Депутаты и общественники считают, что в Иркутской области должна появиться стратегия развития туризма

Общественный совет при Законодательном Собрании предложил скоординировать отрасль

За два последних года мир серьезно изменился. Изменились привычки людей за время пандемии. Изменилось геополитическое положение страны. Люди обратили внимание на внутренний туристический рынок. Сегодня 83% всех бронирований у туроператоров в регионе приходится на внутренний туризм.

Общественный совет при Законодательном Собрании предложил скоординировать отрасль
Фото: Любовь Орлова

Готова ли Иркутская область к наплыву гостей, есть ли у нас уникальные турпродукты, удобная логистика, инфраструктура? Эти вопросы обсуждали на Общественном совете при Законодательном Собрании Приангарья.

Что имеем?

Главный докладчик – Евгения Найденова, новый руководитель агентства по туризму. Она сообщила, что с 2018 года турпоток вырос на 22%, валовый региональный продукт – на 143%. В 2022 году туристическая отрасль принесла области 1,5 млрд налогов. Однако, сказала Найденова, муниципалитеты не готовы отрабатывать тему туризма. Программу по строительству модульных отелей, например. «Ни одна заявка не пришла, например, из Братского района», – заявила руководитель агентства.

Фото: Любовь Орлова

До сентября перед областью стоит задача по разработке концепции экологического, круизного, детского, гастрономического и событийного туризма. Правда, не хватает управленческих кадров, нет студентов, которые закрывали бы нужды отрасли.

По-прежнему недостаточно заполнено туристами межсезонье. Нет бренда, нет разработанных региональных и межрегиональных маршрутов. Нет турпортала. По-прежнему многое нужно сделать. Большая боль – правовая сторона туризма. Не всегда бизнес правильно входит в туризм. Нужны чек-листы, по которым можно будет ориентироваться, как правильно работать. Нужно просвещать тех, кто занимается туризмом – и тем самым подращивать новое бизнес-сообщество, которое справится с работой в правовых реалиях, считает Евгения Найденова.

О вопросах развития дорожной инфраструктуры рассказал министр транспорта и дорожного хозяйства Иркутской области Максим Лобанов. По словам министра, в регионе подготовлена программа развития дорог на Байкал. Их протяженность около 700 км. Губернатором поставлена задача обеспечить на всех этих дорогах асфальтобетонное покрытие. Депутаты Законодательного Собрания ранее предложили предоставить муниципалитетам субсидии на развитие внутримуниципальных дорожных сетей. Сейчас такая программа разрабатывается.

С чем работать?

Спикер Законодательного Собрания Александр Ведерников считает, что Иркутской области есть куда расти. Он напомнил, что у многих регионов есть муниципальные субсидии на развитие туристических активностей, а у нас – частные инициативы.

Спикер напомнил, что Бурятия получает в том числе и на туристические инициативы из бюджета денег в два раза больше, чем Иркутская область.

– Мы тоже получаем, но строим гостиницы для дальнобойщиков – у нас что, дальнобойный туризм?

Депутаты ЗС давно обсуждают развитие отрасли. И уже не раз говорилось, что у нас отсутствует орган власти, проводящий государственную политику в сфере развития туризма. Есть лишь агентство по туризму, где работает всего десять человек. «Все, что мы можем – линейное сопровождение, операционное управление. Стратегические задачи не в состоянии решать», – подтвердила Евгения Найденова.

Спикер ЗС напомнил о проблемах с инфраструктурой. Именно она формирует платформу для развития туризма. Без инфраструктуры организованного туризма просто быть не может.

– За четыре года регион не подал ни одной заявки на очистные сооружения по программе защиты озера Байкал. А Бурятия получила пять миллиардов сверх ранее запланированных ассигнований – на развитие очистной инфраструктуры.

Иркутская область, по словам Евгении Найденовой, подает документы на разные проекты. Но глава парламента указал, что Бурятия в итоговых документах «есть в каждой строчке», а Иркутская область – только в двух. И обе крупные заявки забрал Иркутск.

По словам вице-мэра Иркутска Дмитрия Ружникова, Иркутск, конечно, не перекроет Байкал, но задача – задержать туриста на несколько дней. Но и областному центру не хватает крупных инфраструктурных объектов: аэропорта, выставочно-экспозиционного центра. Не хватает крупных современных музейных объектов – таким мог бы стать Глазковский некрополь, о котором говорят уже лет двадцать. Сегодня Иркутск занимается созданием туристического ядра, обновлением пешеходной и туристической навигации, самой необходимой бытовой инфраструктуры – туалетов. Пять туалетов будет установлено в Иркутске в ближайшее время.

Депутаты за системный подход

Спикер ЗС настаивает на том, что развитие туристической отрасли должно идти системно.

Депутаты не удовлетворены тем, что Иркутская область взяла лишь 237 млн федеральных денег по проектам – против 591 млн Бурятии.

– Я не готов смириться с утверждением, что у нас мэры такие, вот и заявок нет. Кажется, что у них органы власти с муниципальными образованиями по-другому работают. Мы должны больше доверять муниципалитетам, давать им деньги на развитие активностей. У нас нет подведомственных учреждений, которые могли бы их учить, как в этой сфере работать. Давайте поможем муниципалитетам, понянчимся с ними. Это тоже – затраты на инфраструктуру. Мы не должны перекладывать на муниципалов ответственность.

Сельские территории могли бы стать привлекательными для туристов и составить некоторую конкуренцию Байкалу. Но предприниматель Александр Откидач, который вместе с муниципальными образованиями уже реализовал несколько проектов в сфере туризма, отметил те моменты, которые сильно мешают: отсутствие специалистов в отрасли на местах, отсутствие нормативно-правовой базы и особых условий для сельского туризма.

Один из необходимых механизмов системы – кадровый. Александр Манзула, выступавший на Общественном совете при Заксобрании от лица образовательных организаций, считает, что турбизнес не осознает необходимости вкладываться в кадры. Даже тот турбизнес, который работает на Байкале, где поток туристов велик, а отдых дорогой.

– Я встречался с представителями крупных компаний, обсуждал подготовку сотрудников. Но туристическая отрасль не может спрогнозировать свою потребность по кадрам в долгосрочной перспективе, а в краткосрочную вкладываться не готова. Нужно им объяснять, что если они хотят предлагать высокий сервис, то надо вкладываться, а не только снимать маржу с Байкала. Сейчас понимания нет. Соответственно, дальше пойти и учебные заведения не могут, хотя и готовы работать по подготовке кадров. Точно готов, например, Иркутский госуниверситет.

Евгения Найденова объяснила такую позицию бизнеса тем, что туризм на 98% – это малый бизнес.

– Им сложно прогнозировать. Они находятся в состоянии волатильности. Но мастер-классы мы проводим. За счет студотрядов решаем вопрос с кадрами.

Частности привести к целому

Члены Общественного совета и приглашенные участники заседания тоже взяли слово, чтобы прояснить некоторые важные моменты.

Председатель Иркутской областной региональной организации Всероссийского общества инвалидов Константин Шумков обратил внимание на необходимость развития социального туризма для граждан с ограниченными возможностями.

– У бизнеса сложилось впечатление, что их не касаются законы о защите прав инвалидов. Я десять лет поднимаю вопрос о доступной среде. Даже в Листвянке, которая считается воротами на Байкал, она недоступна. Люди с ограниченными возможностями в Листвянке даже не могут к воде спуститься.

Представитель Иркутского района, к которому относятся Листвянка и Большое Голоустное, заместитель мэра Игорь Жук считает, что их в какой-то мере несправедливо критикуют за неповоротливость – без государственной помощи туризм в муниципалитетах развивать невозможно.

Фото: Любовь Орлова
 

– Говорят, что Листвянка – лицо области. Но финансирование Листвянки исходит из того, что там проживает две тысячи человек. Именно исходя из этого и выделяются межбюджетные трансферты. Вся остальная нагрузка на территорию не учитывается. Каким образом муниципальное образование должно все это хозяйство содержать и благоустраивать? Нам тоже стыдно порой за нашу территорию. Но нужна комплексная программа. Ведь мы еще и территория со своими природными ограничениями, со своими особенностями…

Представитель Ассоциации туроператоров Анастасия Тетерина описала ситуацию на Малом море и Ольхоне. Она напомнила, что дороговизна отдыха там, в которой упрекают туроператоров, объективна. Здесь все сложнее и дороже для самих владельцев бизнеса. Например, только вывоз одного куба ЖБО в Ольхонском районе – от 1800 руб., а на самом Ольхоне – от 2000 руб. Тогда как в Иркутском районе 6 кубов можно вывезти за 1600 руб. Отсутствие инфраструктуры делает и завоз чего бы то ни было в Ольхонский район и на Ольхон очень дорогим – владельцы машин не хотят везти. Люди при этом все там делают сами, субсидий никаких не получают. И большинство работает в серой зоне.

Фото: Любовь Орлова

– 1,5 млрд налогов дают только те 30% предпринимателей, которые работают в правовом поле. Остальные 70% – вне его. Чтобы их вывести на легальность, нужна поддержка – чтобы их затраты покрывались. Вы говорите о круглогодичном туризме на Байкале? Но на байкальских ветрах нужно много электричества, уголь запрещен. Сейчас те, у кого котельные, платят огромные суммы – как за объекты, вредящие экологии. А в последние годы возникли и проблемы с электричеством – стали строить экологичные отели, где, как понимаете, все на электричестве. Затраты на наших ветрах, в таком климате огромные: отель на 25 номеров обходится только по электроэнергии в 1,2–1,5 млн руб. в год, – утверждает Анастасия Тетерина.

Александр Ведерников в свою очередь обратился к представителям турбизнеса и представителям ассоциации: нужны конкретные идеи решения проблем. Их готовы включить в документ по итогам заседания Общественной палаты. Именно потому, что задачи туризма надо решать системно, все было предложено передать для разработки стратегии развития туристической отрасли – именно такое итоговое предложение поступило на Общественный совет и было принято. Без стратегии невозможно что-либо развивать системно.

– Важно отметить, что в ряде других регионов есть нормативно-правовая база, дорожная карта по развитию туризма. Мы таким набором инструментов похвастаться пока не можем. У нас многое зашито в другие программы: ремонт дорог, создание инфраструктуры и так далее. Но должен быть разработан единый документ, в котором будет прописано все, что касается развития туризма, – подытожил Александр Ведерников.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру