«Бердиев узел» иркутских дорог развязан

Арбитражный суд поставил точку в деле о картельном сговоре

Дорожные схемы времен экс-мэра Бердникова давно известны как четыреста первый способ «сравнительно честного» изъятия денег из бюджетного кармана. Увести дорожный контракт на десятки миллионов под ширмой «законности»? Легко. Вот только один эпизод, в котором МУП «Иркутскавтодор» через картельный сговор «взял» контракт на сорок с лишним миллионов рублей.

Арбитражный суд поставил точку в деле о картельном сговоре
Фото: baikal24.ru

Два кармана – один пиджак

Итак, июль 2020-го. Арбитражный суд Иркутской области ставит точку в деле о картельном сговоре между «Иркутскавтодором» (ИАД) и еще двумя фирмами – ООО «ФСК «Милана» и ООО «СтройДорХолдинг». Сговор состоялся еще в 2016 году. Тогда же ИАД попал в поле зрения Федеральной антимонопольной службы и по итогу получил штраф почти в 13 миллионов рублей (если точно – 12 908 104 р. 15 коп.). Несколько лет ИАД, ведомый теперь уже бывшим директором Михаилом Чайковским, брыкался, пытаясь доказать, что антимонопольщики неправы. Но ему отказали, арбитражный суд встал на сторону ФАС, и штраф остался в силе. Однако дело не в штрафе (хотя он все же немал), а в циничной схеме, через которую был «уведен» муниципальный контракт, и в том, что подобные сговоры, похоже, случались не раз.

Весной 2016-го Комитет городского обустройства Иркутска объявляет электронный аукцион на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по ремонту автодороги от Московского тракта до ул. Центральная. Начальная цена контракта – чуть более 43 млн рублей (точнее – 43 027 013 руб. 84 коп.). На участие в аукционе заявились десять фирм, но после первого фильтра остались только три: «Иркутскавтодор», «Милана» и «СтройДорХолдинг». Далее на торгах была разыграна классическая схема по поддержанию цены контракта. С разницей всего в 11 минут (!) МУП «Иркутскавтодор» и ООО «ФСК «Милана» делают одинаковый шаг по снижению цены в 0,5% (минимально возможный – классика сговоров). А «СтройДорХолдинг» вдруг… отказывается подавать свое ценовое предложение.

Что в итоге? Остаются два участника с одинаковой ценой, но один подал предложение на 11 минут раньше другого. Значит, победа за ним. Таким образом, 8 мая 2016 года Комитет городского обустройства Иркутска заключает муниципальный контракт на ремонт дороги с МУП «Иркутскавтодор». Однако сам ИАД не приступает к ремонту и, по сути, отдает контракт через договоры субподряда двум фирмам: ООО «ИркутскДорСтрой» (компания была среди заявленных на конкурс, но «вылетела» после первого фильтра) и ООО «СтройДорХолдинг» – той самой фирме, которая, будучи допущенной к аукциону, отказалась подавать ценовое предложение. По договорам, обе эти фирмы отдают генподрядчику 10% от суммы оплаты выполненных работ как «генподрядное вознаграждение» (все эти факты содержатся в решении Иркутского УФАС № № 1163/18 и в решении Арбитражного суда Иркутской области по делу №А19-16366/2019). В народе это называется «откат».

Дорожный гамбит

Выгодоприобретатель очевиден: «Иркутскавтодор» Михаила Чайковского через сговор забирает себе контракт, потом отдает его «своим» субподрядчикам, которые в процессе торгов помогли взять этот контракт – и все в шоколаде. А городской бюджет и самое главное – иркутские дороги остаются в чем-то похожем по цвету на шоколад, но не столь привлекательном…

За это ИАД и получил от антимонопольщиков штраф почти в 13 миллионов рублей. Экс-директор МУПа Михаил Чайковский пытался его оспорить, но этим только усугубил ситуацию и заодно раскрыл «дорожные схемы», которые, как видим из дела «Иркутскавтодора», могли тотально применяться во время мэрствования Дмитрия Бердникова. «Иркутскавтодор» постоянно побеждал в конкурсах и, получая миллиарды из бюджета, отдавал их другим подрядчикам. Судя по всему, «своим» подрядчикам. Только в 2019 году сумма переданных контрактов превысила один миллиард рублей. Субподрядчиками были одни и те же частные фирмы, с которыми заключались договоры по схеме «единственный поставщик/подрядчик/исполнитель».

Кроме того, есть заключение Контрольно-счетной палаты Иркутска от 7 ноября 2019 года. Там немало интересного для правоохранительных органов. Но особо впечатляет то, что в контрактах администрации с МУП «Иркутскавтодор» протяженность дорог завышается, некоторые дороги указываются дважды, а в ряде случаев дорог, указанных в контракте, просто нет! Их не существует в реестре муниципального имущества. Еще раз – в контракте они есть, а в официальном перечне нет. И все это – на сотни тысяч квадратных метров и, понятное дело, на десятки миллионов рублей.

Аномалия? Да. Но эта аномалия вполне объяснима. Дмитрий Бердников и бывший директор МУП «Иркутскавтодор» Михаил Чайковский хорошо знакомы лично – в 2010 году Чайковский был во главе фирмы «Ладога», владельцем которой был Бердников. Можно предположить, что, придя к власти, Бердников просто подтянул хорошего знакомого, чтобы рука об руку «окучивать» дорожную сеть Иркутска. Кстати, через МУП «Иркутскавтодор» по разным оценкам прокачивалось свыше 2 миллиардов рублей в год. При этом на момент увольнения с поста директора Михаила Чайковского предприятие показало убытки в размере более 170 миллионов рублей. Это позволяет предположить, что теоретически огромные суммы от деятельности ИАД могли просто уходить «налево»…

Ангарский фактор

По словам экспертов, при Бердникове так было выстроено все. Через МУПы заключались подряды «для своих», а деньги выводились через «мутные» схемы. Куда тратились? На разные нужды, вероятно, что в том числе и на выборы в 2019 году, когда Дмитрий Бердников «тащил» в городскую думу свою команду из так называемого «Нашего Иркутска», кстати, с треском проигравшую, отчего и Бердников, можно предположить, лишился кресла мэра. То есть муниципальные экономические расклады, видимо, в конечном итоге работали на политические амбиции экс-мэра. И вот здесь стоит еще раз вернуться к фирмам, проходящим по делу УФАС в отношении «Иркутскавтодора».

Итак, ООО «ФСК «Милана». Эта загадочная контора, которая в 2016-м помогла «Иркутскавтодору» Чайковского взять дорожный подряд, по разным данным, аффилирована бывшему руководителю аппарата губернатора Иркутской области Дмитрию Чернышову. Поговаривают, что именно «серый кардинал» иркутской политики, приближенное лицо Сергея Левченко, курировал деятельность «Миланы» и спасал ее от разных «неприятностей» с законом. Почему возникло такое общественное мнение, причем здесь, собственно, Чернышов? Ответ надо искать в Ангарске. Именно там «серый кардинал» начал свою политическую карьеру. Именно там фирма «Милана» стабильно брала «жирные» контракты по линии капремонта домов. Именно оттуда и бывший мэр Иркутска, а ныне и. о. первого зама губернатора Дмитрий Бердников. И, кстати, там же, в Ангарске, «засвечен» субподрядчик ИАД – ООО «СтройДорХолдинг» (его еще называют «строительной империей» известного в Иркутской области бизнесмена Геворга Нахапетяна). В общем, если иметь в виду ангарское землячество, то пазл очень даже складывается. Именно ангарское землячество могло стать ключевым фактором в иркутских дорожных контрактах, на которые списывались сотни миллионов рублей.

Откатный стан под пресс

По итогу дорожных контрактов времен Бердникова мы видели ежегодные ремонты мизерных участков дорог (с перекрытием ремонтируемых участков на все лето) и постоянно «уплывающий» по весне новый асфальт. При этом найти ответственных власти не могли. По странному стечению обстоятельств виновные растворялись в потоке отписок администрации Бердникова, а убитые дороги Иркутска «легким движением руки» превращались в «3 миллиона квадратных метров отремонтированных дорог».

И конечно же «откатный стан», через который велась работа МУП «Иркутскавтодор», губительно сказался на самом предприятии и его работниках, зарабатывавших свою копейку честным и тяжелым трудом. Предбанкротное состояние и почти полная разруха – вот что осталось от «Иркутскавтодора». Теперь предприятие нужно возвращать к жизни.

Фото: irkutskmedia.ru

В июне, после увольнения с поста директора Михаила Чайковского, в ИАД начались проверки. По данным из наших источников, были проведены выемки документов. Новый мэр Иркутска Руслан Болотов побывал на предприятии и с новым руководством определил первоочередные задачи по выводу «Иркутскавтодора» из кризиса – и, как следствие, выводу из кризиса всей иркутской дорожной сети. Первые шаги, в частности, по ремонту мостов и других проблемных участков городских дорог, говорят о решительном настрое власти в дорожном вопросе. Посмотрим, что будет дальше. Надеемся, в будущем обойдется без серых схем и «серых кардиналов» в дорожной сети Иркутска. Люди устали от убитых дорог. Хочется уже пусть и серого, но качественного асфальта в городе. А также белой и качественной власти.