Уникальный Дом Кузнеца не имеет охранного обязательства

Предварительное обследование запланировано только на 2019 год

В Иркутске от арендаторов освободили один из самых известных памятников архитектуры – доходный дом Кузнеца. От здания убрали остановку общественного транспорта, а для безопасности пешеходов – все-таки центр города, народу ходит много – дом завесили баннером. И – тишина.

Предварительное обследование запланировано только на 2019 год
Фото: news.yandex.ru

Вообще-то арендаторам предложили покинуть здание из-за того, что оно пришло в аварийное состояние. Находиться в нем стало небезопасно. И тогда-то администрация Иркутской области решила попросить всех на выход. Что же будут делать с этим памятником дальше?

Дом Кузнеца – это народное название доходного дома, принадлежавшего купцу Давиду Михайловичу Кузнецу. Он был построен в начале XX века по проекту архитектора Венедикта Николаева. Сразу же после постройки владелец сдал почти все внутренние помещения клиентам, крупнейшим из которых было Управление Забайкальской железной дороги. Сам купец жил в построенном во дворе деревянном особнячке.

Жилой дом Кузнеца. Фото из открытых источников.
Управление Забайкальской железной дороги.

Кстати, остановка общественного транспорта возле Дома Кузнеца – это, так сказать, исторически сложившаяся особенность: еще в царское время извозчики устроили своего рода «парковку» напротив парадного этого здания.

В 1922 году с приходом эпохи НЭПа в здании появились десятки разнообразных контор и коммерческих предприятий – но все исчезли сразу после завершения НЭПа.

В годы Великой Отечественной в здании разместили эвакогоспиталь.

Дом Кузнеца в Великую Отечественную войну.
После окончания войны в Доме Кузнеца поселился штаб Восточно-Сибирского военного округа. А с начала 1960-х до середины 1990-х годов помещения Дома Кузнеца занимали подразделения «Главвостоксибстроя».

Кстати, особнячок, занимаемый когда-то семьей купца, был в свое время отреставрирован – как раз когда основное здание занимал строительный трест.

И трест неплохо следил за сохранностью здания, регулярно отчитывался о его состоянии перед отделом культуры администрации Иркутской области. Трест осушил фундамент и регулярно проводил ремонт, а также подготовил проект реставрации перекрытий. Они даже красили дом снаружи в те оригинальные цвета, которые использовали при постройке здания, руководствуясь описаниями в архивных документах.

После того, как строители из здания съехали, его наполнили разномастные арендаторы, которые начали самовольно перестраивать арендуемые помещения – и это в памятнике архитектурного наследия! А вот ремонтировать дом снаружи никто не спешил – краска облупилась, кирпичи стали крошиться.

В начале 2010-х из Дома Кузнеца стали съезжать арендаторы. Помещения понемногу пустели, двери запирали. И наконец дом опустел. А в правительстве стали решать судьбу памятника, однако о реставрации за счет государства почему-то почти никто не говорил. Обсуждали исключительно продажу здания с обязательным условием для покупателя – отреставрировать его. То есть фактически решили продать права на реконструкцию с последующей передачей инвестору.

В 2017 году правительство заявило о возможной передаче Дома Кузнеца в собственность новой организации – «Центру недвижимости Иркутской области», акционерному обществу, на 100% принадлежащему региональному правительству (и созданному им). Уставным капиталом для акционерного общества должны были стать памятники архитектуры. Общим счетом передать в уставной капитал предлагалось 10 зданий-памятников, предварительная рыночная стоимость которых оценивалась суммарно в 490 миллионов рублей. В числе этих памятников были Дом Кузнеца и доходный дом купцов Брянцевых на улице Ленина, 13 (известный больше как Дворец труда). После передачи памятников их предстояло продать, а на полученные средства провести реставрацию комплекса зданий бывшей Иркутской картографической фабрики на улице Красноказачьей – чтобы с максимальным комфортом разместить в нем правительственные учреждения.

При внесении здания в уставной капитал и дальнейшей продаже предлагалось отдавать через аукцион право на реставрацию объекта, а за сделанную реставрацию подрядчик получал здание в собственность. Эта идея принадлежала тогдашнему зампреду правительства Виктору Кондрашову и министру имущественных отношений Владиславу Сухорученко.

При этом всем Дом Кузнеца официально аварийным не признан, несмотря на удручающее состояние. Служба по охране объектов культурного наследия Иркутской области в ответ на запрос инициативной группы проекта «В поле зрения», который ищет аварийные памятники архитектуры в Иркутске, сообщила, что у нее нет данных инженерных исследований, которые бы подтверждали аварийное состояние конструкций. Таким образом, при продаже Дома Кузнеца с торгов за него должны были бы заплатить хорошие деньги – как за неаварийное здание.

Кстати говоря, депутаты идею создания АО и передачу ему памятников не поддержали. Тему сняли с обсуждения и больше к ней не возвращались.

А вскоре выяснилось, что Дом Кузнеца вообще не имеет охранного обязательства, как должно было быть у памятника архитектуры! В этом документе для собственника должны быть прописаны требования по содержанию и использованию здания. Служба по охране культурного наследия Иркутской области сообщила, что ведомство только приступило к оформлению этого документа.

Сейчас судьба Дома Кузнеца все еще не решена. Памятник приходит в упадок. Сколько средств понадобится на его реставрацию – неизвестно: власти даже не проводили обследования, не говоря уже о наличии проекта реставрации. Предварительно обследование Дома Кузнеца запланировано на 2019 год. Его будет организовывать Фонд имущества Иркутской области. Специалисты установят объем противоаварийных работ, строительных работ, а также сумму, которая потребуется для изготовления проектно-сметной документации.

Все это – дело очень долгое. Между тем осадки и ветер разрушают один из красивейших памятников иркутской архитектуры. Будем ждать, пока Дом Кузнеца постигнет участь Курбатовских бань?

Летом 1997 года во дворе Дома Кузнеца были обнаружены остатки подземного хода. «Главвостоксибстрой» начал работы во дворе некогда обширного владения Давида Кузнеца, и на месте автомобильной стоянки, рядом с углом здания, обнаружили провал. Специалисты из ЦСН сразу определили, что внизу – подземный ход. Его стенки и потолок были укреплены лиственничным накатом толщиной в полбревна. Нечто подобное в начале 90-х обнаружили при ремонте здания областной филармонии на ул. Дзержинского. Но изучить ход Кузнеца не смогли, поскольку подпорки сгнили и он оказался наполовину засыпанным. Вероятно, он соединял жилой деревянный дом семьи Кузнеца и каменную махину.

Дом Кузнеца не единственный крупный памятник, судьба которого висит на волоске. Многострадальный Дом офицеров тоже долгие годы ждет реставрации. На его реконструкцию необходимо порядка 329 миллионов рублей. Но с каждым годом становится все яснее: планы по реконструкции памятника на условиях частно-государственного партнерства, о которых громко заявлялось, бесперспективны. Во всяком случае, пока. А время идет, здания разрушаются…

 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру