О том, что 400 квартир в 251-м квартале, купленные для детей-сирот и переселенцев из ветхого и аварийного жилья в Ангарске, могут остаться без отопления этой зимой, написала 6 сентября «Российская газета». Причиной этому стало то, что владелец частной теплотрассы, которая семь лет питала теплом дома, хочет использовать ее для собственных нужд. А для этого ему придется отключить от теплоснабжения все дома 251-го квартала.
Исторические корни этой ситуации таковы. В свое время 251-й квартал АГО позиционировался как инновационный и высокотехнологичный. Дома в нем должны были отапливаться от солнечного вакуумного коллектора с помощью тепловых насосов. Сами дома строились со всеми энергосберегающими технологиями: трехслойные панели с облицовкой керамическим кирпичом, современные энергосберегающие стеклопакеты, теплые полы. На строительство каждого из трехэтажных домов было потрачено более 45 миллионов рублей. Однако строители то ли напортачили, то ли еще что, только уже в первую зиму 2013-го жители домов стали мерзнуть и писать жалобы.
Власти Ангарска кинулись искать решение проблемы – и нашли: буквально в нескольких десятках метров от злополучных энергонеэффективных домов пролегала частная теплотрасса, которую к своему земельному участку построил бизнесмен Олег Лукьянов. Предприниматель собирался запитать теплом свой автогаражный кооператив с несколькими автомастерскими. Власти Ангарска буквально ударили челом, гаражи и мастерские только строились, и бизнесмен на горе себе согласился. Людей, говорит, жалко стало… О том, что произошло дальше, Лукьянов рассказал ИА «Телеинформ». Цитируем коллег: «Теплосеть у него просто отжали».
Договоров на эксплуатацию или сдачу в аренду теплотрассы с бизнесменом никто не подписывал. Вообще – никаких документов. Быстро кинули трубы, запитали дома. Люди успокоились, а бизнесмен приобрел головную боль: теплотрассу надо было содержать. Это Лукьянов делал за свой счет. При этом в тарифе на тепло 10% составляет доставка, и эти деньги должны были перечислять Лукьянову на содержание и обслуживание теплосети. Однако никаких денег он не видел. А в 2015 году, когда бизнесмен собирался начинать подключение к теплу своих собственных объектов, выяснилось, что его теплотрасса полностью «занята» – за это время в 251-м квартале построили еще несколько домов, которые запитали от «лукьяновского» тепла. Именно в этих домах и приобрело минимущества региона квартиры для детей-сирот, а администрация АГО – для переселения ангарчан из ветхого и аварийного жилья.
В 2017 году Олег Лукьянов поставил теплотрассу на кадастровый учет и получил номер – ввел объект в эксплуатацию. Но администрация АГО настаивала, что трасса бесхозная – то есть ничья, а значит, муниципалитет может ее пользовать для своих нужд. Брать на баланс теплотрассу никто не торопился: как потреблять – так ничье, как обслуживать – бизнесмена Лукьянова.
Таким образом, с начала использования лукьяновской теплотрассы администрацией АГО прошло семь лет. Устав от постоянных споров и обслуживания за свой счет имущества, которым он не мог пользоваться (по словам Олега Лукьянова, он тратил на это от 50 до 120 тысяч рублей в год), в июле 2021 года бизнесмен пошел в мэрию и предложил им купить у него теплотрассу. Разумеется, ему отказали. Тогда предприниматель заявил, что забирает себе теплотрассу и отрубает от тепла 251-й квартал. В ответ на это ему пригрозили уголовным преследованием.
Устав бороться с ветряными мельницами, Олег Лукьянов написал заявление на имя прокурора Иркутской области (оно было опубликовано в СМИ). Прокуратура начала проверку.
8 сентября, когда история с возможным отключением от теплоснабжения 251-го квартала получила широкую огласку, мэрия АГО публично объявила, что отопительный сезон в квартале начнется, как и во всем городе, с 13 сентября. Кроме этого, администрация уверяет, что Лукьянов не имеет права отключать дома от своей сети, поскольку не уведомил администрацию муниципалитета об этом за 8 месяцев, как полагается по федеральному законодательству. И вообще, в ближайшее время вроде как администрация намерена рассмотреть вопрос о передаче теплосети в муниципальную собственность.
А еще раньше стало известно, что жители 251-го квартала живут на аммиачной бочке. В самом прямом смысле слова: крупный склад аммиака находится в 50 метрах от жилых домов. Склад, по данным ИА «Телеинформ», расположен по адресу 251-й квартал, строение 2, 2/1-2-6, и принадлежит ООО «Сытая Улыбка». В холодильно-аммиачной установке на территории складского комплекса хранится от 25 до 40 тонн аммиака.
При этом не складской комплекс был построен в опасной близости от жилых домов. Он возник тут намного раньше, чем началось строительство жилья. По какой причине застройщик не выдержал требуемую 500-метровую зону от опасного объекта – пусть разбирается прокуратура. Нам нужно помнить одно: в случае утечки аммиак моментально смешивается с воздухом и разносится ветром. При вдыхании он поражает нервную систему и вызывает отек дыхательных путей. Жилые дома 251-го квартала и склад аммиака разделяет узкая полоска леса, но деревья газ задержать не могут…
Прокуратура Ангарска в 2017 году выявила грубые нарушения в складском комплексе. В частности, сообщалось, что у ООО «Продбаза», которое эксплуатирует складской комплекс, нет лицензии. Также нашли нарушения норм закона в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, промышленной безопасности опасных производственных объектов и защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций.
Однако прошло время, а холодильно-аммиачная установка так никуда и не делась. И аммиак с территории не вывезен. Журналистам удалось выяснить, что градостроительный план участка, на котором сейчас располагаются жилые дома 251-го квартала, проектной фирме передали из управления архитектуры администрации Ангарска. Аммиачный склад на плане обозначен не был.
И теперь перед властями Приангарья стоит дилемма: сносить жилье или убирать склады. Склад при этом имеет довольно большую площадь – он один занимает целый квартал, и просто так убрать его нереально. К тому же холодильно-аммиачная установка работает с 1983 года.
К какому решению придут власти и надзорные контролирующие органы – пока неизвестно. Ведомства проводят проверки. Администрация АГО лихорадочно пытается решать все и сразу. Жители 251-го квартала ждут начала отопительного сезона.