Правда, чаще такие планы составляются на ближайший год, бюджетные – на три. Но это на местах. Федеральные власти мыслят глобальнее: бюджетные планы составляют на 5–10 лет, а в конце октября Правительство РФ утвердило один из глобальных планов – Стратегию развития СФО до 2035 года. А администрация Иркутска решила не отставать – и утвердила вместе с думой города Стратегию и план мероприятий социально-экономического развития Иркутска до 2036 года. Наша – на год длиннее! А если без шуток, то документы эти имеют действительно стратегическую важность. Если все это будет реализовано, жизнь в Приангарье в целом и в Иркутске в частности будет намного легче и удобнее. Посудите сами.
В российской Стратегии развития СФО Иркутской области уделено большое количество бумаги, много пунктов, поскольку регион является одним из промышленных центров Сибири. И это значение будет только увеличиваться.
Из Стратегии понятно, что Иркутской области – газопровод, заводы, центр химии. К 2025 году нужно определить потенциальных потребителей природного газа (промышленные предприятия) в Иркутске, а также решить вопрос о целесообразности строительства газопровода Ковыкта – Саянск – Иркутск.
В 2026 году производства группы «Илим», которая занимается изготовлением картона и бумаги, должны быть полностью модернизированы. А к 2032 году должна будет завершиться экологическая модернизация БрАЗа.
В 2028 году должна завершиться разработка золоторудного месторождения «Золотой Лог» и начаться добыча золота. А к 2051-му (да, есть в Стратегии и такие далеко идущие планы) должна быть закончена полная разработка Верхнечонского и Дулисьминского нефтегазоконденсатных месторождений.
До 2031 года в Усолье должны создать федеральный центр химии и экотехнопарк «Восточная Сибирь». Эти два пункта постоянно обсуждались на федеральном уровне, пока шла ликвидация накопленного экологического вреда на площадке «Усольехимпрома». Сейчас очистка территории практически закончена, и как раз здесь будет новый центр химии, где планируется производить поликремний и химические соединения. А экотехнопарк должен будет заниматься переработкой отходов первого и второго классов опасности – безопасным для жителей способом.
В 2037 году должно быть полностью закончено строительство завода полимеров и газоперерабатывающего производства в Усть-Кутском районе. К этому же сроку газохимические заводы могут быть построены в Ангарске и Саянске.
Несколько пунктов Стратегии посвящены аэропортам. Так, в Братске аэропорт должен быть реконструирован к 2025 году, в этот же срок в Усть-Илимске посадочная площадка должна быть реконструирована до статуса аэропорта, чтобы там можно было принимать самолеты. В Иркутске новый аэропорт должен быть построен к 2031 году, в Тайшетском районе – к 2036 году.
Согласно разделу по строительству дорог и мостов, до 2026 года нужно представить предложения по строительству автомобильного и железнодорожного мостов в Братске для разгрузки плотины Братской ГЭС. А проекты и вопросы строительства Южного обхода Иркутска нужно проработать до 2031 года. О самом строительстве речи в обоих случаях пока не идет…
И один пункт касается развития Байкальска. К 2030 году в городе должно жить не менее 17 тысяч человек, а количество рабочих мест должно составлять не менее трех тысяч.
А вот городу Иркутску, согласно нашей местной, иркутской Стратегии, – жилье, садики, рост зарплат. Иркутская Стратегия, кстати, стала победительницей в федеральном конкурсе подобных планов, который проходил в Санкт-Петербурге. Что там такого впечатляющего?
На первое место в иркутской Стратегии поставлено создание условий для жизни семей с детьми. Предполагается, что будут расширены программы наделения семей жильем, ликвидирована очередь в детские сады, усилятся поддержка и внимание репродуктивному здоровью.
За 12 лет средняя зарплата в Иркутске должна вырасти на 75%. Поддержка будет оказана высокопроизводительным секторам экономики, технологиям, научным услугам, фармацевтике, машиностроению и креативным индустриям.
Уже началась – пока в разделе изучения и проектирования – реформа общественного пассажирского транспорта. Она предполагает оптимизацию маршрутной сети, обновление парка транспорта, создание системы пересадочных узлов. Это должно разгрузить городские улицы и снизить число пробок. Работы начались, теперь главное не испугаться выполнить пункты плана реформирования общественного транспорта, как испугались в ряде других городов России.
Разработчики городской Стратегии вернулись к планам строительства тепловых магистралей от Ангарска до Иркутска и строительства нового теплоисточника.
К сожалению, в Стратегии и Плане мероприятий по развитию Иркутска нет разбития пунктов по датам. Единственное – это увеличение показателей по тому или иному пункту к конечной дате на определенное число процентов. Именно поэтому исполняемость Плана развития Иркутской области из планов Стратегии развития СФО мы оценить сможем по указанным датам, а вот иркутской Стратегии – только по окончании срока.
Главное – чтобы планы не остались только на бумаге.