион стагнирует, качество жизни в нем ухудшается, в реальном секторе позитивных сдвигов кот наплакал, вместо реально исполненных проектов – сплошное прожектерство. В минусе оказываются самые значимые для региональной экономики и жителей области показатели – что объективно подтверждают итоги 2018 года.

За порогом бедности

В частности, самый значительный спад в 2018 году произошел в сфере строительства. Объем выполненных работ в январе-декабре 2018 года составил 98,2 млрд рублей, что на 30% меньше результата 2017 года – эти и другие статистические данные взяты из информационной справки, составленной на основании данных Росстата и Иркутскстата. Если же верить справочнику «Регионы России. Социально-экономические показатели. 2018 год», то там за 2017 год (последний проанализированный на данный момент в этом справочнике) опубликованы несколько иные данные – 165 млрд руб. В этом случае разрыв еще показательней – он составил 60%.

Среди регионов Сибирского федерального округа по объемам в сфере строительства мы занимаем непочетное 12-е место. Напомним, что большую часть 2018 года (а точнее – 10 месяцев) в СФО было 12 регионов, пока Бурятия и Забайкальский край не были переведены в состав ДФО указом президента России. Соответственно, статистика велась по 12 регионам (а по многим позициям республика и край продолжали «учитываться» как состоящие в СФО до конца 2018 года).

При этом на первичном рынке жилья средняя стоимость 1 кв. метра в Иркутской области, согласно официальной информационной справке, остается самой высокой в СФО – 54,5 тыс. рублей (по итогам 4-го квартала 2018 года). Иркутские строители, как сговорившись, стараются «срубить бабла» столько, чтобы хватило и себе, и правнукам. В итоге жилье становится недоступным даже для человека со средним достатком.

Вряд ли может добавить кому-то оптимизма и тот факт, что Иркутская область является одним из «лидеров» по доле населения с доходами ниже прожиточного минимума – это 20% от общей численности населения. То есть, это люди, которые перебиваются с хлеба на воду. Отметим, что в 2018 году Иркутская область вошла в тройку регионов с самым дорогим минимальным набором питания. Его стоимость увеличилась на 6,4% по сравнению с 2017 годом. Дороже этот набор только в Красноярском и Забайкальском краях.

В целом за январь-декабрь прошлого года доходы населения Иркутской области уменьшились на 1,4%, а реально располагаемые – на 4,5%. К тому же в Приангарье один из самых высоких среди сибирских регионов уровень реальной безработицы – 8,1%. В службе занятости на учете состоит 17 500 человек, что на 2% больше, чем в 2018 году.

Это целая армия людей, которые лишены самого главного права – права на труд, а значит, и на какие-либо перспективы. Поэтому и не приходится удивляться, что регион покидает трудоспособное население, и в первую очередь – молодежь. За последние пять лет численность жителей области уменьшилась на 18000 человек. Иными словами, за это время регион потерял такой город, как Свирск или Байкальск, в придачу с несколькими населенными пунктами на 5000 человек.

Беспокоит ли губернатора Сергея Левченко эта удручающая тенденция? Есть ли что сказать и предложить людям, покидающим Иркутскую область в поисках куска хлеба и жилья?

Наш паровоз, назад лети…

Близка к плачевной и ситуация в экономике. В январе-декабре 2018 года объем промышленного производства в Иркутской области по сравнению с соответствующим периодом прошлого года уменьшился на 0,6%, что соответствует лишь предпоследнему, 11-му месту в рейтинге регионов Сибирского федерального округа. На первом месте Республика Алтай, где индекс промышленного производства составил 106,4%.

Еще более «просели» отдельные сектора. В обрабатывающих видах деятельности, например, спад составил 8,1%. Это последнее, 12-е место в рейтинге СФО.

Продолжает сокращаться в Иркутской области и количество малых предприятий. В 2018 году их стало меньше на 5%, чем годом ранее.

Кроме этого, за последние три года в регионе не реализовано ни одного крупного инфраструктурного проекта, не решено ни одной наболевшей проблемы. Достаточно вспомнить БЦБК или промышленную площадку усольского «Химпрома». Зато Сергей Левченко любит козырять тем, что за годы его правления доходная часть областного бюджета увеличилась с 97 млрд рублей до 163 млрд.

Между тем, как говорят специалисты, эти доходы вовсе не заслуга «красного» правительства. Рост доходов в первую очередь объясняется реализацией нефтегазовых проектов, развернувшейся на севере области. И произошло это благодаря тому, что прежние власти региона установили льготный режим для инвесторов. А во вторую очередь сказалась достаточно высокая цена на нефть. Как известно, цена нефти в прошлом году закладывалась в бюджет в сумме 43,8 доллара за баррель. По факту же она составила 70 долларов за баррель: то есть, большую часть наших доходов как раз и обеспечивает «нефтянка».

Впрочем, даже обилие «лишних» денег не сильно повлияло на реализацию многих важных программ. Провалены – иначе и не скажешь – программы по обеспечению жильём детей-сирот, по переселению из зоны БАМа, по охране озера Байкал. Глухой ропот поднимается и среди муниципалитетов. Почти сто процентов муниципальных образований имеют дефицитные бюджеты, им сложно строить планы развития территорий, повышать качество жизни людей. В этом году, например, объем недофинансирования превышает 8 млрд рублей. Только потребность в средствах на реализацию «мусорной» реформы составляет порядка 800 млн рублей, муниципальным образованиям нужны деньги на оборудование тех же контейнерных площадок. А кроме того, у них не хватает денег даже на разработку проектно-сметной документации для строительства социально значимых объектов, не говоря уже о других делах, важных для жителей сельских и городских территорий.

Себе на уме

Впрочем, губернатор, который во время своей избирательной кампании обещал «услышать каждого», предпочитает демонстрировать глухоту и при решении других, более глобальных и общих вопросов. Он просто «деликатно» уходит от них.

Это в частности касается китайской экспансии в Иркутскую область. Да, Китай по-прежнему является крупнейшим торговым партнером региона. За три года хозяйствования Левченко экспорт из Иркутской области увеличился в два раза: с 2 млрд американских долларов до 4 с лишним.

При этом основную долю экспорта в Поднебесную составляют природные богатства Иркутской области. В первую очередь это минеральное топливо и нефть, на них приходится почти 50% общего объема (2,1 млрд долларов США в 2018 году).

Также одним из лидеров нашего экспорта является древесина (23%, или 1,1 млрд долларов США). Каждая вторая доска в сибирском экспорте древесины – иркутская, здесь регион почти в два раза обгоняет соседний Красноярский край. При этом обратный поток из Китая не превышает и 400 млн долларов. Что есть Иркутская область, если не сырьевой придаток соседней страны с ее коммунистическим правительством?..

Двоякое впечатление оставляет и растущий с каждым годом турпоток из КНР. На протяжении ряда лет эта страна занимает лидирующую позицию среди иностранных граждан по количеству туристских прибытий в Иркутскую область. За 2018 год Иркутскую область посетило 186,2 тысячи китайских туристов, что выше уровня прошлого года на 37,2% и составляет 63,1% от общего количества иностранных граждан, посетивших наш регион. При этом эксперты отмечают стремление гостей правдами и неправдами обзавестись «своими» гостиницами на берегу Байкала, а также своими гидами, перевозчиками. Цель одна: как можно меньше дохода оставить принимающей стороне. Кто как не власть должен реагировать на подобную тактику, не дожидаясь возмущения местных жителей?

Впрочем, подобным вопросам, как говорится, несть числа. Нынешнее правительство региона во главе с Сергеем Левченко предпочитает обходить острые углы, особенно если они задевают интересы «красной команды». Отсутствие видимых достижений по многим направлениям актуальной для региона повестки здесь привыкли маскировать громкими инициативами, красивыми презентациями, другими пиар-акциями.

Но всё имеет свое начало и конец, говорят мудрецы во все времена. Печально обстоят дела сегодня, но уже через год, надеемся, всё будет совсем по-другому. Иркутская область со своим богатейшим – в масштабах России – потенциалом достойна лучшего во всех смыслах: лучшего стратегического и тактического управления, лучшей перспективы, лучшего губернатора, наконец. В этом и заключается логика развития событий уже в ближайшем обозримом будущем.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру