В дело даже вмешалась прокуратура, которая проверит соблюдение жилищного законодательства. Ряд СМИ опубликовали рассказы жителей, которых минимущества Иркутской области выгоняет в никуда. Вот только у каждой ситуации – две стороны. Мы сегодня покажем вам вторую, о которой нам рассказала юрист Братского педагогического колледжа Александра Балабан.
При чем тут братский колледж, спросите вы, речь ведь идет о Тулуне? Да, ранее общежитие принадлежало Тулунскому педагогическому колледжу, но после реорганизации в 2013 году Тулунский педколледж был включен в состав братского колледжа. И все активы учебного заведения были переданы в «головной офис». В том числе – то самое общежитие. С жителями, разумеется. Однако не все из них имели отношение к Тулунскому педколледжу. В настоящее время в общежитии живут 28 семей «чужаков», никогда не имевших отношения к учебному заведению. И это связано со сложной историей здания.
В здании три подъезда. В одном из них жили сотрудники, в других – студенты. После наводнения 1984 года пострадавших тулунчан переселяли из разрушившихся домов, в том числе, и по общежитиям. Попали такие переселенцы и в общежитие педколледжа, где для них специально освободили один подъезд, потеснив студентов. Позднее кто-то построил себе дом, кто-то приобрел квартиры. А кто-то остался.
В 2010 году руководство учебного заведения решило документально выделить часть здания, где жили переселенцы, и передать его в ведение администрации Тулуна. Однако администрация всеми силами открещивалась от такого «подарочка». В 2016 году студентов переселили в другие общежития, и «студенческая» часть здания стала пустой. Тогда же начали говорить о том, что здание старое и надо бы обследовать его на аварийность. Но не успели – в 2019 году Тулун накрыло наводнением.
Первоначально в 2019 году, когда вода ушла, проводилась экспертиза, показавшая, что здание подлежит ремонту. Александра Балабан говорит, им повезло, что эксперты попались въедливые: они выполнили договор и исследовали все, что было указано в техзадании, но на прощание сказали, что это самое техзадание составлено неверно и здание вскоре «поплывет». Так оно и получилось.
В 2020 году была проведена новая экспертиза, которая установила: здание аварийное, прочность конструкций – не более 30%, поэтому может рухнуть в любой момент. В помещениях – сырость, грибок и черная плесень, жить в нем опасно. И тогда министерство имущественных отношений стало присылать жильцам «письма счастья» с требованием выселиться.
Если следовать законам, Братский педколледж имеет право расселить только своих сотрудников. В настоящее время там таких три человека. Администрация Тулуна должна поставить на очередь, как нуждающихся, пенсионеров и иных льготников, не имеющих иного жилья, – таких в общежитии 10 человек. А 18 граждан имеют иное жилье, при этом они не вернули комнаты колледжу, а сдали их иным гражданам в аренду, что незаконно. Их точно будут выселять.
Кстати, из программы расселения после наводнения здание было исключено по той причине, что оно не относится к жилому фонду. Вот если бы администрация Тулуна взяла часть здания на баланс, когда им это предлагали, то живущие в нем люди могли бы претендовать на сертификаты, как пострадавшие от наводнения…
Однако вернемся к нашему общежитию. Александра Балабан говорит, что ситуация с выселением возникла не вчера. Сразу же после повторной экспертизы (напомним, ее провели четыре года назад) было созвано общее собрание жителей, на котором им озвучили результаты экспертизы и объявили о выселении. Жильцам, которые не имеют права на предоставление иного жилья, поскольку не являются пенсионерами, инвалидами, не работают в колледже, а при этом трудоспособны, предложили помощь – юридическую. Для них нужно было составить два иска: иск к администрации Тулуна – с требованием поставить граждан в очередь как малоимущих и нуждающихся в жилье, а также иск о предоставлении жилья вне очереди в связи с чрезвычайной ситуацией. Ни один из жильцов предложением не воспользовался. А решить вопросы реальнее всего в судебном порядке.
Вместо этого люди предпочитают писать жалобы в прокуратуру и требовать иное жилье от минимущества. А министерство не может предоставить не сотрудникам колледжа иное жилье: они не входят ни в одну программу, в рамках которых ведомство предоставляет жилые помещения. Нарушение бюджетного законодательства, которого требуют жители аварийного общежития, будет стоить свободы министру и чиновникам.
В настоящее время суд рассматривает 18 исков о выселении. Еще 15 исков готовятся. В исках есть и те граждане, которым будет выделено иное жилье – для выделения необходимо судебное решение.
Выселение – дело небыстрое. Остается надеяться, что здание выдержит до тех пор, пока из него не съедет последний жилец.