В ожидании правил: катастрофы на Байкале не будет

Иркутская область и Бурятия не могут договориться относительно уровня Байкала

Если заглянуть в историю, то можно сделать однозначный вывод: пока не появилась ГЭС, Иркутск и районы рядом с реками часто подвергались подтоплениям. Но сегодня некоторые экологи из Бурятии говорят о том, что регулирование уровня Байкала производится неправильно, что процессы, происходящие на Байкале, неестественны, они искусственно регулируются, причем в пользу Иркутской области. Последняя экспедиция экологов доказала, что это не так.

Иркутская область и Бурятия не могут договориться относительно уровня Байкала
Фото: nor.a-ing.ru

Мало воды / много воды

В 2018 году на Байкале начался многоводный период, который пришел на смену маловодному. Маловодный период начался еще в девяностых, пик его пришелся на 2014–1017 годы.

В прошлом году уровень Байкала поднялся, подтопив земли на восточной стороне Байкала. В этом году с мая в Байкал начал поступать повышенный объем воды – кое-где в республике и Забайкальском крае за месяц выпало от 2,5 до трех месячных норм осадков. На юге Иркутской области наблюдалось то же самое.

В мае поступление воды в озеро почти весь месяц держалось на уровне 3500 кубометров ежесекундно. В июне приток был еще выше – более 4300 кубометров в секунду при норме около 4000 кубов. В июле, по прогнозам синоптиков, ожидается от 4700 до 5700 кубометров.

Ученые говорят, что это нормальный, естественный процесс. Когда в прошлом году в Бурятии начались подтопления, пошли разговоры о том, что нужно сохранить метровую призму регулирования озера. В 2007 году Арнольд Тулохонов, научный руководитель Байкальского института природопользования СО РАН, заявлял, что естественная амплитуда Байкала с начала века до сдачи Иркутской ГЭС составляла не более 80 см.

Однако иркутские ученые с этим не согласны. Старший научный сотрудник лаборатории гидрологии и гидрофизики ЛИН СО РАН, кандидат географических наук Валерий Синюкович утверждал, что сезонные естественные колебания достигали двух метров. Сегодня сотрудник Института водных проблем РАН Виталий Чуканов подчеркивает: научная работа, проведенная его институтом, показывает, что метровый диапазон регулирования Байкала «противоестественный» – в природе амплитуда колебаний уровня озера намного больше.

Более того, уникальная экосистема озера сформирована и поддерживается, в том числе, таким изменчивым гидрологическим режимом.

Конечно, такой гидрологический режим несет определенные неудобства для человека, его хозяйственной деятельности. Но ситуацию на контроле с мая держит Енисейское управление, распоряжением которого то увеличивается, то уменьшается сброс воды через Иркутскую ГЭС: нужно сохранить в безопасности и Байкал, и поселения.

ГЭС защитила Иркутск от наводнений

Когда-то строптивая Ангара, бегущая из Байкала, подвергала Иркутск (и другие населенные пункты по берегам) опасности паводков.

В летнее время дождь и таяние снега в горах приносили в Ангару через малые горные реки Иркут, Китой и Бирюсу огромное количество воды. Реки сильно разливались, затапливали большие участки по берегам.

Но особенно неприятными были зимние наводнения – «самые грозные и тяжелые по последствиям», как писал о них первый директор Лимнологического института академик Галазий. О таких паводках сейчас помнит только самое старшее поколение, заставшее последнее такое наводнение в 1952 году. В тот год в начале января в Иркутске стояли сорокоградусные морозы – и пошла вода, частично затопив центр, населению пришлось эвакуироваться. Тогда погибли три человека.

Обледеневшая после затопления 1952 года улица. Фото: pastvu.com

В 1958 году заработала Иркутская ГЭС и защитила город от этих разрушительных природных явлений. И сегодня, хотя многоводный период на Байкале несет потенциальную опасность, эта проблема благодаря ГЭС поддается регулировке. По решению Енисейского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов из-за высокого притока в Байкал и Братское море 2 июля сброс воды увеличился до 2800 кубометров в секунду, а 7 июля – до 2900 кубометров в секунду. Иркутск немного подтапливает, но лишь в самых низких местах. Опасность существует для островов и пониженных участков рельефа в шести садоводствах ниже по течению Ангары: Бабра с его форелевым хозяйством, Елизовского, садоводств «Нептун», «Озерное», «Прибрежное», «Прибрежное-2», «Ангара-3».

Фото: i38.ru

Сброс воды через плотину основан на расчетах Росгидромета и на особых климатических обстоятельствах этого периода. Казалось бы, какие могут быть споры?

Но восточная сторона Байкала, Бурятия, в многоводный период испытывает свои неудобства. Представители политической и научной элиты Бурятии ведут речь даже о неких «катастрофических подтоплениях», якобы несущих такие же катастрофические убытки экологии и народному хозяйству. Сыплются упреки в том, что Иркутская ГЭС работает только на Иркутскую область.

Катастрофа: есть или нет?

В информационную войну, которая развернулась на фоне естественного природного перехода Байкала от маловодного режима к многоводному, включились, в том числе, уважаемые бурятские ученые. Похоже, в дело вмешалась геополитика, вдруг обострилась конкуренция Иркутской области и Бурятии – и возможность для решения насущной практической задачи как будто бы исчезла.

Ряд бурятских ученых и экологов, в том числе «локомотив», политический тяжеловес и академик РАН Арнольд Тулохонов, уверяют, имея в виду режим уровня озера, что гидроресурсами распоряжаются неправильно и это наносит вред Байкалу. В прошлом году он выступил с заявлением о том, что Бурятию топит, происходит разрушение береговых линий, автомобильных дорог, участка железнодорожного полотна Транссиба. В качестве доказательств дальнейшей возможной катастрофы были представлены фотографии и космические снимки затопления побережий – Чивыркуйского перешейка, побережья заливов Провал и Черкалов Сор, части дельты Селенги, некоторых из островов Ярки, а также подмыва насыпи автодороги Улан-Удэ – Баргузин.

Бурятская сторона выступила с открытым письмом, в котором вслед за доводами ставился и вполне меркантильный запрос – республика может решать свои научные и хозяйственные проблемы в таких условиях за счет энергетической ренты.

Иркутские ученые категорически не согласились с катастрофическими прогнозами бурятских коллег. Директор Иркутского филиала СО РАН Игорь Бычков, директор Лимнологического института СО РАН Андрей Федотов и заведующий лабораторией гидроэнергетических и водохозяйственных систем Института систем энергетики имени Л. А. Мелентьева СО РАН Вячеслав Никитин настаивали и продолжают настаивать, что прогнозы необоснованны. Представители центрального Института водных проблем РАН поддержали аргументацию иркутян.

Экспедиция расставила факты по местам

Ситуация накалилась до такой степени, что в этом году возникла необходимость проверить доводы сторон. В начале лета 2021 года экспедиция экологов посетила те места, катастрофу которым предрекало бурятское научное сообщество.

Алармистские заявления соседей, как показали результаты экспедиции, неоправданны. Многоводье – часть естественного природного режима, а пострадавшие участки, как правило, находятся в пониженной местности. Многие участки образовались в результате землетрясений.

На месте были объяснены пугающие фотографии, сделанные бурятской стороной. Например, на берегу залива Провал (который образовался в результате Цаганского землетрясения) и на Черкаловом Соре. Пологий берег сора затапливается и при незначительных колебаниях, вода накрывает низкие земли, при этом не угрожая домовладениям, которые и возле Провала, и по берегу сора находятся высоко, на обрывистом берегу. «Затопление» кемпинга и дороги на Чивыркуйском перешейке было сделано, вероятно, после шторма. А обрушение откоса дороги могло произойти, по заключению участников экспедиции, вследствие селя или оползня, из-за естественных процессов, происходящих с берегами от влияния воды и ветра.

Информация о разрушении береговых линий низменного восточного побережья – прибрежных лесов, пляжей, береговых сооружений и автодорог – подается как результат некоего страшного антропогенного влияния. Но опрос местных жителей, а также, что немаловажно, сотрудников особо охраняемых природных территорий показал, что люди, непосредственно соприкасающиеся с Байкалом, считают происходящее естественными для священного озера процессами. Уровень озера «продолжает расти», однако вмешательство человека в естественный процесс, считают они, лишь нарушит естественный ход событий.

Фото: irk.ru

Ученые согласны с обитателями байкальских побережий. Вячеслав Никитин, заведующий лабораторией гидроэнергетических и водохозяйственных систем Института систем энергетики имени Л. А. Мелентьева СО РАН, напоминает, что режим регулировки озера должен быть согласован со складывающимися гидрологическими условиями – то есть с оглядкой на природные «обстоятельства», на естественные процессы. Именно так сегодня и поступают все заинтересованные и ответственные структуры. А представитель института водных проблем Виталий Чуканов говорит о том, что уже разработан проект новых правил, позволяющих управлять режимом Иркутской ГЭС еще более приближенно к естественному ходу вещей. Таким образом Байкал будет избавлен от того, чтобы стать жертвой политических спекуляций.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру