На ватрушке с ветерком: в Иркутской области за год закрыли 160 стихийных горок

Зимние развлечения могут быть опасны

В Иркутской области появились первые пострадавшие в результате катания на тюбах. Так, в селе Введенщина две семиклассницы, катаясь в новогодние каникулы со стихийной горки, ударились о дерево. Одна из девочек получила серьезную травму позвоночника – по некоторым данным, даже перелом.

Зимние развлечения могут быть опасны
Фото: Кирилл Шипицин.

Между тем катание с горок – традиционная зимняя забава. О том, насколько это опасно, как отслеживают стихийные горки и кто занимается их ликвидацией – в нашем сегодняшнем материале.

Покрышка-ватрушка

Зима – это лыжи, коньки и санки. Так было всегда. При этом лыжники встают на проверенную, надежную лыжню. Конькобежцы и фигуристы идут на залитые катки. А вот саночники катаются везде, где есть склон. В категорию «саночников» входят катающиеся на снегокатах, ледянках и тюбах (собственно санки в последнее время в чести лишь у мам малышей, да и то как средство передвижения этой самой малышни на прогулке). Именно любители съехать с горки входят в главную группу риска.

Почти все сегодня перешли на тюбы – это первая причина повышенного травматизма. Тюб, или «ватрушка» – это, говоря грубо, покрышка в чехле. Конечно, тюб снабжен ручками, за которые нужно держаться при съезде с горки, но управлять им, в отличие от санок или снегоката, практически невозможно. Дно у тюба обычно гладкое и очень скользкое – для того, чтобы можно было катиться как можно дальше. Мало того, что этот снаряд способен набрать довольно высокую скорость (особенно если склон достаточно крут), он еще и закручивается вокруг своей оси во время спуска. При этом ребенок не может спрыгнуть с тюба, поскольку находится в углублении. Из-за этого возрастает риск травм в том случае, если снаряд врежется в дерево, стену дома, столб или любое другое препятствие. Ноги катящегося при этом свисают впереди с бортика тюба, и при столкновении можно сломать их. Риску подвергаются и тазовые кости, и позвоночник.

160 опасных склонов

Вторая причина травматизма – сами горки. Особенно те из них, которые ребятня устраивает вблизи автомобильных дорог и внутриквартальных проездов. Если горка идет параллельно дороге, с нее всегда можно слететь прямо под колеса машины. Если склон заканчивается на дороге либо дорога пересекает склон – то же самое. Даже если дорога из тех, где машины ездят крайне редко, никто не даст гарантию от несчастного случая.

Такие вот стихийные горки – один из основных объектов пристального внимания сотрудников ГИБДД. С начала зимы 2020 года сотрудники ГИБДД Приангарья провели более 900 обследований и проверок по выявлению стихийных горок. Выявлено 160 (!) опасных мест для катания с выходом на проезжую часть. Больше всего опасных горок выявлено и ликвидировано в Усть-Илимске и Усть-Илимском районе – 50 штук. На втором месте Черемхово и Черемховский район – 20 горок с выездом на проезжую часть. Третье место занимают Усть-Кут и Усть-Кутский район – 14 горок. В этом зимнем сезоне первой травмированной стала как раз десятилетняя школьница из Усть-Кута, которая еще в ноябре, едва укрепился снежный покров, скатилась с горки прямо на дорогу и ударилась о проезжающую машину. К счастью, она не получила серьезных травм, отделалась испугом и ушибами.

На непочетном четвертом месте по количеству опасных горок Иркутск и Иркутский район (13 горок). Правда, иркутские власти пока больше заняты состоянием деревянных горок в городских дворах – проверяют их на соответствие ГОСТам и требованиям безопасности эксплуатации (так, в начале зимы только на территории Ленинского округа выявили более 20 таких сооружений и по жалобам жителей готовы выезжать и демонтировать горки). Между тем в городе и районе опасность представляют именно «нерукотворные» горки, которые нередко выходят на проезжую часть. Сотрудники госавтоинспекции в рамках профилактической операции «Стихийная горка» обследовали районы Иркутска и даже промониторили социальные сети, чтобы найти такие вблизи автомобильных дорог.

Все выявленные несанкционированные горки с выездом на проезжую часть ликвидируются.

Фото: ogirk.ru
Конечно, убрать сам склон не выйдет – но засыпать его песком вполне можно. При этом дворники должны следить за состоянием склона и регулярно подсыпать песок, чтобы с этой горки уже никто не мог скатиться. А сотрудники ГИБДД будут регулярно проверять уже выявленные опасные места для катания – в дополнение к рейдам, которые будут проводиться до конца зимы, пока не растает снег. Полиция просит граждан не оставаться в стороне, и если кто-то увидит опасную горку, то следует обращаться в управляющую компанию с требованием ее ликвидировать.

Есть еще горки, которые спускаются к реке или озеру. Их опасность заключается в том, что лед на реках или озерах устанавливается позже, чем устойчивый снежный покров на земле. Пока лед покроет воду, пока он окрепнет до того, чтобы выдержать вес человека, пройдет довольно много времени. За такими спусками должна следить администрация муниципалитета – знать такие места и вовремя пресекать образование горок на подобных спусках.

Третья причина травматизма – это экстремалы, которые привязывают «ватрушку» к автомобилю, квадроциклу или снегоходу. И с восторженным визгом летят следом за машиной. О том, что такая забава может привести к гибели любителя покататься, и говорить не стоит.

Безопасно и с ветерком

Тюб, или «ватрушка», может стать опасным развлечением, а может подарить массу приятных эмоций и зимних впечатлений. Для того, чтобы кататься безопасно и с удовольствием, нужно соблюдать довольно простые правила.

Так, детей не стоит отпускать кататься на «ватрушке» без присмотра взрослых, поскольку у них притуплено чувство опасности. Место для катания нужно выбирать так, чтобы склон был не круче 20 градусов, не обледенелый и без трамплина. Трамплин опасен тем, что «ватрушка» на нем подскакивает, и пассажир может выпасть либо перевернуться. Скатываться с горки нужно по одному, убедившись в том, что на пути никого нет. Связывать «ватрушки» друг с другом нельзя – двойная нагрузка ведет к поднятию центра тяжести и снижению устойчивости.

Кататься на тюбе нужно исключительно сидя – не стоя и не лежа.

А легально покататься на тюбах в Иркутске можно на оборудованных трассах в горнолыжном комплексе «Топкинский вираж» или в горнолыжном комплексе «Академический». В Топкинском, например, четыре огороженных трассы со светофорами – чтобы регулировать очередность. Самая длинная – 235 метров. В целях безопасности со своими тюбами сюда не пускают, дают напрокат. Недалеко от Иркутска, на 14 км Байкальского тракта, на базе ТФК, находится самая длинная трасса — 300 метров.

Кстати

Для лыжников в Иркутске доступны пять трасс — в первую очередь на лыжных базах ИГУ, ИрГАУ и на «Динамо». Действуют также и горнолыжные склоны в Академгородке и «Ершах». В Иркутске действует более 60 катков самого разного сорта, и платных, и бесплатных. Среди них – каток на острове Конный, хоккейные корты городского спортивно-методического центра, стадионов «Локомотив» и «Авиатор», каток на бульваре Постышева, на заливе Якоби, катки на территориях школ и во дворах.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру