Губернатора Сергея Левченко заподозрили в халатности

Новые обещания по аэропорту уже не помогут его репутации

27.08.2019 в 05:10, просмотров: 1964

Восточно-Сибирское следственное управление на транспорте Следственного комитета РФ приступило к изучению материалов доследственной проверки неисполнения должностными лицами органов государственной власти Иркутской области указа президента РФ «О повышении эффективности авиатранспортного обеспечения Иркутской области» от 31.12. 2014 г.

Губернатора Сергея Левченко заподозрили в халатности

По мнению специалистов, это расследование вполне может стать катализатором возбуждения полноценного уголовного дела по статье «Халатность» в отношении главы региона Сергея Левченко, а также других чиновников, причастных к проекту модернизации действующей и строительству новой авиагавани Иркутской области.

Как известно, в свое время Иркутская область выступила инициатором передачи акций ОАО «Международный Аэропорт Иркутск», а также имущественного комплекса аэродрома «Иркутск» из федеральной в региональную собственность. Москва просьбу удовлетворила, тем более, что область объясняла сей шаг необходимостью привлечения инвестиций на условиях частно-государственного партнерства для реконструкции, строительства объектов действующего иркутского аэропорта, а также нового комплекса. В развитие темы было подписано трехстороннее соглашение между Иркутской областью, Минтрансом и Росавиацией.

Более того, губернатор Сергей Левченко успел даже принять участие в закладке первого камня в основание фундамента нового терминала, который планировалось предъявить благодарной общественности через два года, то есть уже в 2020 году. И тут разразился скандал, творцом которого официальные контролирующие органы считают лично Сергея Левченко.

Как только стихли фанфары по случаю торжественного мероприятия, жители региона узнали, что без проведения необходимых конкурсных процедур партнерами областного правительства по модернизации действующего и строительству будущего аэропорта почему-то стали многочисленные структуры авиационного олигарха Романа Троценко. В частности, стало известно, что 27 июня 2016 года в Федеральную антимонопольную службу поступило заявление ООО «Аэропорт Девелопмент», указывающее на признаки нарушения антимонопольного законодательства при определении инвестора для реализации проекта по строительству, реконструкции и модернизации аэропортовой инфраструктуры г. Иркутска.

Были и другие обращения в контролирующие и правоохранительные органы. Что и понятно: желающих принять участие в крупном, капиталоемком проекте оказалось много, а предпочтение Сергей Левченко со своей командой отдали одному инвестору. Например, 22 октября 2018 года в ФАС поступило заявление Geonika LLP, содержащее сведения о признаках нарушения антимонопольного законодательства РФ губернатором области, правительством области, ООО «Новапорт», ООО «Рампорт Безопасность» (сейчас «Терминал Иркутск») при отборе инвестора для строительства нового терминала.

В ходе разбирательства ФАС установила факт попытки заключить договор с инвестором в обход конкурсных процедур, предусмотренных законом. С 2016 года антимонопольная служба не раз предупреждала Сергея Левченко, председателя правительства Руслана Болотова о противоправности таких действий, но остановить набравший скорость паровоз с логотипом «дельцы от КПРФ» оказалось затруднительно. И по одной лишь причине. Слишком много интересантов оказалось у этого масштабного проекта и очень уж долго они к этому шли, чтобы так быстро отказаться от разработанной коррупционной схемы. И здесь у каждого была своя роль.

Руководитель аппарата губернатора Дмитрий Чернышов. Занимался подбором верных людей. При его помощи, например, руководителем Корпорации развития Иркутской области в декабре 2015 года стал коллега и друг Владимир Перетолчин. Да-да, тот самый, чей особняк в Италии находится рядом с виллой, приобретенной на деньги Дмитрия Чернышова. Опять-таки случайно или не случайно, но Корпорация сотворила свое дочернее предприятие под красноречивым названием АО «ИркутскАэроинвест». Своих людей удалось поставить и во главе Иркутского международного аэропорта, в других необходимых структурах.

Впрочем, нужно отдать должное принципиальности Федеральной антимонопольной службы. После нескольких лет борьбы за соблюдение законности властям региона выданы обязательные для исполнения предписания о прекращении соглашения, ограничивающего конкуренцию других хозяйствующих субъектов. За работу принялись и правоохранительные органы.

Ну а теперь возникает вопрос: что приобрела Иркутская область и что потеряла в результате решения Сергея Левченко и его команды?

Недавно этим вопросом занимались Контрольно-счетная палата Иркутской области и депутаты Законодательного собрания. Как доложила депутатам аудитор КСП Юлия Махтина, Иркутская область не выполнила ни одного пункта соглашения, которое было заключено между регионом, Минтрансом РФ и Росавиацией при передаче ОАО «Международный аэропорт Иркутск» из федеральной собственности в областную. Нового терминала нет, проект строительства нового комплекса стараниями губернаторской команды если не похоронен, то задвинут в дальний угол стола.

Как выяснилось, из-за нерасторопности и непрофессионализма областного правительства Иркутская область была исключена из федеральной целевой программы, согласно которой региону планировали выделить 23 млрд рублей на строительство нового аэропортового комплекса. Как посчитали в Минтрансе, Иркутская область не исполнила свои обязательства в рамках этого проекта. «Предлагаем вернуться к указанному вопросу после 2022 года только при условии выполнения правительством Иркутской области своих обязательств», – значится в официальном письме федерального министерства транспорта.

По словам председателя Законодательного собрания Сергея Сокола, возникшая пауза не пошла на пользу Иркутской области. В рамках федеральной программы новые аэропортовые комплексы построены в Красноярске, Новосибирске, сейчас в нее вошел Улан-Удэ, а Иркутск оказался за ее пределами. И прежде всего потому, что Иркутская область не выполнила своих обязательств, обозначенных в трехстороннем соглашении.

Но пускать ситуацию на самотек депутаты областного парламента не собираются. Для правительства региона сформированы рекомендации. В частности, необходимо решить вопрос по выбору земельного участка для размещения нового аэропорта, объявить конкурс на привлечение инвестора по строительству нового аэропортового комплекса на условиях государственно-частного партнерства, предусмотреть средства для проведения работ по реконструкции аэродромной инфраструктуры в соответствии с требованиями безопасности полетов. Итоги работы комиссии и сформированное ею заключение будут рассмотрены на очередной сессии Законодательного собрания Иркутской области.

Между тем Сергей Левченко, из-за которого регион пролетел мимо нового аэропорта, вынужден делать хорошую мину при плохой игре. На днях он сообщил журналистам, что строительство нового терминала будут вести за счет средств аэропорта Иркутска. При этом строительство обойдется в два раза дешевле, пообещал губернатор. Но такая виртуальная ложка меда уже не исправит вкус бочки дегтя. Все мы знаем печальные итоги популистских обещаний главы региона – они не исполняются. Время играет против Сергея Левченко, давит прошлых ошибок груз.