Авиадиспетчеры борются за достойные пенсии: кто должен их услышать

Иркутские диспетчеры говорят, что проблему пытаются решить с 2020 года

Понятие льготной пенсии для авиадиспетчеров – это лишь возможность прекратить трудовую деятельность раньше, чем у обычных профессий. Но оно никак не связано с обеспечением достойного уровня жизни пенсионера. В настоящее время некоторые профессии, при прочих равных условиях, находятся в преимущественном положении по пенсионному обеспечению в сравнении с авиадиспетчерами, что не соответствует действующему законодательству.

Иркутские диспетчеры говорят, что проблему пытаются решить с 2020 года

Эту проблему Межрегиональный объединенный профсоюз авиадиспетчеров пытается решить с 2020 года. Но непосредственное руководство всячески уклоняется от взаимодействия по обеспечению права этой категории работников, ссылаясь на нехватку средств на предприятии.

Еще в 90-е годы работа авиадиспетчеров была признана «трудом высокой умственной, психической и зрительной нагрузки». Была рекомендована рабочая неделя в 36 часов, отпуск в 48 дней и уход на пенсию в 50 лет. Об этом тогда ходатайствовали Министерство гражданской авиации и ЦК профсоюзов авиаработников. Сегодня профсоюзы настаивают на повышенных пенсиях – уход на пенсию «на льготных основаниях», принятый тогда, никак не отразился на размере этих самых пенсий. Обостряет проблему еще и тот факт, что некоторые преференции, например ветеранов труда, этим пенсионерам-«льготникам» просто не положены. Поскольку начинают действовать с 65 лет, а оставившему здоровье на вредном производстве нужно еще до этого возраста как-то дожить. С 2020 года Межрегиональный объединенный профсоюз авиационных диспетчеров пытается найти решение, обивает пороги различных инстанций.

«Проблема пенсионного обеспечения авиадиспетчеров, осуществляющих непосредственное управление воздушным движением, обозначена на всех уровнях власти. Более того, везде наша позиция находит поддержку. Но реализации нашего запроса до сих пор мешали только два обстоятельства – «отсутствие денег у предприятия», а также необходимость прохождения определенных законом процедур, в частности первичного совместного совещания предприятия и профсоюзов», – сообщается в последнем, от 30 мая 2025 года, письме Межрегионального объединенного профсоюза авиадиспетчеров на имя теперь уже бывшего министра транспорта Российской Федерации Романа Старовойта.

Авиадиспетчеры говорят о том, что проблема отсутствия денег больше не может рассматриваться как серьезный аргумент. Ведь в сентябре 2024 года были увеличены аэронавигационные сборы для авиакомпаний сразу на 37 % – то есть увеличены как раз те средства, из которых оплачиваются организация работы и труд диспетчеров, а также инженеров и техников, которые обслуживают аппаратуру навигации и связи. Однако, как сообщают в профсоюзе, эти дополнительные средства было решено пустить на ремонт аэродромов, хотя к аэродромам они не имеют никакого отношения – для этих целей логичнее было бы использовать аэропортовые сборы.

Представители профсоюзов недоумевают: 37 % – это огромные средства, небольшой части которых хватило бы на удовлетворение всех пенсионных потребностей авиадиспетчеров – в России всего три-четыре тысячи таких специалистов. Но когда принималось решение о ремонте аэродромов, о людях, которые проработали по так называемому списку № 1 – в особо вредных и особо тяжелых условиях труда, никто даже не вспомнил.

– Это общая проблема для всех авиадиспетчеров России. В поисках ее решения мы пытаемся достучаться до единственного нашего работодателя – ФГУП «Государственная корпорация по организации воздушного движения» – в целях реализации нашего права, аналогичного праву, которым уже много лет обладают и пользуются шахтеры и пилоты. Нужно понимать, что цена ошибки диспетчера даже выше, чем пилота. Но диспетчер, понимая, что ему положена маленькая пенсия, вынужден до последнего держаться за свою работу. Тем более что никакой альтернативной занятости для нашей профессии просто не существует, – объясняют в Межрегиональном диспетчерском профсоюзе.

Авиадиспетчеры вышли и на Комитет по транспорту Госдумы, который поддержал их инициативу, и на Минтруд, который дал добро на то, чтобы вопрос пошел, что называется, «в работу». Но в «родной» Госкорпорации не хотят обсуждать его, утверждают авиадиспетчеры. И кто должен принудить предприятие к такому разговору? Сами диспетчеры? Но с ними разговаривать не очень-то хотят. Вероятно, все-таки начальствующий над всеми Минтранс, который еще в 2020 году ответил на запрос профсоюза буквально следующее: «Минтранс России готов рассмотреть предложения по внесению изменений в законодательство, регулирующее вопросы государственного пенсионного обеспечения диспетчеров, осуществляющих непосредственное управление воздушным движением, при их поступлении установленным порядком».

До настоящего времени Минтранс предлагает пенсионерам самим договариваться с Госкорпорацией. Но усадить федеральное предприятие за стол переговоров не так-то просто. Поэтому авиадиспетчеры пытаются предать вопрос огласке – хотя бы через СМИ, рассчитывая на конструктивный диалог с руководством.

Одно ясно – пока Минтранс будет «наблюдать со стороны», позиция Госкорпорации не изменится и вопрос достойных пенсий для авиадиспетчеров с мертвой точки сдвинуть не получится, а это, если заглянуть поглубже, вопрос безопасности пассажирских авиаперевозок.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

...
Сегодня
...
...
...
...
Ощущается как ...

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру