Сергей Шишкин: "На войне штабов в Иркутске пал избиратель"

О воинственном электоральном цикле и будущем мэре Иркутска

17.09.2019 в 05:15, просмотров: 15707

Всего неделю назад завершились выборы в Иркутской области и Иркутске. Иркутянам еще предстоит осмыслить их итоги и сделать выводы. Тем более, что впереди выборы мэра и «сюжет-2020» – выборы губернатора. «МК Байкал» обратился к профессору юридического института госуниверситета Сергею Шишкину с вопросом о том, как он видит итоги муниципальных выборов и что, по его мнению, за ними последует.

Сергей Шишкин:
Фото: www.9111.ru

Иркутская Кущевка

– Сергей Иванович, вы – человек, глубоко укорененный в иркутскую политику и как профессиональный правовед, и как специалист по избирательным технологиям. Ваш сорокалетний опыт в этой области тому доказательство, первые демократические выборы в Иркутской области в 90-е годы проходили с вашим участием. Выборы в городскую думу Иркутска в 2019 году были особенными. Как вы оцениваете сам процесс избирательной кампании в городе и каковы предварительные итоги этих выборов?

– Выборы в городе Иркутске в известной степени были и обыкновенные, и необыкновенные. Обыкновенные они в том, что явка была низкой. Если помните, пять лет назад это было 18,3%, сейчас – 26,4%. Сказать, что явка подросла, мы не можем: такой безудержно активный подвоз деклассированных элементов, голосование за деньги вряд ли добавляют процента к волеизъявлению горожан. Если мы отнимем тех, кто просто продал свой голос, не имея никакого интереса к городским делам, к развитию Иркутска, то, наверное, цифра будет примерно такая же, как и пять лет назад. И это меня печалит, потому что когда абсентеизм (неучастие в выборах) в городе доходит до 80% – это, конечно, то, над чем надо задуматься.

С другой стороны, выборы в Иркутске были необычными, их нельзя назвать спокойными, кислыми, скучными. Я определяю эту избирательную кампанию как достаточно воинственный электоральный цикл. На одной из встреч в нашем экспертном клубе мы этот цикл определили как войну штабов. Но в этой войне штабов мы потеряли избирателя. Избирателя не было в фокусе электорального интереса кандидатов.

Почему кандидаты не задумывались над содержательной повесткой дня, не предлагали тренды развития города, его обустройства, какие-то практические вещи, связанные с увеличением бюджета? Прагматизма мы не увидели. Потому что агрессивная стилистика была навязана. Я назвал этот феномен «иркутской Кущевкой». Никогда прежде на округах такого не было: там стреляли, били людей, срывали плакаты. В ходе кампании использовали весь арсенал административного давления, кандидатов не пускали на встречи в школы. Линейка недозволенных средств борьбы была максимальной, и в этом смысле выборы были необычные.

Борьба в белых перчатках

– При этом, с моей точки зрения, парадокс выборов в том, что при всех этих искажениях и примесях Иркутск продемонстрировал себя как адекватный город. Слово «адекватный» я бы выделил большими буквами. Я наблюдал за этими выборами как заинтересованный и просвещенный избиратель. Мой 40-летний опыт участия в избирательных кампаниях говорит о том, что в думу Иркутска прошли те кандидаты, которые и должны были пройти, конечно, с определенными погрешностями. Те же, кто не должен был пройти, не прошли. Почему я так считаю? Потому что город, его жители все равно каким-то седьмым чувством ориентируются в том, кто им нужен и кто им не нужен. По аналогии с футбольной игрой: не важно, как команда играет, главное, что в итоге мы видим на табло. И в этом смысле практически половина думы подтвердила свои мандаты – 17 депутатов из шестого созыва перешли в седьмой. Это очень важно, и здесь есть элемент преемственности и в политике, и в муниципальной жизни.

Второй момент: мы увидели, что гальванизация избирательного процесса произошла за счет изменения формулы избрания мэра. Если на предыдущих выборах никто и помыслить не мог, что дума будет выбирать мэра, то сейчас именно такая правовая возможность носила ключевой характер для мотивации и кандидатов, и избирателей. Это вышло на авансцену и сыграло определенную роль.

В-третьих, выборы получились весьма бюджетные – в том смысле, что денег потратили много. И заезжие политтехнологи, и деклассированные элементы взяли от этих выборов свое. Иркутск себя продемонстрировал как ресурсный город. Это заявка для следующих выборов в 2020 году – выборов губернатора Иркутской области. Регион будет привлекательным, но это привнесет и «технологическую грязь» в процесс.

С другой стороны, чистого волеизъявления от избирателей добиться в условиях цифровизации, развития интернета нельзя. Потому что все современные способы ведения кампании – внутри самого общества. То есть жить в обществе и быть свободным от общества не получится. Цифровые технологии накладывают отпечаток на само представление о том, как должна вестись борьба. И, конечно, мы, люди со стажем, ностальгируем по «белым перчаткам»: хотелось бы, чтобы люди не опускались ниже плинтуса, чтобы партии предъявляли содержательную программу, чтобы потом депутаты вели себя ответственно, не забывали о своих избирателях.

– Я думаю, что в принципе такое возможно, но многое зависит от общества, которое, увы, сегодня безразлично к самому акту избрания. Теперь, после окончания избирательной кампании, у избирателя есть шанс поучаствовать в муниципальной жизни. Если не хотите голосовать, черт с вами! Но депутат все равно ваш! И у вас, избирателей, есть правовая связь с ним. Депутата могут озадачивать и общественные организации, и ТОСы, и советы микрорайонов, и просто граждане. Я, пользуясь случаем, сейчас призываю избирателей к активности. Важно наладить какой-то полезный диалог и решать вопросы с пользой для вашего двора, улицы, микрорайона. Это делать можно и нужно.

Правовая иллюзия

– Вместе с окончанием избирательной кампании в публичную плоскость вышла тема переизбрания Общественной палаты. Что вы можете сказать о роли этого органа в местном самоуправлении?

– Мне показалась очень важной инициатива вновь переизбрать Общественную палату города. В этом вопросе, не стану скрывать, я – заинтересованное лицо. Мы строили такую политику, так организовывали работу Общественной палаты, чтобы помогать думе и городу. Общественная палата – это орган, который как бы подпирает органы местного самоуправления, он полезен в плане городского самоуправления.

В этой истории есть очень важный момент: какими взглядами на развитие города руководствуется мэр. Иркутяне серьезно относятся к фигуре мэра вообще, и тот факт, что многих ставленников, которые входили в «Наш Иркутск», горожане не поддержали, говорит о многом: о том, что накопились определенные претензии к Дмитрию Бердникову. Я не удивлюсь, если у нас произойдет смена мэра в результате избрания думы.

Ведь нам нужна комфортная среда – не только в смысле красивых улиц и парков отдыха. Например, меня никто не заставит поверить, что в этом году хозяйствующие субъекты вывезли из Иркутска снега на полтора миллиарда! Я опытный человек, я понимаю, что этого быть не может. Поэтому тема защиты бюджета от ненужных трат, а хуже того – от воровства –это тоже тема комфортной среды. Мы должны быть уверены, что в муниципальной власти сидят люди, которые дорожат общественной копейкой не меньше, чем своим кошельком.

– Что может произойти в случае, если Дмитрий Бердников, избранный депутатами прошлого созыва из числа депутатов и выигравший новые депутатские выборы, откажется от мандата депутата?

– 27 марта 2015 года Дмитрий Бердников заступил на должность мэра. Срок определен пятилетний. Но в этом вопросе существует одна юридическая тонкость. Прошлый депутатский созыв осуществил все это, признав через Конституционный суд, что был изменен порядок избрания высшего должностного лица в городе Иркутске. Еще раз: судья Конституционного суда рассудил так: в Иркутске изменен порядок избрания мэра, но не структура власти.

А если бы мы говорили о том, что меняем структуру органов местного самоуправления города Иркутска, представив мэра в новом правовом статусе, тогда эта норма должна была начать действовать только со следующего созыва думы – то есть с нынешнего, 2019 года, а вовсе не с 2015 года. Поэтому сегодня мы имеем дело с правовой иллюзией, находясь в которой, многие считают, что срок полномочий Бердникова не истек со сроками полномочий думы шестого созыва. Но срок полномочий мэра города Иркутска истечет 17 сентября 2019 года, когда Андрей Мельников объявит итоги голосования по всем округам Иркутска: будет конституирована дума седьмого созыва, и в этот момент закончатся полномочия мэра города Иркутска Дмитрия Бердникова. Дума, из числа депутатов которой мэр вышел, первична, она матрица по отношению ко всем другим выборным органам и должностным лицам. С прекращением ее полномочий истек пятилетний срок избранного мэра, начавшийся на полгода позднее. Это форс-мажорные обстоятельства.

Некоторые считают, что если Бердников не принимает мандат депутата, то еще полгода будет мэром города Иркутска. Это неверная трактовка правовой ситуации и это входит в противоречие с решением Конституционного суда Российской Федерации.

Если бы мы не меняли порядок избрания мэра, никаких проблем бы не было. Мы бы выбрали прямым голосованием мэра, и мэр существовал бы отдельно. Но мы же его в думу инкорпорировали – это совсем другое дело. Поэтому, если Дмитрий Викторович хочет остаться мэром, он должен взять депутатский мандат, прийти на сессию, предъявить себя своим коллегам-депутатам – и двумя третями депутатского корпуса в открытом голосовании «воспроизвестись» в своей прежней должности. Таков порядок – другого нет.

– А если юридическая служба мэрии будет оспаривать этот вариант – настаивать на варианте 27 марта 2020 года?

– Каждый специалист мэрии имеет право на юридическое заблуждение. Это же публичная сфера, каждый может подать иск в суд. Но я говорю с точки зрения действующего конституционного законодательства. Если мы решим, что мэр от думы шестого созыва может быть мэром и от думы седьмого созыва, мы лишаем думу возможности выбрать мэра из числа вновь избранных депутатов. Это же абсурд! Я избираюсь депутатом, я знаю, что одна из моих правовых возможностей – выбрать мэра. А почему такую возможность я смогу реализовать только через полгода, если сроки полномочий думы шестого созыва и мэра истекают 17 сентября? Конечно, абсурд! Такая возможность у думца возникнет 17 сентября 2019 года. Более того, я скажу, что у нас в Уставе города Иркутска записано: мэр избирается на первом заседании думы, сразу после выборов. Вот и посмотрим…

Что думает Сергей Шишкин о возможностях сити-менеджера, выборах губернатора в 2020 году и о женской кандидатуре на должность губернатора в Иркутской области, читайте в следующем номере «МК Байкал». Продолжение следует…