Хвойные деревья, по всем признакам достигшие эксплуатационной спелости (то есть ставшие годными к переработке), в Усть-Илимске начали пилить массово в конце мая под видом санитарных рубок. Невзирая на протесты устьилимцев, «лесорубы» валили сосны и кедры, большинство которых выглядели как совершенно здоровые. Не помогла даже вызванная горожанами полиция – представитель подрядчика тут же предоставил документ, в котором стражи порядка не нашли нарушений.
Оказалось, разрешение на спил 170 якобы аварийных деревьев в 106 дворах выдала администрация города Усть-Илимска – исполнительный орган власти, обязанный создавать благоприятные условия проживания для горожан. Разрешение выдано самой крупной в Усть-Илимске управляющей компании – ООО «УИ ЖКХ-2008», которая ранее обратилась в администрацию города с заявкой на обследование и выдачу разрешения на спил больных, опасных деревьев и сухостоя. Основанием для запроса УК назвала заявления на снос деревьев от жителей города, беспокоящихся о своей безопасности.
Беспокойство людей можно понять -- если дерево высохшее или больное. Но жители предоставили фото здоровых деревьев. Примечательно, что ни один тополь, ни одна береза к сносу запланированы не были, хотя нездоровых с виду представителей этих лиственных пород во дворах немало… Также примечательно, что выяснить имена инициаторов рубки жильцам домов, около которых рубят сосны, так и не удалось. Не удалось возмущенным гражданам взглянуть и на другие документы, в том числе на акты обследования деревьев – и в соцсетях жители возмущенно обсуждают этот факт. Они предполагают, что деревья, строевой лес, вырубают с целью наживы.
Две девушки поставили кресты
Жительница Усть-Илимска Марина Зинина начала решительные действия. На одном известном сайте она создала петицию против вырубки городских лесов. К настоящему времени ее подписало более 2000 человек.
Марина, которая живет в Усть-Илимске более 40 лет, рассказывает, что никакой экспертизы по поводу здоровья и жизнеспособности деревьев не проводилось.
-- Дефектовку у нас, на Белградской, 8, делали два человека: один — инженер нашей управляющей компании, второй — из департамента городского хозяйства администрации города. Это были две девушки, у которых нет специального образования, чтобы проводить такие экспертизы. Такое обследование должен делать лесопатолог. Документа, на основании которого они делали дефектовку, в природе нет, об этом нам сказали в управляющей компании, – говорит Марина.
Марина сразу же обратилась в местную прокуратуру. Ее жалобу перенаправили в администрацию города, а оттуда — в департамент жилищной политики и городского хозяйства, того самого, разобраться в работе которого Зинина просила. Ответ департамента был формальным, он состоял из перечисления уже известных фактов и ссылался на данные «экспертизы» -- той самой, которую горожане не считают состоятельной.
Марина была настойчива – написала запрос в правительство области, областную прокуратуру. Та перенаправила запрос в городскую… Ну а дальше все повторилось: замкнутый оборот бумажек.
Дума обратилась, прокуратура ответила
Другие устьилимцы, протестующие против вырубки хвойных, тоже не остались в стороне. Они направили обращение в правительство Иркутской области, а также обратились в Законодательное собрание Иркутской области, в местные СМИ, городскую думу.
Местные депутаты, пригласив профильного специалиста, выехали на место рубки. Вердикт специалиста был неутешителен – большинство спиленных деревьев, судя по пням, были здоровы…
По горячим следам депутаты усть-илимской думы обратились в Усть-Илимскую межрайонную природоохранную прокуратуру с просьбой инициировать проверку на предмет законности выдачи департаментом жилищной политики и городского хозяйства администрации Усть-Илимска разрешений на снос зеленых насаждений на придомовых территориях. За проверку, учитывая разграничение компетенции прокуратур, взялась Усть-Илимская межрайонная прокуратура.
Пригласив представителей ООО «УИ ЖКХ-2008» и администрации города, представители прокуратуры обследовали один из последних адресов «лесозаготовки» - придомовую территорию многоквартирного дома на ул. Белградской, 8. В качестве эксперта участвовал главный специалист-эксперт Илимского лесничества Александр Зарубин. В результате установлено, что спилены шесть деревьев, «при осмотре пней которых визуальные признаки аварийности (усыхания, гниения) имеются только на одном пне» (цитата). Так как стволы спиленных деревьев на тот момент были уже вывезены, установить их состояние было невозможно. Далее и.о. заместителя прокурора, юрист 2 класса Н. А. Аман (Усть-Илимская межрайонная прокуратура) в ответе пишет: «Также была обследована группа деревьев породы сосна, произрастающих на указанной придомовой территории… Из отмеченных краской деревьев, по мнению участвующего в обследовании специалиста Илимского лесничества, нуждаются в рубке как аварийные или усыхающие только три дерева породы сосна. На остальных деревьях, отмеченных краской, признаков аварийности или усыхания не обнаружено. Учитывая вышеизложенное, имеются объективные сомнения в обоснованности согласования и проведения сноса указанных зеленых насаждений как аварийных, в связи с чем межрайонной прокуратурой материалы проверки были направлены в МО МВД России «Усть-Илимский» (цитата).
В ответе городской думе и.о. заместителя прокурора также сообщил, что мэру Усть-Илимска и руководителю ООО «УИ ЖКХ-2008» направлены письма, где указано, что вопрос о сносе зеленых насаждений необходимо выносить на обсуждение на общие собрания собственников помещений многоквартирных домов (п. 4 ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ). Должностным лицам, кроме того, напомнили, что при решении таких вопросов заинтересованные стороны должны соблюдать права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека (ст. 3 ФЗ-7 от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды»).
Надежный партнер
Интересно, что, несмотря на активные протесты горожан, уничтожение хвойных деревьев во дворах Усть-Илимска продолжалось и в июне, и в июле, а приостановлено было лишь после ответа прокуратуры. По словам очевидцев, подрядчик – ИП Битиев – вел себя очень уверенно, а в некоторых случаях даже агрессивно. Его понять можно – внезапно он столкнулся с противодействием собственников придомовой территории, лесосырьем с которой ему позволили поживиться. Дело в том, что в рамках соглашения о социально-экономическом партнерстве, заключенного между администрацией города Усть-Илимска (заказчиком работ) и подрядчиком, вся спиленная во дворах древесина достается подрядчику, ИП Битиеву А. Б. – так мэрия рассчитывается за бесплатный спил и вывоз деревьев. Однако горожане, среди которых много профессиональных лесозаготовителей, слыша это, иронично улыбаются – уж они-то знают цены на указанные услуги и стоимость кубика леса… А некоторые прямо говорят, что видят во всем этом сговор заказчика и подрядчика, намекая, что г-н Битиев для администрации города – свой человек…
Так это или нет, мы не знаем и утверждать ни в коем случае не беремся. Но то, что определенная системность в давних взаимоотношениях этих двух сторон прослеживается – факт. Так, в 2017 году между администрацией Усть-Илимска и ИП Битиевым А. Б. было подписано соглашение о социально-экономическом партнерстве, по которому предприниматель обязался на безвозмездной основе очистить от опасных деревьев территорию левобережного кладбища, расположенного вдоль трассы «Братск – Усть-Илимск». Спиленное, естественно, подрядчик забирал себе. Однако жители города, выезжающие из Усть-Илимска на личном транспорте либо на автобусах, наблюдали и потом с возмущением сообщали в местные СМИ, что на кладбище под видом санитарной рубки идет самая настоящая лесозаготовка: рубятся и раскряжевываются здоровые, товарного вида сосны и кедры.
Этот же подрядчик получил заказ (и опять – в рамках соглашения о социально-экономическом партнерстве) на спил 104 деревьев на городской «Аллее славы» – для подготовки этой аллеи к реализации муниципального проекта «Комфортная городская среда». Учитывая, что инициированный правительством РФ проект «Комфортная городская среда» обрел статус чуть ли не священной коровы, мало кто из устьилимцев обратил тогда внимание на качество предназначенных к «забою» деревьев в лесопарке. В итоге огромные куски аллеи стали лысыми, а вполне себе приличные балансы подрядчик снова забрал себе.
Не правда ли, завидное постоянство проявляет администрация Усть-Илимска в выборе партнера по социально-экономическому сотрудничеству? И это при том, что с таким же завидным постоянством их партнер фигурирует на сайте администрации Усть-Илимска как налогоплательщик с большой задолженностью в городской бюджет (начиная с октября 2017 и по июль текущего года).
Когда статья готовилась к печати, стало известно, что жители Усть-Илимска, чьи дворы пострадали от лесозаготовки, планируют обратиться в суд. Каков будет предмет их иска? И есть ли шанс у простых смертных отстоять в борьбе с чиновниками свое право на благоприятную среду обитания? «МК Байкал» следит за развитием событий.
МК-справка:
«Жемчужина в зеленой оправе тайги» - такое поэтическое название получил Усть-Илимск в пору его строительства… По замыслу и генплану ленинградских архитекторов, Усть-Илимск строился с максимальным сохранением в черте города небольших участков тайги – в виде парков в микрорайонах и скверов во дворах. Строители приложили все усилия, чтобы не повредить вековые сосны, ели, кедры при возведении многоэтажек.