Депутаты ЗС откорректировали региональный бюджет в пользу муниципалитетов

Самые важные запросы из территорий были учтены

На последней в созыве сессии Законодательного Собрания депутаты корректировали важный документ, который регулирует работу всего региона, – бюджет Иркутской области на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов.

Самые важные запросы из территорий были учтены
Фото: Любовь Орлова

Не допустить дисбаланса

Представляя проект изменений, министр финансов региона Наталия Бояринова напомнила, что с 2022 года на развитие страны огромное влияние оказывают отрицательная геополитическая ситуация, внешнеэкономическая система, санкции. Например, золотодобывающая отрасль, ставшая опорной в регионе в условиях острой фазы в 2020 и 2022 годах, оказалась в сложной ситуации в связи с запретом на экспорт золота из РФ.

Снижение прибыли предприятий привело, соответственно, к снижению доходов областного бюджета. А параллельно с 1 января этого года изменилась минимальная оплата труда, были проиндексированы на 6,3% должностные оклады бюджетникам, а с 1 апреля – и меры соцподдержки. Это легло на бюджет большой нагрузкой. Кроме того, обременением стало и удорожание стройматериалов и оборудования при том, что в регионе ведется активное строительство соцобъектов.

Поступления в бюджет сократились в первую очередь в части налога на прибыль предприятий, которые составляли почти половину собственных доходов. За пять месяцев этого года поступления от предприятий снизились на 23%. Но вместе с тем существенно выросли собственные доходы муниципальных образований – на 12%. И это при том, что средний рост по стране – лишь 3%.

Для того чтобы не допустить дисбаланса, по словам профильного министра, нужно предусмотреть увеличение доходной части регионального бюджета на 2023 год более чем на 9 миллиардов рублей, из них почти 7 миллиардов – налоговые и неналоговые доходы, 2,5 миллиарда – безвозмездные поступления. Предполагается увеличение расходной части бюджета, в 2023 году расходы составят 292,2 миллиарда рублей.

Депутаты поинтересовались, какую роль в стабильности бюджета играют коммерческие кредиты и почему бы не привлечь в случае необходимости денег по федеральным бюджетным кредитам. Спикер ЗС Александр Ведерников объяснил, что если региону заранее не предусмотрен беспроцентный кредит, то взять его просто так, на покрытие бюджетного дефицита, регион не может. К тому же Иркутская область не является дотационным субъектом с 2020 года, а значит, должна решать возникающие проблемы за счет коммерческих кредитов или выпуска облигаций. Кстати, в Сибирском федеральном округе лишь два региона – доноры, а не дотационные территории: Красноярский край и Иркутская область. А вот, например, Республика Алтай на 89% существует за счет поступлений из федерального бюджета.

Бюджетники обеспечены зарплатой

Вопросы корректировки бюджета – это всегда вопрос зарплат бюджетникам, вопрос средств на строительство и содержание социальных объектов, трансферты муниципальным образованиям, за счет которых на местах решают многие проблемы.

Закон о проекте корректировки бюджета, который на сессии обсуждали депутаты, прошел экспертизу Контрольно-счетной палаты. Как отметила исполняющая обязанности председателя Контрольно-счетной палаты Иркутской области Ольга Ризман, 11,5 млрд из 20 млрд руб. межбюджетных трансфертов – то есть более половины дополнительно предусмотренных проектом закона расходов бюджета – будут направлены в муниципальные образования. С учетом корректировки в течение этого года в территории поступит всего более 123 миллиардов рублей. Есть даже новая субсидия для муниципалитетов – 800 млн на развитие МО разделят поровну Братск и Ангарск. Эти средства можно направлять на капитальный ремонт соцобъектов, на благоустройство, на дороги общего пользования и так далее.

Председатель Иркутского областного объединения профсоюзов Александр Коротких поинтересовался, учтены ли в проекте субвенции на повышение заработных плат работникам бюджетной сферы – в марте было принято решение об индексации на 6,3%, и муниципалитетам рекомендовано сделать то же. По словам министра Бояриновой, средства предусмотрены.

Как отметила глава комитета по бюджету, ценообразованию, финансово-экономическому и налоговому законодательству бюджетного комитета Наталья Дикусарова, депутаты, работая с проектом закона (а поправки ко второму чтению закона коснулись всего трехлетнего периода), постарались учесть все моменты, к которым приковано внимание общественности, если были какие-то обращения из территорий к депутатскому корпусу.

– Одной из главных задач корректировки бюджета была поддержка муниципалитетов. На выравнивание бюджетной обеспеченности была направлена очень большая сумма, можно сказать, рекордная – больше двух миллиардов рублей. Для корректировки в середине года это серьезно. Часть средств уже распределена. Были решены вопросы по зарплате работникам бюджетной сферы. Все должны быть спокойны в этой части – заработной платы хватает до конца года.

Причем средства заложены с таким расчетом, чтобы декабрьские выплаты работники получили в декабре.

Фото: Любовь Орлова

Закончить строительство школ

– Помощь муниципалитетам оказывается еще и в другом направлении, которое касается нашей инвестиционной составляющей: муниципалитеты, подтвердившие, что на их объектах, которые строятся или ремонтируются, экспертиза согласовала удорожание материалов, получили финансовую помощь и поддержку. А это значит, что у подрядных организаций не будет простоя летом, им не придется дожидаться осени, они все смогут спокойно проводить работы в летний сезон. Это касается в том числе и тех объектов, которые ремонтируются по федеральной программе модернизации учреждений образования. Задача важна еще и потому, что подрядчикам, готовым к 1 сентября сдать свои объекты, нужно предоставить такую возможность, – объясняет председатель бюджетного комитета Наталья Дикусарова.

По словам Дикусаровой, отработаны все обращения территорий по удорожанию строящихся объектов. Выработаны критерии, чтобы территории могли эти объекты завершить. Важно, считают депутаты, чтобы процессы в территориях не останавливались, а для этого нужно предусмотреть полное финансирование при удорожании возведения социально важных объектов и обеспечить достройку проблемных объектов – таких, как школа в Мамакане, детский сад на ул. Зои Космодемьянской в Тайшете и других.

Инициативные проекты на полмиллиарда

Еще одна интересная инициатива была учтена в рамках бюджета поправками губернатора и парламентской фракции «Единая Россия»: предусмотрены деньги на реализацию инициативных проектов жителей Приангарья. 500 миллионов рублей, заложенные на 2024 год на финансирование инициативных проектов, позволяют в ближайшее время начать сбор заявок.

– Мы внесли изменения в закон, сделав значимую добавку к возможности реализации инициативных проектов. Дело в том, что прежде реализовать инициативные проекты можно было только во дворах, земля которых находится в муниципальной собственности. Но мы-то знаем, что жители готовятся к участию в программах по комфортной городской среде, что они оформляют дворы на собственников квартир в многоквартирных домах. И конечно, они хотят благоустраивать свои дворы. Поэтому мы внесли изменения в закон, который им поможет.

Для муниципалитетов отменили налог

Кстати, очень важные для муниципалитетов изменения в налоговом законодательстве начнут действовать с 2024 года по инициативе депутатов ЗС – они были приняты на заключительной сессии третьего созыва. Депутатский корпус одобрил проект закона об освобождении муниципальных учреждений образования и культуры от налога на имущество.

Эта льгота была установлена законом «О налоге на имущество организаций» еще в 2007 году. А в 2015 году преференции были отменены, однако срок отмены регулярно переносили для обеспечения сбалансированности муниципальных бюджетов. Парламентарии совместно с территориями разработали проект закона, который закрепляет льготу для муниципальных учреждений.

Кстати, для остальных муниципальных организаций сумма налога уменьшена до ставки в 0,1 процента. Закон принят в окончательном чтении на сессии ЗС. Льгота начнет действовать с 2024 года.

Еще депутаты приняли закон «О внесении изменений в часть 1 статьи 2 Закона Иркутской области «О налоге на имущество организаций». Этот документ предполагает освобождение отдельных медицинских организаций – учреждений первичной медико-санитарной помощи – от налога на имущество. Условие такое: не менее 70% финансового обеспечения для получающих новую льготу учреждений должно осуществляться за счет средств фонда ОМС или областного бюджета. Не менее 60% суммы исчисленного налога должно быть затрачено на медоборудование – его приобретение, ремонт и техобслуживание или приобретение мебели, а также на текущий ремонт зданий и на улучшение приемных пространств, где граждане ожидают приема, и регистратур.

Кстати

Госдолг Иркутской области на 1 мая – 19,3 млрд руб., или 9,7% от собственных доходов. В сравнении с другими регионами у нас госдолг очень низкий, но может вырасти к концу года до 10,5%.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру