Копайте глубже: с чего начиналась иркутская археология

Как студенческий кружок послужил большой науке

Археология – наука о далеком прошлом. В Иркутске и в Иркутской области предостаточно памятников очень далекого прошлого. Его изучением в Иркутске занимаются с момента открытия Иркутского государственного университета.

Как студенческий кружок послужил большой науке
Улан-Хада. Фото из открытых источников.

А годом рождения иркутской археологии считается 1919 год, когда ученым Бернгардом Петри был создан студенческий научный кружок. О становлении иркутской археологической школы рассказал кандидат исторических наук, доцент исторического факультета ИГУ Николай Савельев.

Николай Савельев. Фото: irk.ru

Все началось с бухты Улан-Хада

– 25 октября 1918 года в Иркутске произошло крайне знаменательное событие – был подписан указ об открытии Иркутского государственного университета. Изначально сформировали только два факультета: юридический и историко-филологический. Среди появившихся кафедр была и та, которая имеет непосредственное отношение к сегодняшней археологии – кафедра истории первобытной культуры. Её возглавил Бернгард Эдуардович Петри, сыгравший важную роль в развитии иркутской школы археологии.

Бернгард Петри был арестован по обвинению в шпионаже. Он, как и многие другие, под невыносимым давлением признал себя шпионом, сказав, что его завербовал академик Василий Радлов, к тому времени уже почти двадцать лет как умерший, и больше никого не назвал. Могила Петри неизвестна. Предположительно его похоронили в районе Пивоварихи, где НКВД производил массовые захоронения своих жертв.

Сын очень известного в те годы профессора, заведующего одной из первых в России кафедр географии и этнографии Петербургского университета Эдуарда Петри, он в 1910 году окончил Санкт-Петербургский университет и получил должность заведующего археологическим отделом музея антропологии и этнографии Российской Академии наук. В музее тогда работали очень солидные археологи, этнологи и этнографы. Один из них – выдающийся этнограф Лев Штернберг – курировал научную деятельность Петри и предложил ему заняться этнографическим изучением западного бурятского населения. До сих пор труды Петри по бурятской этнографии, опубликованные в 20-е годы, считаются классическими.

В многомесячных этнографических поездках он, помимо этнографических наблюдений, получил информацию от местного населения о наличии древнего объекта в бухте Улан-Хада – напротив Ольхонских ворот, на западном побережье Байкала. Кстати, на побережье Мухорского залива, который сегодня так полюбился туристам, в каждой бухте находится археологический объект, пассивно разрушаемый отдыхающими.

Объект в бухте Улан-Хада, где сама природа разделила древнюю культуру десяти тысяч лет на отдельные блоки, стал первым объектом такого плана не только на территории Сибири, но и во всей европейской части страны.

Раскопки были проведены в 1912 году, и вот к каким интересным выводам тогда пришли ученые: найденные там артефакты были тесно сопоставимы с археологическими артефактами, которые иллюстрировали тот же самый период развития древнего человека в Западной Европе. В первую очередь – во Франции. Уже тогда Бернгард Петри высказал – в общих чертах – мысль о том, что развитие человечества протекало в одних и тех же аспектах как в Сибири, так и в Европе. За это его тогда сильно критиковали.

А результаты того исследования настолько заинтересовали общественность, что о них много писали тогда центральные газеты.

Петри не остался в музее, хотя Штернберг и сохранял за ним место ведущего сотрудника. Он посчитал, что в Сибири жить легче – и до конца жизни остался работать здесь.

Кружок

– Тем временем наш университет переживал реформы. В 1921 году юридический и историко-филологический факультеты были реорганизованы в один – гуманитарный. А в 1924 году его преобразовали в факультет общественных наук, который просуществовал всего год и был затем закрыт. На гуманитарном факультете кафедра истории первобытной культуры была переименована в кафедру археологии и этнографии и тоже была ликвидирована. Тогда же открывается педагогический факультет.

Надо сказать, что занятия на педагогическом факультете были очень своеобразными. Студентов готовили так: программы были одни и те же в течение трех лет, и только на четвертый год будущие выпускники могли выбрать специализацию. Чем объяснить специфику такого образования? Дело в том, что если учитель приходил работать, допустим, в сельскую школу, он должен был вести разные предметы – и химию, и физику, и математику. А вот история была в школах в то время ликвидирована. Следовательно, и историческое отделение в университете было закрыто, а последний выпуск историков состоялся в 1926 году.

В связи с изменениями в университете Петри переходит на факультет хозяйства и права, ставший впоследствии основой Нархоза, ныне БГУ. Благодаря его усилиям на факультете создали кафедру этнографии туземных народов Сибири. Таким образом, первоначальный контекст гуманитарного и естественнонаучного образования был раздроблен.

Каким же образом переформирование системы образования сыграло роль в развитии школы иркутской археологии? Начать стоит с того, что при кафедре обязательно существовал музей. А при таких кафедрах, как кафедры географии, биологии, зоологии и археологии, помимо музея также функционировал студенческий научный кружок, который был создан Петри в 1919 году. Первое заседание состоялось 30 марта. Именно с этой даты начинается 100-летняя история иркутской археологии.

Главные фигуры иркутской археологии

– Что же из себя представлял тот кружок? Он пользовался необыкновенной популярностью среди студентов: численность посещавших доходила до 40-70 человек. У него была народоведческая направленность, то есть изучалась жизнь народов, главным образом – народов Восточной Сибири. Также важным пунктом стали и археологические исследования.

Кружок сыграл важную роль в подготовке этнографов и археологов. Многие иркутские археологи и антропологи уже в 1926-1930 годах были направлены в аспирантуру в Московский государственный университет, а также в Государственную академию истории материальных культур.

Пожалуй, наиболее известным в плеяде кружковцев стал выдающийся сибирский ученый, всемирно известный академик Алексей Окладников. Не менее яркой и важной личностью в истории иркутской археологии стал Михаил Михайлович Герасимов, работавший на раскопках в Мальте. Еще одна значимая фигура – Георгий Францевич Дебец, который стоял у истоков создания отечественной палеоантропологии, то есть изучения древних скелетных останков человека, определения расовой, этнической и других физиологических составляющих. Еще – погибший во время блокады Ленинграда Григорий Петрович Сосновский. О том, что иркутская школа – выдающаяся школа антропологов и археологов, принято говорить на основании научных заслуг именно этих четырех людей.

Но не только они являлись ведущими активными археологами того времени. Например, одним из старост того самого кружка стал Павел Павлович Хороших, известный иркутянам краевед. Он же стал первооткрывателем многих археологических объектов на Байкале, особенно в Баргузинском заливе и на Ольхоне. Это, пожалуй, один из долгожителей-археологов того времени в Иркутске, хотя и его судьбу не назовешь простой. В 1929 году ученый был арестован и в течение пяти лет находился в лагерях Западной Сибири. После этого он вернулся в Иркутск, где уже почти не осталось археологов, и долго преподавал на кафедре всемирной истории.

С перерывом на террор

– Несмотря на все исторические перипетии, работа кружка, переименованного в кружок краеведения, продолжалась, вместе с тем расширялись и задачи. Так, активистами кружка стали не только археологи, но и будущие биологи, географы и особенно геологи. В 30-е годы перед краеведами были поставлены задачи, отвлеченные от археологии и этнографии. Главной из них стало изучение сырьевых и других запасов нашего края. В деятельность кружка была внесена практическая струя.

В 1930 году университет был закрыт, но уже спустя год продолжил работу, сохранив только специальности естественнонаучного профиля. Петри оказался в очень стесненных условиях. Ему не нашлось места и в Нархозе. Поэтому до 1937 года ученый работает в картографическом отделе облисполкома, трудясь над созданием первых карт Восточно-Сибирского края и Иркутской губернии. В ноябре 1937 года, во время большого террора, Петри был приговорен к расстрелу по обвинению в шпионаже. В 1954 году – реабилитирован.

Археологические исследования в университете были возобновлены лишь в 1959 году благодаря выпускникам исторического отделения историко-филологического факультета, в первую очередь Герману Медведеву, Михаилу Аксенову, Владимиру Свинину.

Конечно, наиболее благоприятными условиями для развития археологии были советские времена с постоянным государственным финансированием. В 90-е годы была изменена сама структура научной деятельности. И тем не менее археолого-этнографическая деятельность сотрудников ИГУ продолжается и сегодня, активно развиваясь.

Фото: газета "Областная".