Трудности перевода: в Иркутской области ходят слухи о давлении на мэров

Председатель думы Иркутска Евгений Стекачев о «муниципальном фильтре» на выборах губернатора

Муниципальный фильтр – это необходимая часть в процессе избрания главы региона, и он определен федеральным законодательством.

Председатель думы Иркутска Евгений Стекачев о «муниципальном фильтре» на выборах губернатора
Фото: m.altairk.ru

В соответствии с последним кандидат в губернаторы, самовыдвиженец ли он или кандидат от партии, должен быть поддержан определенным числом муниципальных депутатов и руководителей муниципалитетов. Однако в последнее время в телеграм-каналах и соцсетях поднимается вопрос о том, не является ли «муниципальный фильтр» фильтром для неугодных власти кандидатов. Так ли это? Мы решили поинтересоваться у действующего муниципального депутата – ведь именно от них зависят в конечном итоге кандидатуры на выборы.

– Насколько эта процедура прозрачна?

– Для прохождения муниципального фильтра кандидат в губернаторы должен собрать от 5 до 10% подписей муниципальных депутатов, представляющих не менее 75% муниципальных образований региона.

Только после этой процедуры кандидат допускается до выборов. Я как депутат думы города Иркутска уже дважды участвовал в такой процедуре – как поддерживающий того или иного кандидата: в 2015 году и в этом, 2020 году.

Это в принципе простая и прозрачная процедура. Когда кандидаты официально выдвигаются, они обращаются в адрес муниципального образования с просьбой о поддержке, и муниципальные депутаты сами принимают решение, кого поддержать. Если речь идет о партийном кандидате, тогда в каждой думе идет фракционная работа и фракции различных партий принимают решение.

– Возможно ли давление на муниципальных депутатов? Об этом сегодня много пишут в телеграм-каналах.

–- Я слышал о том, что в телеграм-каналах были озвучены некие реплики и даны комментарии о давлении на депутатов или мэров в муниципалитетах региона. Но официального выдвижения еще не было – и поэтому такие реплики в принципе преждевременны. Поэтому только после того, как произойдет официальное выдвижение кандидатов, мы – муниципальные депутаты – будем участвовать в процессе поддержки того или иного кандидата. Ни о каком давлении на депутатов здесь речи идти, конечно, не может.

– Дума Иркутска как-то готовится к предстоящей процедуре «фильтра»?

– Мне как председателю думы Иркутска было важно понять, каким образом, возможно, будут распределены голоса наших депутатов. Поэтому я собрал представителей всех фракций и объединений в думе Иркутска с целью предварительно обсудить возможные решения. Это наш гражданский долг – принять участие в этом процессе.

В нашей думе две крупных фракции: «Единая Россия» и КПРФ, а также небольшие фракции – «Гражданская платформа», «Справедливая Россия» и ЛДПР. Есть и депутатские объединения – «Иркутск» и «Стратегия социального развития». Поскольку от ЕР единого кандидата не предвидится, вся фракция «Единой России» намерена поддержать врио губернатора Игоря Кобзева. Позиция фракции КПРФ – поддержать кандидата от КПРФ. Пока они не знают, кто это будет, но у них партийная дисциплина, и они будут поддерживать своего кандидата.

Фракция «Гражданская платформа» заняла такую же позицию – поддержать своего кандидата. По предварительной информации, кандидат от них ожидается на выборах губернатора Иркутской области. Фракции «Справедливая Россия» и ЛДПР также сказали, что будут поддерживать своих кандидатов.

Самовыдвиженцы, которые объединены в свои группы, распределились таким образом: группа «Иркутск» (3 депутата) готовы поддержать врио губернатора Кобзева, три депутата объединения «Стратегия социального развития» тоже будут поддерживать Кобзева. Поэтому, как видите, в думе Иркутска сложилась вполне демократическая ситуация в поддержке кандидатов на должность губернатора Иркутской области.

– Сколько времени дается кандидату для получения подписей муниципальных депутатов и мэров?

– В течение месяца с момента выдвижения кандидат в губернаторы должен собрать подписи в сою поддержку. Учитывая, что подписей собрать нужно много, а муниципальные образования разбросаны, можно сказать, что месяц – это как раз такой срок, который позволит кандидату справиться с задачей.

– Как вы считаете, почему кандидат в губернаторы обязан заручиться муниципальной поддержкой?

– Вертикаль власти в нашем государстве формируется как сверху вниз, так и снизу вверх. Мы выбираем первое лицо субъекта Российской Федерации, а свою деятельность согласуем с интересами населения в своих округах – мы представляем интересы определенного муниципального образования и его жителей. В свою очередь муниципальные образования входят в состав области. Так что эти подписи – своего рода проверка того или иного кандидата: насколько он будет принят профессиональным сообществом – представителями законодательной и исполнительной власти.

Задумайтесь вот над чем. Если кандидат идет как самовыдвиженец, он собирает подписи у избирателей, если идет как представитель партии – у представителей своей партии. Но ведь, с другой стороны, есть профессиональная среда, мнение которой тоже необходимо учитывать. Получается даже двойной фильтр для кандидата в губернаторы. И подписи именно депутатов и глав муниципальных образований – это оценка профессиональной среды: насколько кандидат компетентен. Это важно, потому что ошибка при выборе всегда возможна, но при таком фильтре профпригодности кандидата она будет сведена к минимуму.

– Как вы думаете, нынешние выборы приведут к консолидации разных политических сил в Иркутской области?

– Знаете, мы все устали от чехарды отношений между Федерацией, Иркутской областью, городом Иркутском, другими муниципальными образованиями. Особенно в последние годы это все остро чувствовалось.

Избирателям в этой связи важно знать, будет ли выстроена четкая командная работа между губернатором, мэрами, депутатами. В этом случае и все наши усилия будут нацелены на результат, будет меньше политики, но больше хозяйственной деятельности. Если мэры и губернатор смотрят в одну сторону, значит, будет возможность увеличить доходную часть областного бюджета за счет привлечения федеральных средств и доходную часть муниципальных бюджетов – за счет областных средств.

Когда есть полное понимание, можно выйти из любой ситуации. А когда этого понимания нет, тогда мэр зачастую брошен со своим бюджетом и проблемами. Или, наоборот, бывает, что мэры упираются и не готовы поддержать губернатора. В таких случаях всегда страдает гражданин, избиратель – его жизнь зависит во многом от того, насколько слаженно работает власть на всех уровнях.

Поэтому консолидация сейчас очень важна. Время непростое, экономическая ситуация сложная, а 2020 год обещает дальнейшие испытания – и нам всем очень хотелось бы, чтобы закончилась «политическая турбулентность», а началась простая и всем понятная работа.

И если снова вернуться к муниципальному фильтру, то это первый показатель возможной консолидации. Избиратель увидит, какие депутаты какого кандидата поддержали, и будет понимать, что, например, в областном центре у такого-то кандидата есть поддержка – а значит, есть понимание у депутатов и мэра этого муниципального образования, и они готовы работать с поддержанным кандидатом, и это будет наконец командная работа.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру