Сегодня те, кто в регионе хочет поднять свой политический рейтинг на теме дифтарифов, должны либо залихватски, без стеснения искажать факты, либо уметь вертеться как уж на сковородке. Напомним, что дифференцированные тарифы на электроэнергию были введены федеральным правительством. Принцип простой: чем больше расход энергии, тем выше плата. В Сибири зима длинная, расход электричества на отопление большой – и естественно, дифтариф становится проблемой для жителей. Решением этой проблемы с самого начала занимаются региональные власти. То есть перспективной для местных политических спекуляций она была ровно до того момента, пока правительство региона, лично губернатор Игорь Кобзев и депутаты не начали решать проблему. А начав, они быстро доказали федеральному правительству, что если уж оно вводит дифтарифы, то диапазоны для Иркутской области должны быть иными, более щадящими, а время для применения коэффициента расширено: с сентября по май.
Более того, поправки Иркутской области в итоге распространились для всех пилотных регионов дифтарифа. Сегодня работа продолжается. Данные об оплатах граждан аккумулируются для анализа. На данный момент понятно, что стоимость электроэнергии для 20 тысяч домовладений выросла – и с этим сегодня работают региональные власти. Так же, как и с организационной неразберихой. Сначала оказалось, что в списках домовладений с электроотоплением домов значится меньше, чем есть в реальности. Например, кто-то успел подать документы, подтверждающие электроотопление, и у них даже меньше вышло. А кто-то не успел или даже не захотел: у кого-то дом не оформлен, кто-то нелегально к электричеству присоединился, у кого-то майнинговая ферма в гараже работает – у всех свои причины. Да и в соответствующих структурах, видимо, беспорядок – людям стали приходить платежки за те месяцы, которые уже были оплачены. Обещают перерасчет после оплаты – но у нас не все миллионеры, чтобы по два раза за электричество платить. Так что люди, понятно, возмущаются. Областные власти держат вопрос на контроле.
Но «дифтариф» стараются закрепить как ругательное слово для выражения народного «фи» не к сложившейся ситуации, а – внезапно – к губернатору.
Потому что есть те, кто в предвыборную пору не прочь на этом попиариться. Лидер Иркутского обкома КПРФ Сергей Левченко, например, высказывается против дифтарифов. Ведь технология предельно проста: назначить виновного за дифтариф (а это, конечно, губернатор, ведь выборы-то губернаторские) – и получать очки. Но инерцию народного гнева вокруг темы используют и деятели иного рода, чей мотив с первого взгляда вроде и не очевиден. Но если присмотреться, то очевиднее некуда.
Так, 22 февраля в Иркутске на площади Труда состоялся митинг против повышения цен на электроэнергию. Площадь была заполнена. Акцию организовало некое народное движение «ТарифOFF» (видимо, по аналогии с названием водочной продукции, чтобы быть ближе к публике). Лидер этого движения, небезызвестный в городе Денис Букалов, ругал губернатора – как до него, стоя на том же самом месте, ругал коммунист Левченко. Напомним, кстати, что на предыдущем митинге, где коммунисты так же рьяно высказывали недовольство губернатором, электорат стал свидетелем неожиданного консенсуса коммунистов (которые против дифтарифов) и энергетиков (которые выступали за дифтарифы). А замдиректора ИЭСК неожиданно решил вступить в ряды КПРФ. Все подивились, конечно. В этот раз тоже было чему подивиться: общественник Денис Букалов, по слухам, ранее сотрудничал с энергетиками. Мы ни на что не намекаем...
Творческая биография общественного деятеля Букалова вообще обширна и тематически разнообразна, хотя и не системна. В 2017 году его звезда загорелась впервые: он исполнил социально-политический перфоманс с выставлением гробов на парковке возле здания областной администрации, требуя отставки министра здравоохранения и министра социального развития. Выставляльщика гробов оштрафовали. Зимой того же года Денис организовал акцию для мастера спорта России по силовому троеборью Оксаны Кошелевой: Оксана двигала два трамвайных вагона с пассажирами, ставя некий рекорд. Продвигая «женщину-скалу», наш герой планировал подать заявку в Книгу рекордов России и Книгу рекордов Гиннесса. Общественная польза неочевидна, но было хотя бы не скучно.
Затем он переключился на экологическую повестку – организовывал протест против строительства завода по розливу воды в Култуке. За месяц до начала им была зарегистрирована общественная организация «Экозащита365». Вообще, хотя в интернете можно найти комментарии Букалова как эколога (то о спирогире рассуждает, то о судьбе БЦБК, о его профессиональных экологических компетенциях нам ничего не известно. И весьма к месту будет вспомнить статью о заводе в Култуке, опубликованную в «Аргументах недели» в 2019 году. Ее автор предположил, что организаторы народных волнений могут использовать «громкий скандал и народное внимание» как удобный инструмент «для извлечения личных политических дивидендов», напоминая, что Букалов уже безуспешно выставлял свою кандидатуру на выборах в ЗС.
Да, ничто политическое нашему деятелю не чуждо: в 2020 году общественный деятель был кандидатом в губернаторы. И ради народного внимания залез на памятник Якову Похабову – завязал чугунному первопроходцу его чугунные глаза. Зачем? «Этим действием я привлек ваше внимание, чтобы вы открыли глаза на то, что происходит в нашем регионе», – заявил он тогда. Но понятно, что губернатором не стал.
В 2022 году пошла в ход патриотическая повестка: на открытии художественной выставки Букалов вручил послу Польши в Иркутске коллаж со снимками снесенных советских памятников. В следующем году Букалов засветился в интернет-пространстве с кувалдой «Вагнера-Турчака», которую вручил местному отделению «Единой России» с призывом очистить партию от всяких сомнительных элементов.
А теперь вот случился дифтариф. Кстати, в ТГ-канале участников СВО, локальных войн и военных конфликтов еще 12 февраля было опубликовано обращение к бойцам ЧВК «Вагнер» с призывом не посещать протестные акции 22 февраля: «Под любым благовидным предлогом подобные акции являются попыткой дестабилизировать ситуацию и столкнуть людей лбами. Напоминаю, что вы – бойцы, которые защищали и защищают интересы России. Участвуя в подобных акциях, вы встаете на сторону врага и пытаетесь дестабилизировать обстановку в стране». Так что насчет патриотизма букаловской повестки есть разные мнения…
Что интересного было на митинге? Ничего, на наш взгляд. Что нового мы узнали? Пожалуй, только то, что организатор хотел бы пятерых детей, да жилплощадь не позволяет. Собирали подписи за отмену дифтарифов – мол, чтобы Федерация узнала, как все на самом деле. Забыли, видимо, в угаре организаторской деятельности, что именно Федерация и ввела дифтариф. И губернатор защищает перед Федерацией интересы жителей региона.
Не изменил сценарий даже тот факт, что накануне власти Иркутской области заявили о возможном перерасчете тарифов. И нам кажется, что эту акцию ничего не изменило бы – даже если бы дифтариф вдруг взяли и отменили. Так велик был запал организаторов. Дело в том, что в начале февраля господин Букалов выпустил в ТГ-эфир ролик, который разбежался по разным ТГ-каналам. В этом ролике он прямым текстом говорит о причинах организации митинга. Если коротко и в вольном пересказе, то история звучит так: на него, Дениса Букалова, подали в суд за матерную ругань в адрес губернатора, а он, вместо того чтобы «на колени падать» и «о пощаде просить», теперь устроит им митинг за «справедливый тариф» – и пригласит губернатора (при этом общественник еще раз запустил в эфир нецензурную брань, такое вот необычное приглашение). Так что же, выходит, митинг – это всего лишь личная месть за то, что на Букалова в суд подали? Но тогда, может, ему устроить заодно и митинг против Уголовного кодекса, где имеется статья за нецензурную брань в общественном месте?..
Вообще, хочется обратиться к областным властям: страна «нуждается» в таких энергичных людях: и гробы выставлял, и на памятник взбирался, и кувалду куда надо отправлял. Прикрутить к его ноге динамо-машину – и пускай свет дает! Ударим Букаловым по дефициту электроэнергии в регионе!