Иркутяне хотят, чтобы город перестраивался без шума и пыли

Через три месяца мы узнаем, какие изменения внесли в генплан

На обсуждениях генерального плана Иркутска, которые проходили в разных районах в мае, горожан интересовал не сам план в общем и целом, а те точки, в которых они сами проживают. И даже не район, в котором человек живет, а скорее микрорайон. Его дом и двор, дороги, по которым он добирается до работы и обратно, будет ли рядом стройка и когда она начнется. В этом нет ничего странного, однако авторов проекта изменений в генплан это немного смущало. 

Через три месяца мы узнаем, какие изменения внесли в генплан
Фото из открытых источников.

Хотя именно личному удобству и были посвящены все вопросы, задаваемые на слушаниях. Кто же отвечает за конкретику в генплане? Кто и как учитывает те частности, о которых пекутся горожане?

Кто отвечает за конкретику

Конкретной планировкой того или иного микрорайона занимается комитет по градостроительной политике администрации совместно с МКУ «Управление капитального строительства города Иркутска». Именно здесь сидят люди, которые знают, какой ширины будут дороги и улицы в строящихся микрорайонах, где надо расширить трассу, где будут поликлиника, детский сад, бассейн, спортзал, детские площадки, где посадят деревья и кусты и так далее. А регламентируется все это разнообразие Программой комплексного развития Иркутска и проектами планировки территорий. Данные документы обязательно согласовываются с действующей редакцией генплана, а очередные изменения в этот главный документ планирования городской среды согласовывается с Программой и проектами. Вот такой круговорот согласований.

При этом в проекты планировки территорий регулярно вносятся изменения. Город развивается, растет, увеличивается число живущих в нем и рядом с ним людей. Соответственно, меняются планы жилищной застройки, которые, в свою очередь, зависят также и от разного рода федеральных программ. К примеру, есть программа переселения граждан из ветхого и аварийного жилья, согласно которой все непригодное для жизни жилье должно быть снесено, а живущие в нем люди – переселены в новые дома в том же городе. Тут же освобождаются территории, на которых раньше стояли ветхие или аварийные дома, и эти территории надо как-то приводить в порядок.

Люди, которые живут в пригородных коттеджных поселках или микрорайонах, ежедневно ездят на работу в Иркутск и возвращаются обратно. Значит, необходимо предусматривать новые дороги, парковочные места, появление новых маршрутов общественного транспорта и так далее.

Горожанам нужно где-то отдыхать. Чем больше жителей в городе и окрестностях, тем больше им нужно скверов, парков, площадок для детей, спортивных комплексов, ресторанов, баров, кинотеатров и так далее.

В проектах планировки территорий все четко и конкретно: вот здесь будет поликлиника, вот здесь - сквер, а вот этот участок отдается под жилищную застройку. Посмотреть, где именно и что именно будет строиться, можно в подразделе «Градостроительство» раздела «Среда и обустройство» на портале администрации города Иркутска. Единственный минус размещенных там документов – это масштаб: рассмотреть, что будет в ближайшее время строиться рядом с вашим домом, очень сложно.

Несмотря на перекрестные согласования документации, главным все-таки является генеральный план Иркутска. В принципе, это понятно: проще идти от общего к частностям, чем объединять разрозненные участки в целое. Особенно если планировка отдельных участков различна: там густо, тут пусто.

Генплан предполагает приблизительные сроки преобразований: указанные в нем изменения должны быть осуществлены в течение определенного времени. А проект планировки территории указывает конкретные сроки: через три года тут должна быть поликлиника, в следующем году тут нужно разбить сквер, а через пять лет на таком-то участке вырастет новый микрорайон.

Ждем три месяца

Итог обсуждений генплана будет известен через три месяца. Ровно столько дается разработчикам проекта изменений для того, чтобы учесть замечания местных жителей. Но уже известно, что существенных переделок не будет. В основном изменения, представленные на суд народа, народ удовлетворили.

Полного спокойствия изменения в генплан жителям Иркутска не гарантируют: чтобы привести город в соответствие с генпланом и проектами планировки территорий, придется много ломать и много строить.

- Люди, присутствовавшие на слушаниях, сходились в одном: все, что мы говорим, круто, но надо делать так, чтобы нас это не касалось, - говорит один из разработчиков генплана архитектор Руслан Хотулев. – Но это невозможно. Во-первых, в Иркутске действительно мало территорий, которые пригодны под жилищную застройку. Множество свободных по карте участков не подходят для строительства из-за своего состояния: болотистые местности, склоны холмов, санитарные зоны, «зеленый щит» в виде леса, зоны реликтовых деревьев (та же Кайская роща), труднодоступные участки. Поэтому воплотить мечты горожан, например, о малоэтажной застройке не получится. Частный сектор постепенно будет вытеснен высотками. Кстати, уплотнения существующей застройки избежать тоже не удастся. Конечно, мы бы сами хотели, чтобы дома не строились «балкон в балкон».

Фото: ok.ru

Следующий нюанс – так называемые отдаленные территории, то есть окраины. Здесь запланирована зональная реконструкция, и для того, чтобы благоустроить территорию, расположенную дальше от центра города, нужно будет переделать ту часть, которая располагается перед ней ближе к тому же центру.

Довольно серьезно изменится облик микрорайонов, расположенных в непосредственной близости к задуманным проектировщиками подцентрам. Это районы, примыкающие к центру, там будут расположены разные социальные объекты, чтобы разгрузить его. В подцентрах планируются зоны для прогулок и отдыха.

Также в городе будет появляться все больше и больше площадок, предназначенных под строительство жилых домов с одновременным развитием застраиваемых территорий. Сейчас в городе 10 таких площадок, где застройщик, получивший участок земли (зачастую там есть несколько ветхих домов малой этажности), должен самостоятельно расселить эти дома, расчистить территорию, построить многоэтажки и полностью благоустроить эту зону: скверы, парки, площадки и социальные объекты в рамках государственно-частного партнерства.

Малоэтажное строительство в пределах города, особенно в приближенных к подцентрам территориях, будет сведено на нет. Вместо одно- и двухэтажных домиков будут возводиться 5-12-этажные здания. Это данность, уверен архитектор Руслан Хотулев: высокое качество городской среды и индивидуальная жилая застройка несовместимы. Строительство дорог, социальных объектов и инфраструктуры будет быстрее проводиться в районах с высокой плотностью населения – то есть там, где построены многоэтажные дома.

Транспортный обход Иркутска будет строиться, и стройка начнется в ближайшее время. Уже ведутся работы на участке, призванном сократить длину извилистого отрезка трассы Р-258 «Байкал» (известного как «тещин язык») на трассе в сторону Слюдянки. При этом, как говорит Руслан Хотулев, одним транспортным обходом дело не ограничится: будут появляться новые въезды в город.

- Мы считаем, что улично-дорожная сеть в Иркутске должна быть равномерной, - уверен он. – И с транспортного обхода должно быть несколько въездов в город. Такой подход разгрузит иркутские улицы, на которых сейчас скапливаются заторы. Заторы появляются оттого, что у человека почти нет выбора. К примеру, жители коттеджных поселков возле Маркова Иркутского района знают, что в Иркутск можно попасть, используя объездные пути и закоулки, выехать где-то в Березовом или в районе Помяловского. Но дороги там оставляют желать лучшего, да и известны они немногим.

А вообще, идея «город для людей» довольно перспективна. Может быть, ради ее воплощения можно несколько лет пожить «на стройке»? Конечно, главное – чтобы на все эти радужные проекты хватило денег…

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру