Отнять и поделить: зачем Иркутскую область хотят соединить с Тувой

Губернатор высказался против выравнивания тарифов за счет региона

Инициатива федерального правительства о выравнивании энерготарифов по стране явно придется не по вкусу регионам-донорам.

Губернатор высказался против выравнивания тарифов за счет региона

Неужели Иркутской области придется расстаться с преференциями, которых регион добился еще во времена Юрия Ножикова? Иркутскую область предложили «энергетически» соединить с Республикой Тува, чтобы снизить высокие цены на электроэнергию в республике за счет повышения ее стоимости для потребителей в Иркутской области. Вряд ли здесь это кого-то обрадует.

Тува + Иркутская область = ?

Объединение разных регионов на почве «энергобаланса» – это первый шаг к выравниванию энерготарифов по всей России, как было предложено государственной компанией «Россети». Первоначально решено «подтянуть» самых отстающих – за счет тех, кто в смысле энергетики преуспевает: пять энергетически неблагополучных регионов снизят цены на электричество за счет более благополучных соседей. Чиновники федерального правительства объяснили, что это делается исключительно для «снижения стоимости электроэнергии в регионах, требующих поддержки» – в Курганской, Ленинградской областях, на Алтае, в Калмыкии и Туве.

Тува – это как раз к нам, к Иркутской области. За счет энергообъединения с Приангарьем в Туве ожидают снижения тарифа на 85% (!), при том, что в Иркутской области тариф вырастет, и темпы его роста ежегодно будут увеличиваться.

Сразу возникает бытовой вопрос: сколько жители Тувы платят за электричество? Одноставочный тариф городского потребителя с газовой плитой – 3.82, с электроплитой – 2.67 за кВт.час (столько же платят сельчане). Не так чтобы очень много. Соседи в Бурятии больше платят. А на Чукотке киловатт и вовсе семь рублей стоит.

В Иркутской области, как известно, действуют самые низкие в стране тарифы на электроэнергию.

Низкая стоимость электроэнергии для Иркутской области объективна, у нас много ГЭС. Фото: rusgydro.ru
Сейчас в сельской местности население платит 0,819 руб. за кВт.ч, в городах – 1,17 руб. за кВт.ч. Единственное, что может сделать потребление энергии эффективным в такой ситуации – введение дифференцированного тарифа для тех, кто потребляет существенно больше среднего значения, но никак не общая уравниловка, когда тарифы постоянно повышают всем (да еще и принуждая по сути субсидировать соседние регионы). При введении дифференцированного тарифа для жителей области будет выгодно не жечь лишнюю энергию, а майнеры и владельцы саун и автомоек, пользующиеся самым низким тарифом, наконец перестанут перекладывать свои расходы на крупных потребителей. Именно такая схема видится наиболее правильной.

Что касается Тувы, то там нет собственных энергомощностей, энергосистема Тувы относится к дефицитным. С энергосистемой Иркутской области она не связана – связана с красноярской, монгольской, хакасской. Научные статьи, опубликованные в открытых источниках, сообщают, что энергосистема Тувы имеет большие потери в энергосетях, львиную долю которых составляют коммерческие потери из-за хищений энергии, обеспеченность приборами учета недостаточная. Электросетевое хозяйство изношено, а сети весьма протяженны. Иркутской области это не даст ничего, кроме лишних расходов и для населения, и для бизнеса, и для правительства.

Ничего общего, кроме границы

Слияние в «энергетическом экстазе» рекомендовано правительством РФ для поддержки регионов с низким уровнем экономического развития – для создания там условий, необходимых для привлечения энергоемких инвестиционных проектов. «Независимая газета», реагируя на информацию от Минэнерго, напомнила своим читателям, что эти же идеи четыре года назад озвучивались при установлении среднерыночных тарифов в Дальневосточном округе – но спустя время эффективность меры ничем так и не подтвердилась.

Логично предположить, что для привлечения бизнеса нужно повышать качество собственной сетевой инфраструктуры вместо того, чтобы равнять тарифы на электроэнергию. Ведь эксперты говорят о том, что выравнивание лишь увеличит перекрестное субсидирование – то есть часть оплаты энергии с соцобъектов и населения перейдет на плечи промышленных предприятий. Этот метод социального, экономического и политического регулирования цен на электричество и сегодня действует, но если цель – развитие экономики, то подобная мера вряд ли будет привлекательна для бизнеса, то есть в том числе и для тех инвестпроектов, о привлечении и развитии которых теоретизируют в правительстве.

Участники круглого стола профильного комитета Госдумы на тему «Тарифное регулирование в электроэнергетике. Экономические аспекты установления цен для разных категорий потребителей» выдали российскому правительству рекомендации по оценке ныне сложившейся системы цен и тарифов. Где указали на некорректность предложения выравнять тарифы на услуги по передаче в ряде регионов, в том числе в Туве за счет Иркутской области – при том, что сетевые инфраструктуры регионов технологически никак не связаны, вместо повышения эффективности сетевой инфраструктуры и создания условий для привлечения бизнеса. Этот момент, кстати, вообще выпадает из какого-либо нормативно-правового поля, поскольку установление тарифа для взаиморасчетов между сетевыми организациями возможно только в случае наличия физического перетока электрической энергии между ними.

Было подчеркнуто, что в Туве покупка электроэнергии и мощности осуществляется по льготным регулируемым тарифам (имеется в виду оптовый рынок) — в августе текущего года этот показатель составил 872 руб./МВт.ч. Тогда как в Иркутской области нерегулируемая цена – 1558 руб./МВт.ч. В случае предлагаемого выравнивания тарифов в Туве электроэнергия будет на 25% дешевле, чем в Иркутской области.

Но и это не все: именно жители Приангарья должны будут оплатить 85% на содержание электросетей республики – а это дополнительные 1,2 млрд рублей. Рост перекрестного субсидирования в таком случае составит около 21% сверх установленной предельной величины. Участники круглого стола сочли это несправедливым. Тем более, что экономической эффективности такие меры не приносят, напротив, дешевая в результате применения нерыночных механизмов электроэнергия грозит неэффективностью производства в субсидируемых регионах. Так, во всяком случае, считают эксперты Российской экономической школы.

В проекте рекомендаций по итогам круглого стола содержится также положение, предусматривающее возможность превышения предельного роста тарифов, выше 5% в год, для тех регионов, где тарифы на электроэнергию для населения ниже среднего уровня. Также предлагается расширить практику применения дифференцированных по уровню потребления тарифов на электроэнергию и определить перечень регионов для их применения вместо уравнивания тарифов.

Против подхода «отнять и поделить» выступают и крупные энергопотребители, которые считают, что это лишь попытка компании «Россети» «скрыть свою неэффективность в проблемных регионах с высокими тарифами на услуги по передаче электрической энергии», цитирует свой источник «Независимая газета». Глава Агентства энергетического анализа Алексей Преснов, которого цитируют некоторые СМИ, считает, что рыночные механизмы таким образом нарушаются, а «Россетти» получат один тариф на макрорегион «и надеются таким образом вытеснять с рынка частные сетевые компании».

Губернатор против

Кстати, о том, что «отнять и поделить» – это плохой подход, говорилось еще в 2014 году, когда экспертный совет при правительстве критиковал предложение «Россетей», называя такой подход примером «борьбы со следствием» вместо наведения настоящего порядка и предупреждая о росте цен для промышленности, снижении прозрачности тарифного регулирования и возможных конфликтах между регионами.

В 2020-м окончательное решение оставили за главами регионов. Они могут одобрить или не одобрить совместное регулирование тарифов. У федеральных органов государственной власти нет полномочий, позволяющих определять подобные решения в отношении регионов. Вмешательство же будет являться нарушением статьи 37 Конституции РФ и федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ». Губернатор Иркутской области Игорь Кобзев высказался категорически относительно возможного повышения энерготарифов в связи с таким возможным объединением.

На пресс-конференции 19 ноября он заявил, что «подобное решение для региона недопустимо, даже если речь идет не о «конечных потребителях», а о предприятиях (хотя мы прекрасно понимаем, что все в итоге скажется на потребителях конечных):

– Если Тува выйдет с подобной инициативой, Иркутская область ответит отказом. Мы всегда отказывались от повышения энерготарифов. 4% влекут увеличение выпадающих доходов. По предварительным подсчетам, сумма будет равна миллиардам рублей. Экономика не в нашу пользу, мы не будем соглашаться, — цитируют губернатора иркутские СМИ.