Депутаты требуют срочного ремонта медицинского оборудования на северах

Законодательное Собрание региона не пускает на самотек ситуацию по коронавирусу

Третья волна заболеваемости требует внимания. В связи с ней депутаты задают вопрос: успели ли службы Иркутской области к ней подготовиться? «Иногда возникают проблемы, например с местами в больницах. Нам нужно знать, хватает ли коек, лекарств и прочего», – объяснил спикер Законодательного Собрания Александр Ведерников пристальное внимание депутатского корпуса к проблеме.

Законодательное Собрание региона не пускает на самотек ситуацию по коронавирусу
Фото: tkgorod.ru

Министр здравоохранения Яков Сандаков был приглашен на депутатский штаб по коронавирусу, чтобы обрисовать текущую ситуацию и ответить на вопросы народных избранников.

Третья волна: лекарства, койки, лаборатории

Региональный министр Яков Сандаков подтвердил, что с 5 июня резко выросло количество случаев, пошла третья волна заболевания. Новый штамм вируса имеет более высокую контагиозность и более высокую степень распространяемости. Наличие тяжелых госпитальных форм выше, чем при двух первых волнах.

Коечный фонд соответственно также резко вырос – до 3092 мест, в том числе 1398 коек – для больных в тяжелом и крайне тяжелом состоянии. Для сравнения: во вторую волну было развернуто 5564 койки. Свободных мест в больницах в среднем – 18,6%. Основная часть ковидных коек расположена в Иркутске, Ангарске, Шелехове (главные зоны риска, по мнению минздрава, как раз Иркутск, Иркутский район, Ангарск, Шелехов). И здесь процент свободных коек ниже.

В числе мер, которые, по словам Сандакова, принимаются в Иркутске, – усиление диспетчерской службы скорой помощи на четырех операторов, принимающих звонки, большее число ковидных бригад скорой помощи, дополнительный транспорт, контроль за противоэпидемическими мерами в самих медорганизациях, формирование запасов лекарств и средств индивидуальной защиты.

Главным способом борьбы с пандемией названа вакцинация, особенно в туристических зонах и местах большого скопления трудовых мигрантов. В том числе это северные территории – Бодайбо, Усть-Кут, Катанга, Жигалово, а также Ольхонский район, который пользуется особым туристическим спросом.

Лекарства остаются одной из главных забот. Для больных, которые находятся «на амбулаторном этапе», закуплено лекарств на 27 миллионов рублей. Деньги выделяет федеральный бюджет, всего выделено 103 миллиона.

Для стационаров также закупаются лекарства. Рассчитанный срок запаса – 45 дней. Для лекарств против цитокинового шторма (напомним, это реакция иммунной системы, которая может привести к смерти) – от 35 до 12 дней. В областном бюджете деньги предусмотрены, заявки сформированы. Сложность обеспечения больниц лекарствами в том, заявил Яков Сандаков, что препараты раскупаются «с колес», особенно теми регионами, ситуация в которых хуже, чем в Иркутской области.

Для дополнительных закупок кислорода направлено из бюджета 50 млн рублей. Сейчас формируется заявка на закупку кислородных концентраторов.  

В регионе функционирует 23 лаборатории, организована маршрутизация материалов в 6 специализированных центров. По уверению Сандакова, «даже если в два раза увеличить количество тестов на ПЦР, наши лаборатории справятся». С 17 июля наблюдается неуклонный рост тестирования, материалы для тестов забирают во всех поликлиниках.

Оборудование нужно сейчас, а не завтра

Депутаты, среди которые есть, заметим, и медики, приняли самое активное участие в обсуждении тех проблем, с которыми сталкиваются подведомственные им территории.

Фото: пресс-служба ЗС

Ольга Носенко поинтересовалась достаточностью средств для обеспечения бесплатными лекарствами амбулаторных больных, тем более что новый штамм – это новые препараты. Министр ответил, что схема лечения меняется вслед за штаммом: «Мы уходим от антибиотиков. Сегодня четко работаем по 11-й рекомендации (имеется в виду 11-я редакция временных методических рекомендаций по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции. – Ред.). Некоторые противовирусные препараты уже не работают».

Ирина Синцова напомнила, что неоднократно обсуждалась тема ковида в северных территориях области, и поинтересовалась, изменилась ли там ситуация с обеспечением медицинским оборудованием, достаточно ли расходных материалов. Министр рассказал, что в прошлом году всех обеспечили аппаратами ИВЛ, сегодня есть необходимость приобретать кислородные концентраторы, в том числе для северных территорий. С расходниками проблем нет, но есть вопросы по тест-системам – произошло схлопывание рынка, спрос теперь превышает предложение. Но в целом ситуация с оборудованием стабильна.

Но очевидно, что депутатов – особенно тех, кто представляет интересы северных территорий – объяснения по обеспечению оборудованиями не удовлетворили. «Изменилась ли ситуация с аппаратами КТ, или же мы, как в прошлом году, будем вертолетами людей возить?» – задали они вопрос.

– По северным территориям решили вопрос. В Бодайбо запустили аппарат. По Усть-Илимску наша задача ввести в эксплуатацию аппарат, где перегорели рентгеновские трубки. В Усть-Куте проблемный аппарат, и его уже ремонтируют, но он все равно не работает как надо. Если будут выделены дополнительные средства, то установим трубки, все сделаем.

Надо сказать, что депутатов не удовлетворила такая позиция. Олег Попов заявил, что его не устраивает такое отношение к северным территориям – по остаточному принципу.

– Отдельной статьи по замене трубок у нас нет. Выход их из строя – это непредвиденные обстоятельства, – ответил министр. Однако Александр Гаськов возразил, напомнив, что указан срок службы трубок, все врачи об этом знают, знают свои аппараты. И всегда можно подстраховаться заранее, имея в виду сложность покупки таких запчастей.

Позицию минздрава, даже при том, что министр напомнил, что «трубки выходят из строя потому, что нагрузки на них не такие, как в мирное время», депутаты не поддержали, настаивая на том, что оборудование необходимо людям сегодня, а не завтра или послезавтра. В Усть-Илимске, например, развернут антиковидный центр, но там в аппарате произошла поломка, и люди остались без диагностики. «Купите сейчас это, а не завтра». Депутаты посоветовали министру сформировать закупку сразу на 6 сломавших аппаратов КТ. Они готовы, если возникнет такая необходимость, провести внеочередную сессию для решения вопроса о выделении дополнительных средств на борьбу с ковидом, и в том числе – на приобретение необходимого медицинского оборудования.

С территорий поступают тревожные сигналы

Александр Гаськов сказал, что ему поступают предупреждающие звонки о том, что «завтра у нас не будет кислорода»: в Красноярском крае запретят вывоз кислорода за пределы края, Иркутский авиазавод на 50% сможет обеспечить свою больницу.

– Я помню, как в первую волну рулили медициной в ручном режиме – и сегодня мы к этому снова подошли. Сегодня снова чрезвычайная нагрузка на лечебную сеть.

Сандаков, возражая, заявил, что «про Красноярск не осведомлен», что финансы на закупку кислорода выделены. Насчет того, что область плохо готова к третьей волне, парировал: сегодня мы смогли нарастить коечный фонд всего за 14 дней:

– Весь опыт реализуется. И у нас нет умерших на ступеньках людей. И надо понимать, что у нас не появится вдруг сто машин скорой или сто дополнительных сотрудников.

Сомнение депутаты выразили и насчет обеспечения лекарствами – поступают сигналы с территорий о том, что не хватает лекарств. Впрочем, не только лекарств, но и тестов, кислородных концентраторов, недостает кроватей, матрасов в ряде медучреждений в отдаленных районах. Кроме того, люди жалуются на то, что приходится долго ждать телеконсультаций от врачей-инфекционистов, у которых большая загруженность.

Фото: пресс-служба ЗС

Сандаков объяснил, что невозможно закупить весь необходимый объем лекарств заранее, невозможно сделать запас на долгий срок – с нового года рекомендации по лечению поменялись четыре раза, и, соответственно, запасенные лекарства сегодня лежали бы мертвым грузом. Что до телемедицины, то она в Иркутске переходит на новую платформу, систему ее работы переформатируют, «ставят на другие цифровые рельсы». Министр пообещал, что скоро все заработает как надо.

Третья волна принесла людям массу бытовых проблем, и они стали обращаться к своим депутатам, чтобы те помогли. Например, стали поступать постоянные обращения такого рода: группы в детских садах в полном составе уходят на карантин, родители вынуждены брать больничный, чтобы остаться дома с ребенком, но прямо в поликлинике родители не могут получить больничный, от Роспотребнадзора получают очень неоперативно. Поэтому работодатель предъявляет претензии, считая их прогульщиками. Этот вопрос депутаты попросили министра «настроить». Он подтвердил, что это «не единичный случай», пообещав, что министерство все подобные случаи отработает.

Ольга Безродных поинтересовалась, каким образом будет проходить подготовка к учебному году учителей, если приостановлены все профосмотры, диспансеризация, а учебный год не за горами. Министр объяснил, что пока «действуем по ситуации». Алгоритм по учителям еще непонятен.

Укололся и пошел

Многое, очевидно, будет зависеть от того, как будет развиваться прививочная кампания. Депутаты рассмотрели вакцинацию отдельным вопросом, еще раз подчеркнув, что нужно привить не менее 75% населения. Сегодня в лидерах по числу вакцинированных – Иркутск. Что делает региональное министерство здравоохранения, чтобы нарастить темпы?

По словам министра Якова Сандакова, с опережением плана идет прививочная кампания в Усть-Куте, Бодайбо, в других городах, но есть территории, где вакцинация популярностью не пользуется: например, в поликлинике ИАПО в Иркутске, которая обслуживает Иркутск II, городок авиастроителей, дела обстоят не очень. В Усть-Уде, Тайшете, Черемхово, Братске вакцинация буксует. В последнее время активность повысилась, но все равно темпов, заданных правительством, не набирает. Хотя сформировано 113 мобильных прививочных бригад, действует 21 мобильный прививочный пункт. Ведется агитация, вакцинируют в торговых центрах.

Фото: irkutskmedia.ru

– На сегодня тезис простой: услуга должна быть доступна, быстра и понятна, – объяснил министр.

Вакцина поступает неравномерно, где-то быстро распределяется, где-то залеживается. Перевозить ее из одного пункта в другой сложно, поскольку она быстро портится. Выход – работать с муниципалитетами, где наблюдается низкий уровень активности. Министерство работает с заместителями мэров по социальной работе, чтобы они знали истинную ситуацию.

Депутаты, в частности Олег Попов, выразили желание видеть мобильные пункты чаще.

Депутаты поинтересовались, будет ли вводиться обязательная вакцинация для отдельных групп населения в Иркутской области.

– Решение будет принято. Я хотел бы, чтобы максимальное количество жителей поставили вакцину, чтобы прекратилась пандемия. Медики могут со своей стороны предложить обязательную вакцинацию, но решать будет СПЭК – санитарно-противоэпидемическая комиссия – или губернатор, – ответил министр.

Также депутаты высказались за то, чтобы максимально ограничить передвижения населения, а также массовые мероприятия, поскольку все это провоцирует вспышки заболевания.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру