О проблеме сообщил мэр Братска Александр Дубровин, которому стали писать братчане. Аэропорт Братска – ПАО «АэроБратск» – сначала опровергал информацию, потом, видимо, под давлением доказательств, признал: да, перевозчик к нам больше летать не будет. Между тем рейсы до Москвы, которые осуществлялись четыре раза в неделю, пользовались стабильной популярностью у братчан и жителей северных районов. Гораздо проще и дешевле из ряда территорий доехать до Братска и улететь в столицу, нежели добираться сначала до Иркутска. Да и до красноярского аэропорта далековато…
Спустя некоторое время Александр Дубровин сообщил, что возможной причиной отказа перевозчика от выполнения полетов по популярному маршрут стал конфликт авиакомпании и братского авиаузла. Авиакомпания S7, которая совершала эти перелеты, также начала комментировать ситуацию, заявив о ведущихся с аэропортом переговорах и о том, что поток пассажиров из Братска на рейсах авиакомпании с начала 2025 года вырос на 10 %.
И в какой-то момент перевозчиком была озвучена официальная причина: братский аэропорт, оказывается, резко поднял цены на топливо для S7, одновременно запретив авиакомпании хранить свой запас топлива на складах аэропорта. Перевозчик должен был приобретать топливо для заправки своих самолетов в аэропорту, где стоимость с начала 2025 года выросла на 43 % – с 95,6 тысячи рублей за тонну до 138,9 тысячи рублей. Правда, буквально через два дня аэропорт снизил стоимость, но текущий рост по сравнению с декабрем 2024 года составил 18 %, и цена на топливо в Братске на 30 % выше, чем в целом по Иркутской области – 113 тысяч рублей за тонну. Повышение стоимости владелец братского аэропорта объясняет повышением цен у поставщиков и логистикой, однако закупочные цены на Ангарском НПЗ в марте снизились на 7 %, на Омском НПЗ – на 11 %. Некоторые ТГ-каналы, ссылаясь на «некоторых экспертов», уверяют, что авиаузел заложил в стоимость топлива 23 % наценки для собственных заработков.
Кроме этого, в Братске подорожали и сборы: обслуживание магистрального самолета выросло в цене на 15 % в январе. До этого рост цен был и в ноябре 2024 года – на 31 %, в декабре – на 17 %.
Аэропортом Братска владеет компания «Сибирские аэропорты», которая входит в структуры Эн+. В 2021 году она выкупила аэропорт у «ВИМ-Авиа» за 495,17 миллиона рублей. Что же случилось между «дочкой» Эн+ и авиакомпанией? Они поссорились?
Сейчас представители аэропорта Братска оправдываются ростом цен на топливо для самолетов, невозможностью предоставления места для хранения топлива, которое привозила бы авиакомпания, однако эти оправдания кажутся неубедительными. Всегда можно договориться – как это сделали после того, как скандал начал разрастаться. Руководство Росавиации и власти Иркутской области обсудили вопрос и приняли несколько решений. Так, УФАС России по Иркутской области проверит обоснованность резкого роста цен на топливо. Правительство, перевозчик и собственник аэропорта будут решать вопрос о допуске собственного топлива в аэропорту.
После совещания авиакомпания S7 Airlines заявила, что рейсы из Братска в Москву продолжатся – но пока только до 30 сентября. Перевозчик продолжает вести переговоры с собственником аэропорта об условиях заправки самолетов перевозчика в Братске.