Сегодня даже присоединение к теплосетям строящихся соцобъектов по всему городу находится в катастрофически подвешенном состоянии.
Все идет по плану
Тепловая магистраль по улице Баррикад протяженностью 9 км строится в рамках комплексного развития предместья Рабочего под контролем правительства региона. Она даст возможность возвести 1 миллион квадратных метров жилья и, если следовать плану, изменит энергетическую конфигурацию внутри огромного района – уйдут в небытие угольные и мазутные котельные, обогревающие Рабочее сейчас. Энергетический масштаб магистрали – 120 гигакалорий, гарантирующих возможность подключения крупных социальных объектов, расселения ветхого жилого фонда. Строительство должно начаться в июне этого года, а закончиться – в 2025-м.
Проектная документация подготовлена в полном объеме, она проходит госэкспертизу. После проверки сметной стоимости служба по тарифам установит тариф на техприсоединение. О примерной стоимости говорят уже сейчас – это 5,5 миллиарда рублей, она заложена в сметы. Заместитель мэра, председатель комитета по городскому обустройству Сергей Чертков на минувших депутатских слушаниях в Иркутской думе сообщил народным избранникам, что из двух контрактов по поставке стройматериалов для луча один исполнен – по поставке трубы. Она находится на станции Суховской. А второй – на поставку железобетонных лотков и плит – не исполнен в части доставки, поэтому компании выставляются штрафные санкции. Всё вроде в норме, идет по плану.
Точка невозврата наступила
Всё, да не всё. При благополучных, казалось бы, входящих есть вероятность, что проект может сильно затормозиться, а то и встать. Энергетическая проблема в очередной раз всплыла по ходу обсуждения на слушаниях в иркутской думе вопроса о том, что на сегодняшний день энергетики не могут подключить к теплу социальные объекты. Руководитель иркутского УКС Александр Зыбайло поставил думцев в известность: строящиеся объекты не могут получить заключение экспертизы из-за того, что город не может добиться от Байкальской энергетической компании предоставления договора на технологическое подключение.
– Школа на ул. Ярославского: чтобы получить согласование сметной части, нужно получить договор на технологическое подключение. Запросы все поданы, даже индивидуальный тариф утвержден, но договора нет. 25 января нам обещали предоставить письменную информацию о сроках захождения на объекты, которые нас интересуют. Эта информация не предоставлена и предоставлена пока не будет. Школа № 28: 19 января получен ответ, что невозможно присоединение ни по индивидуальному тарифу, никак. Получается, что мы вложились, потратили по крайней мере людские ресурсы, проект перед заходом в экспертизу, и тут выясняется, что нет метода, чтобы этот объект – здание начальной школы на Маршала Конева – присоединить к теплу. Хотя правилами отказ вообще не предусмотрен. Детсад в Нижней Лисихе строится по нацпроекту: проект практически готов, сверстан, запрашиваем договор на техприсоединения – ни сроков захождения на индивидуальный тариф, ни договора нет. Школа в микрорайоне «Союз», садик в Радищево, садик на Советской, школа в Нижней Лисихе – по всем этим объектам направлены запросы на подключение к теплу, ответ также не получен.
Руководитель УКС «выкатил» и внушительный список спортобъектов. ФОК на ул. Шахтерской, крытый каток на ул. Ленской, ФОК микрорайона Лесного, ФОК микрорайона Топкинского, ФОК в Радищево. А еще, заодно, и жилой комплекс на Ярославского для переселения из ветхого и аварийного жилья – тариф утвержден, договор по каком-то причинам не предоставлен.
– Поэтому получается, что у нас все развитие города зависит от Байкальской энергетической компании. И мы не можем не то что решить эту проблему, но даже и получить какие-то вменяемые сроки, когда все-таки мы сможем рассчитывать на подключение к теплу этих объектов. Некий плюсик есть – школа на Мелентьева и детсад на ул. Костычева, это те два объекта из 22, по которым мы получили договор на техприсоединение.
Заметим – всего два объекта из 22. Заместитель мэра, председатель комитета по градостроительной политике Евгений Харитонов сделал акцент на том, что в городе намечается серьезный срыв, который касается уже запланированных объектов вроде школы в микрорайоне «Союз». А большинство соцобъектов, не будем забывать, возводятся как нацпроекты.
Спикер думы Евгений Стекачев поинтересовался у Евгения Харитонова, «когда у нас точка невозврата», сколько еще Иркутск может выделить времени на решение этой проблемы.
– Она у нас уже наступила. Мы поэтому бьем во все колокола. Мы говорим еще только о социальных объектах, объекты коммерческие пока вообще за скобками. Развитие города сейчас тормозится, и это надо решать на уровне города, региона.
Кто виноват и что делать?
Дмитрий Шумеев, представитель Байкальской энергетической компании, подтвердил, что проблема есть. Но объяснил сложившуюся ситуацию исключительно тем, что в 2022 году изменилось федеральное законодательство в части правил предоставления техусловий – повысились требования к объему резервов, которые должны быть на тепловой станции. В Иркутске этих резервов меньше, чем требуют правила, поэтому нет возможности подключить соцобъекты. И какой же резерв необходим? Нам недостает ни много ни мало 400 гигакалорий. У Ново-Иркутской ТЭЦ резервов никаких нет.
То есть, если мы правильно поняли, во всем виновато федеральное правительство, которое поставило всех в неудобное положение? Допустим, обстоятельства в стране изменились, изменились и требования – вероятно, по соображениям безопасности. Однако же проблема с электроэнергией и теплом в регионе в принципе возникла не сегодня и даже не вчера. И проблема эта не только локально иркутская, а региональная. А уж ситуация в быстрорастущих районах вроде Иркутского настолько набила оскомину за последние годы, что на жалобы жителей даже СМИ откликаются уже довольно лениво. А ведь там большие проблемы, регулярные перебои с электричеством, которым отапливаются дома. «Практически все распределительные сети в регионе работают с перегрузкой. К примеру, загрузка подстанции в Жигалово составляет 180%, в Усть-Ордынском – 139%, в Оёке – 122%», – утверждает депутат Заксобрания Денис Шершнев.
1 февраля в правительстве региона рассматривали вопрос об энергетическом комплексе региона, приняв во внимание, что область занимает второе место в РФ по приросту энергопотребления. Губернатор Игорь Кобзев высказался о состоянии энергосистемы: «Нужно заниматься модернизацией сегодня».
Проблема в энергетике – системная и давнишняя. Депутат иркутской думы Антонина Корочкина, директор школы в микрорайоне Зеленом, прямо сказала, что БЭК «ставит город на колени», распределяя те возможности, которые уже есть, но не думая о развитии.
– Президент сказал, что нужно соцобъекты развивать. К сожалению, теми мощностями, которыми вы обладаете сегодня, вы ограничиваете, ставите на колени город, не даете возможности развиваться.
Для нее этот вопрос в какой-то степени личный. Речь идет о том, что в Зеленый пойдет тепловой луч недостаточного объема, который не сможет перекрыть объем ныне существующей неэкологичной котельной, построенной некогда Минобороны: старая котельная Минобороны рассчитана на 70 гигакалорий, а новый луч – на 20. В теории, луч должен был заменить котельную, но его объем не позволит, поскольку в Зеленом находится стратегический объект. Минобороны еще нужен госпиталь, а микрорайону нужна еще школа. И какой смысл строить туда тепловой луч такого небольшого объема?
– Зачем строите? С тем, чтобы вы там котельную все равно сохранили? А для чего тогда деньги тратятся? И вы перекладываете ответственность на город, на кого-то еще! Нам надо кричать, выходить на губернатора, ЗС. Я директор школы, у меня дети что, должны мерзнуть? Или мы построим школу и будем смотреть на нее как на памятник?..
Кто виноват? Городские чиновники, которые дали неправильное задание энергетикам? Федеральные власти, которые ни с того ни с сего обрушили на головы бедных энергетиков новые беды? Алексей Распутин подытожил общее недоумение:
– Получается, что однажды утром мы проснулись – и у нас 400 гигакалорий не хватает? А до этого все было хорошо, мы проектировали, собирались строить, в том числе по нацпроектам. Все было нормально – и потом раз, у нас такой дефицит! Теперь мы проводим совещания, приглашаем энергетиков разного калибра – и нигде мы не получаем никакого внятного ответа, что с этим делать! У нас никто ни в чем не виноват. Сейчас вот виновато федеральное законодательство. Есть у вас понимание, как нам с этим жить?..
Схему теплоснабжения обновляют каждый год, но как вдруг, так резко, вместо профицита в 500 гигакалорий у нас вдруг оказался дефицит в 400? На этот вопрос депутаты так и не получили прямого ответа. И кое-кто даже усомнился: «Что-то вы нам не договариваете…».
С точки зрения рядового гражданина…
Какой вывод из всего этого должен сделать рядовой горожанин или же сельчанин, который полностью зависит от работы энергокомпаний? Мы, как иркутяне, например, пришли к довольно простому заключению: Иркутск – стремительно развивающийся город, соответственно городская энергетика тоже должна развиваться, должны были быть предусмотрены и некие резервные мощности (то же самое – в территориях, учитывая лавинный рост нагрузки, зафиксированный в 2021 году). Учитывая, что в результате введения новых правил нам не хватило аж 400 гигакалорий – а это, на минуточку, объем почти шести(!) таких котельных, как в микрорайоне Зеленом – то можно сделать вывод, что в нашем королевстве что-то неладно уже давно. Тем более что котельная в Зеленом – крупная, третья по размеру.
А ведь, если мы правильно понимаем, энергетики закладывают в тариф по обслуживанию потребителей своих услуг и расходы по инвестиционным программам – деньги энергетикам приходят только от этого самого потребителя. То есть именно мы платим за модернизацию и расширение энерго- и теплоисточников и сетей. Таким образом, учитывая сложившуюся ситуацию, каждый из нас вправе усомниться: а достаточно ли эффективны, и вообще – достаточны ли инвестиции?..
Депутаты напомнили, что уже лет десять ведутся разговоры о том, что городу необходим второй теплоисточник. Это вопрос, возникший не сегодня и не в связи с новыми федеральными правилами. Да, в данный момент силами администрации города разрабатывается схема теплоснабжения, которая подлежит утверждению в федеральном Министерстве ЖКХ и энергетики, и в проекте этой схемы предусматривается строительство теплоисточника по ул. Каштаковской в Радищево. Но об этом пока рано говорить. Когда-нибудь мы к нему придем, поскольку по требованиям безопасности город, разделенный рекой, должен иметь два теплоисточника, сказал Евгений Харитонов.
БЭК в свою очередь намерена создать дополнительные мощности на Ново-Иркутской ТЭЦ, но «в короткой перспективе», по словам Дмитрия Шумеева, это не покроет разрыв в 400 гигакалорий. «А чего в «длинной перспективе» не создавали какие-то резервы?» – хочется спросить лично автору статьи, как рядовой гражданке. И усомниться, а будут ли желание и средства на допмощности в ближайшем будущем, ведь начинается политическая кампания – выборы в ЗС, и энергетики поведут на выборы немало депутатов. В том числе, вероятно, чтобы добиться введения дифтарифа, против которого выступают и население, и депутаты. И всем известно, что выборы требуют огромных расходов. По слухам, энергетики намерены вложить в кампанию 1,2 миллиарда. Так куда пойдут деньги: на действительно полезные инвестиции или на удовлетворение чьих-то политических и, как следствие, экономических амбиций?