"Мистер Фикс, у вас есть план?": кто из кандидатов способен прекратить драки иркутских баронов

Политологи о ситуации на старте предвыборной гонки в Иркутской области

Приангарью 13 сентября предстоит избрать нового губернатора. Чего ждать от предвыборной кампании – конкретных программ по развитию региона или очередного шоу?

Политологи о ситуации на старте предвыборной гонки в Иркутской области

Кто из кандидатов намерен «засветиться» перед выборами в Госдуму, а кто демонстрирует реальное намерение и высокие шансы взять на себя управление крупным регионом? Есть ли на политической арене сила, способная остановить «драки иркутских баронов», и почему в списке нет кандидата, выдвинутого «Единой Россией»? Об этом 23 июля за круглым столом размышляли политологи.

«Пока мертвецки тихо»

До выборов, от которых зависит вектор развития региона на ближайшие пять лет, остается чуть больше месяца. В качестве кандидатов на пост губернатора Приангарья документы в областной избирком подали 16 очень разных претендентов, однако пока на местной политической арене все довольно спокойно. Даже «скучно», «мертвецки тихо» – примерно в таких формулировках описывают текущую ситуацию участники дискуссии: историк, политолог Алексей Петров, руководитель Лаборатории гуманитарных и политических технологий ИГУ, почетный профессор Константин Жуков и политический консультант Илья Щеголихин. И избиратели несколько отстранены, и сами кандидаты шокирующих заявлений и выпадов в адрес друг друга не делают. Впрочем, все самое интересное, вероятно, впереди.

«Мы располагаем данными прошлой осени и конца января 2020 года. Так вот, большинство избирателей в январе еще не знали, что у нас будут выборы губернатора. Это свидетельствует о том, что политика не очень интересует более 50% избирателей», – дал аналитическую выкладку Константин Жуков, объяснив, что пандемия коронавируса в этот раз не позволила провести масштабные исследования. Тем не менее приведенные данные, в общем-то, отражают характерную для многих выборных кампаний ситуацию.

Руководитель Лаборатории гуманитарных и политических технологий ИГУ, почетный профессор Константин Жуков. Фото: Irk.ru

«В июне один из телеканалов Иркутска опрашивал людей, абсолютное большинство опрошенных не знали ни о каких выборах уже тогда, когда они были объявлены. И это нормально. Люди включаются в политическую повестку в последние две-три недели», – согласен историк Алексей Петров.

Алексей Петров, историк, политолог. Фото: Irk.ru

Можно предположить, что именно на этот период обычно приходится самый накал агитационной драмы, кульминация политического шоу. Любителей ярких эмоций одолевает вопрос: неужели в этом году предвыборная гонка наконец-то пройдет без «полоскания чужого грязного белья» на публике?

Народ не хочет шоу

Команда одного из наиболее реальных претендентов на должность главы региона – в настоящий момент исполняющего обязанности губернатора Игоря Кобзева – похоже, выбрала более конструктивную, чем шоу-выступления, стратегию. Врио поддерживает репутацию человека дела и активно разъезжает с рабочими визитами по области. Такого рода мониторинг проблем территорий, живое общение с населением и оперативная реакция на запросы с мест, вероятно, помогут кандидату нарастить шансы на победу в выборах.

Политологи комментируют: людей сегодня в первую очередь заботит собственное благополучие, достойные перспективы для их семей. Тот, кто убедит избирателей, что у него есть реальный план улучшения качества жизни в регионе, может рассчитывать на максимум галочек в бюллетенях напротив своей фамилии.

«Наши земляки, мне кажется, хотят работать и хотят достойной жизни, медицины достойной, образования достойного для своих детей и внуков, денег побольше, чтобы хватало на удовлетворение самых важных, необходимых для жизни потребностей», – коротко резюмировал ожидания избирателей Константин Жуков. Так кому из кандидатов, по мнению аналитиков, жители региона склонны доверить свое будущее?

В списке претендентов на губернаторское кресло преобладают самовыдвиженцы. Своих кандидатов также выставили «Гражданская платформа», КПРФ, КПСС, «Родина», «Справедливая Россия», ЛДПР. 16 человек. Сложный выбор?

Алексей Петров предположил, что в финальный список для голосования войдут все-таки не все: «Я больше чем уверен, что половина из 16 кандидатов не будет зарегистрирована. Шесть кандидатов если будет, то это уже хорошая кампания».

При этом не секрет, что многие из заявившихся на выборы на самом деле губернаторских амбиций не имеют. Для них нынешняя кампания – возможность прокачать компетенции, повысить узнаваемость собственной персоны и завоевать лояльность электората перед выборами в Госдуму РФ, запланированными на 2021 год.

Аналитики предполагают, что основная, реальная борьба на этот раз развернется между самовыдвиженцем Игорем Кобзевым и кандидатом от КПРФ Михаилом Щаповым.

Алексей Петров в список тех, кто может претендовать на хоть сколько-нибудь значимую долю голосов избирателей, включил бы еще кандидата от либерал-демократов Андрея Духовникова. «ЛДПР сильна на северных территориях и имеет хороший ресурс. В некоторых территориях Духовников может занять второе место. Сам бренд ЛДПР поможет человеку на фургаловской теме сыграть», – объясняет политолог-историк.

По мнению Константина Жукова, эпатажные, эмоциональные «выступления Жириновского по телевидению многим нравятся, а это 6-7% дает». За партию с харизматичным лидером в свое время, на заре 2000-х, действительно неплохо голосовали. «Потому что чувствовали, что ЛДПР, а точнее, Владимир Вольфович Жириновский, говорит об их проблемах, – комментирует руководитель Лаборатории гуманитарных и политических технологий ИГУ. – Но, по нашим исследованиям января этого года, не видно, что это будет яркой победой ЛДПР. Возможно, если Жириновский приедет в тот или иной район, тогда и ситуация будет другая. Но вряд ли это случится. Возможно, что и получит ЛДПР второе место где-то, но это не будет целый город или район».

Кстати подняли и вопрос, почему наш «народный» губернатор Левченко не получил такой поддержки, как  Фургал в соседнем Хабаровске.

-- Это две разные истории. Левченко ведь не арестовали, а Фургал не писал никаких заявлений «по собственному». Левченко сделал грубейшую ошибку, уйдя в отставку, он обязан был доработать до конца, если хотел остаться с «позитивным шлейфом» в глазах той категории граждан, которые ему в какой-то мере доверяли. А раз сам ушел – то чего митинговать-то? Все его претензии  о том, что на него «давили», не принимаются – власть и предполагает, что на тебя давят. Кстати, помните, когда в 1994 году Борис Ельцин снял Ножикова, 10 тысяч иркутян вышли на площадь у Дворца спорта и митинговали. Ельцин извинился и вернул Ножикова назад. Там человек пострадал за свои политические взгляды. А тут этого нет, – считает Петров.

Симпатии определенной группы избирателей, по всей видимости, отойдут и кандидату от «Справедливой России» Ларисе Егоровой, которая в регионе известна как один из довольно активных депутатов областного Законодательного собрания. Вероятно, она аккумулирует часть протестных голосов. К тому же, заметил Алексей Петров, есть электорат, который голосует по гендерному принципу – «за женщин». Так или иначе, «Справедливая Россия» на нынешних губернаторских выборах вполне вероятно может немного улучшить свой процент в сравнении с голосованием пятилетней давности.

Тем не менее главных кандидатов два, еще раз делает акцент Алексей Петров, и определяющий вопрос в том, как будут построены кампании фаворитов.

По мнению Ильи Щеголихина, Михаил Щапов как депутат Госдумы – фигура яркая, но в целом в регионе у него относительно невысокая узнаваемость. «Мало кто знает о Щапове за пределами его избирательного округа», – считает Илья Щеголихин.

Илья Щеголихин, политический консультант. Фото: Irk.ru
При этом эксперт напоминает: порядка 20% избирателей принимают решение в день голосования в кабинке. И именно за этих «подвешенных к нерешительности» избирателей развернется борьба. А если эти голоса «размажутся» по длинному списку?

«16 человек – это серьезный риск для предвыборного штаба Кобзева, – предполагает Щеголихин. С учетом тем, связанных с ковидом, с текущим социально-экономическим положением, все это создает серьезную протестную среду, в которой кандидатам от власти работать сложно… Рейтинги поддержки КПРФ доходят до 35%. ЛДПР по итогам голосования в Заксобрание в 2018 году – 15%. Берем «Справедливую Россию», плюс кандидат-женщина, и общая протестная повестка даст еще какой-то процент. Могут быть сюрпризы».

Генеральский сигнал: мирная консолидация

На этом фоне Игорь Кобзев, видимо, решил взять на себя роль консолидирующей силы – чтобы регион в очередной раз не «рвало на части». «Драки иркутских баронов» – в этом местные элиты точно поднаторели. Мы бы сказали, заигрались в «войнушки», отодвинув интересы жителей области куда подальше. Собственный карман, конечно, ближе. Кланы влиятельных предпринимателей выставляют свои фигуры на политической доске и разыгрывают партии, где победа приносит бонусы разве что бизнес-структурам и семьям их владельцев.

Сможет ли генерал-полковник Кобзев остановить эти агрессивные войны? Сигнал к примирению, кажется, дан: 23 июля открылся штаб общественной поддержки Игоря Кобзева, в который вошли известные люди Иркутска и области, представляющие довольно широкий круг структур, организаций, политических течений. Илья Щеголихин видит в этом решении реальную попытку консолидировать, примирить ради общей цели иркутские элиты. При этом под элитами понимаются не только политики или бизнесмены, но и активные общественники, представители культурной сферы, работники медицины и многие другие, кто сегодня формирует повестку, кто способен помочь обозначить задачи, приоритеты, проблематику региона.

Объединить разные (и здоровые) силы в регионе было бы куда сложнее, наверное, если бы кандидата выдвинула конкретная политическая партия. «Сильный кандидат выдвигается, например,  от «Единой России», и бессмысленная драка, которая шла между партиями, начинается по новому кругу, – рисует наиболее вероятный в такой случае сценарий Илья Щеголихин, отвечая на вопрос, почему Игорь Кобзев – самовыдвиженец. – Губернатор не может быть губернатором какой-то партии или ее сторонником. Он – губернатор всех жителей региона».

Константин Жуков, вместе со многими жителями Иркутской области уставший от разрушительного партийного противостояния, решение Кобзева о самовыдвижении тоже считает вполне логичным: «Побывав на штабе, я почувствовал это преодоление так называемой политической борьбы. На мероприятии были представители разных политических взглядов, и никому это не мешало. Нашему региону крайне необходим общественный консенсус ради улучшения социально-экономической жизни, ради благополучия жителей Приангарья».

Как регион, его население и сами воинственные элиты воспримут идею осознанной консолидации? Точный ответ узнаем, увидев цифры по итогам обработки сентябрьских бюллетеней.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру