Иркутская область может лишиться международного аэропорта

Аэропорт Иркутск, прощай?

Иркутский аэропорт в самое ближайшее время может вернуться в собственность Федерации. Вместе с ним из областного бюджета уйдут и налоги – около 600 миллионов рублей. Причиной этого эксперты считают действия и бездействие областного правительства во главе с губернатором Сергеем Левченко.

Аэропорт Иркутск, прощай?
Фото: irkutsk.bezformata.com

Именно решения губернатора по вопросам реконструкции аэропорта привели к тому, что федеральные власти хотят забрать обратно переданный в 2014 году в областную собственность иркутский авиаузел.

Давайте посмотрим, что же такого сделал Сергей Левченко, чтобы потерять главный аэропорт региона, который называют «воротами в Азию».

Для начала – немного истории

Аэропорт в Иркутске на привычном всем месте появился в 1933 году. До этого самолёты сажали на авиаплощадке в деревне Боково. А в 1954 году иркутскому аэропорту был присвоен статус международного.

В 1992 году было организовано ГУП «Аэропорт Иркутск». В 2002 году в связи с изменением собственного устава предприятие получило название ФГУП «Аэропорт Иркутск». В 2011 году ФГУП «Аэропорт Иркутск» преобразован в открытое акционерное общество «Международный аэропорт Иркутск».

Поскольку существующий аэропорт вплотную окружён жилыми и хозяйственными постройками (гаражи и т. п.), что негативно сказывается на безопасности полётов и ограничивает возможности развития аэропорта, к 2016 году планировалось построить новый аэропорт. В качестве площадок называли деревню Поздняково, площадку в Ключевой Пади под Ангарском, Усть-Орду. Однако проект был заморожен на неопределённое время.

Действия или бездействие?

Аэропорт Иркутска был передан в собственность Иркутской области с одним условием: провести масштабную реконструкцию авиаузла. Правительство области обязалось в течение 11 месяцев с момента передачи принять решение о строительстве нового аэропорта, а в течение 16 месяцев – найти инвестора.

Однако губернатор Сергей Ерощенко не успел её сделать – и даже не успел начать. А пришедший к власти в 2015 году Сергей Левченко занялся другими проблемами, отложив на некоторое время вопросы реконструкции. В итоге все достигнутые ранее соглашения по привлечению инвесторов на реконструкцию аэропорта были потеряны, и пришлось всё начинать с нуля.

В 2016 году вдруг пронеслась весть о том, что иркутский аэропорт будет продан. В качестве покупателя назвали компанию «Новапорт» олигарха Романа Троценко, большого друга Сергея Чемезова и бывшего министра транспорта России Игоря Левитина. Тогда Иркутская область впервые услышала слово «Новапорт», которое на годы вперёд встанет в одну строчку с «Аэропорт Иркутск». Тогда речь шла об очень странном соглашении, по которому «Новапорт» получал контрольный пакет акций аэропорта. А вот расходы по реконструкции старого здания аэровокзала и строительству нового ложились на региональный и федеральный бюджеты. За контрольный пакет акций, по данным СМИ, с «Новапорта» просили полтора миллиарда рублей. Кстати, тогда в уставной капитал нового совместного государственно-частного предприятия (читай – под контроль «Новапорта») должны были быть переданы акции и доли имущества всех аэропортов Иркутской области. При этом сделка должна была состояться без конкурса – а на участие в компании претендовали «Ренова» и «Базэл», предлагавшие восемь миллиардов.

Разразился грандиозный скандал. Такой, что Сергей Левченко мгновенно пошёл на попятную и публично заявил, что иркутский аэропорт останется в областной собственности. Чуть позднее председателем совета директоров иркутского аэропорта был назначен ставленник Левченко Михаил Щапов. В сентябре 2016 года Щапов ушёл в Госдуму, а преемником его стал Александр Пасюк.

А осенью 2016 года была создана компания «Новапорт-Иркутск», которая стала соучредителем создаваемой управляющей компании «ИркутскАэроИнвест». Вторым соучредителем стала Корпорация развития Иркутской области. Эта управляющая компания должна была заниматься и реконструкцией здания аэропорта, и строительством нового терминала.

После всех этих закулисных и подковёрных интриг федеральные власти начали проявлять нетерпение по данному вопросу. Тогда, в 2017 году, Корпорация развития Иркутской области учредила структуру, которая должна была заняться подготовкой к проведению конкурса для определения подходящего инвестора. Однако уже тогда стали говорить о том, что реконструкцией займётся всё та же компания «Новапорт».

Игры с инвесторами и обходы обязательного для выбора партнёра конкурса привели к тому, что ФАС сделала губернатору Сергею Левченко пару предупреждений о недопустимости таких действий. Но «красный» губернатор этим предупреждениям не внял. О том, что инвестиции в аэропорт Иркутска будет делать холдинг «Новапорт», стали говорить уже открыто.

Тем временем из-за невнятных поисков инвестора пришлось вернуть в федеральный бюджет 23 миллиарда рублей, которые были выделены на иркутский аэропорт. Сам авиаузел был исключён из федеральной программы.

Это не испугало губернатора Левченко: у него, по его ярким заявлениям, уже были достигнуты договорённости с «Новапортом» и структурой «Ростеха» – компанией «Рампорт Аэро» (управляет аэропортом в подмосковном Жуковском). Якобы уже определено место под строительство – правда, не нового аэропорта, а всего лишь нового международного терминала действующего авиаузла. Стоимость строительства называлась на уровне 7,5 миллиарда рублей. За свои инвестиции компании должны были получить 25% доли в новом предприятии.

Однако после этой пламенной речи правительство Иркутской области поспешило приглушить краски выступления своего начальства. Оказалось, что никаких договорённостей с «Рампортом» и «Новапортом» ещё не заключено, а участок под новый терминал всего лишь пока передан в субаренду на 10 лет компании «Рампорт Безопасность».

Несмотря на все непонятные верчения вокруг то ли заключённых, то ли не заключённых соглашений, губернатор Иркутской области Сергей Левченко со товарищи 19 августа 2018 года торжественно заложил первый камень в основание будущего нового терминала международного аэропорта Иркутска. Участие в мероприятии приняли заместитель руководителя Федерального агентства воздушного транспорта Александр Ведерников и тогдашний генеральный директор АО «Международный аэропорт Иркутск» Андрей Скуба.

Строить терминал должна была компания «Рампорт». Однако «Новапорт» никуда не делся – его назвали «специалистом по эксплуатации».

– «Новапорт» имеет в управлении достаточно большое количество аэропортов в Российской Федерации. Все они успешно развиваются. Структура «Ростеха» «Рампорт» управляет только аэропортом «Жуковский», большого опыта у них пока нет, но мы будем совместно учиться, – заявил тогда Сергей Левченко.

Однако эти заверения не успокоили Федеральную антимонопольную службу, которая в том же 2018 году возбудила дело о нарушении антимонопольного законодательства в отношении АО «Рампорт Аэро», ООО ИК «Аеон», ООО «Новапорт», ООО «Система Управления», ООО «Рампорт Безопасность» и АО «Международный аэропорт Иркутск». В ФАС посчитали, что схема выбора инвестора была основана на сговоре между Сергеем Левченко и этими структурами. В рамках возбуждённого дела в администрации Иркутской области прошла выездная проверка. Позднее УФАС заявило о противодействии в проверках со стороны правительства региона. В свою очередь, правительство подало иск с требованием признать незаконными действия сотрудников ФАС и УФАС при проведении выездной проверки.

Кстати, в конце августа 2018 года скандал с бесконкурсным допуском «Новапорта» и «Рампорта» к реконструкции иркутского авиаузла вышел на международный уровень. Британская Geonika LLP подала иск в Арбитражный суд Московский области к губернатору Иркутской области Сергею Левченко, правительству региона и двум компаниям – АО «Новапорт Иркутск» Романа Троценко и ООО «Рампорт Безопасность» – о признании их действий незаконными. Сумма иска составляла 650 миллионов рублей. Однако иск был возвращён из-за нарушений (компания не предоставила в срок документы об уплате госпошлины).

При этом ни «Рампорт», ни «Новапорт» так до сих пор и не вложили ни рубля в развитие и реконструкцию иркутского аэропорта. В то же время потенциальный инвестор, которому не дали и приблизиться к иркутскому авиаузлу – компания «Базэл» (структура Олега Дерипаски), за два года модернизировала красноярский аэропорт «Емельяново», сделав его одним из шести российских аэропортов, работа служб которых соответствует международным стандартам ISAGO.

А 26 апреля на заседании РСПП под руководством вице-премьера российского правительства Максима Акимова владелец компании «Новапорт» Роман Троценко прокомментировал ситуацию вокруг «Международного аэропорта Иркутск». Он заявил, что «как только вопрос по созданию публичной транспортной инфраструктуры передаётся на региональный уровень, начинается полный зоопарк решений». Вскоре появилась информация о разрыве соглашения между иркутским аэропортом и компанией «Рампорт Безопасность» по аренде участка земли под строительство нового терминала.

А в начале мая стало известно, что иркутский аэропорт вместе с саратовским планируется включить в список имущества на возврат в федеральную собственность за нарушение условий указов президента РФ, определённых при их передаче региональным администрациям.

После появления этой информации депутаты Заксобрания региона решили инициировать депутатскую проверку в делах иркутского авиаузла. Вопрос о проведении проверки был вынесен на сессию регионального парламента, которая проходила 22 мая, и вызвал бурные обсуждения.

Правительство Приангарья в лице председателя Руслана Болотова выступило против назначения и проведения депутатской проверки. Господин Болотов даже «разгорячился», по словам депутата Андрея Левченко, «его давно никто не видел в таком волнении». Эта горячность заставила депутата Виктора Побойкина заявить: «Если так много народу выступает против проведения депутатской проверки – её обязательно надо проводить».

Противники депутатской проверки напирали на то, что с аэропортом и исполнением требований указа президента РФ, в котором в собственность региона передавались акции и имущество иркутского аэропорта, всё в порядке, но… Этим «но», по мнению Руслана Болотова, Андрея Левченко и ещё ряда противников стало расследование ФАС. А оно, в свою очередь, было инициировано заявлением британской компании Geonika LLP, которая требовала, чтобы её допустили к конкурсу на реконструкцию иркутского аэропорта и строительству нового терминала международного аэропорта. Депутат Левченко даже заявил, что всё это – происки конкурентов, которые хотят заполучить иркутский аэропорт в свою собственность. Это конкуренты и ФАС уже в течение года не дают властям Иркутской области и привлекаемым ими компаниям строить новый терминал и реконструировать аэровокзал. Надо, мол, вместо депутатской проверки инициировать парламентский запрос, заставить ФАС закончить проверку и признать действия властей региона законными.

Однако депутатский корпус в массе своей с противниками проверки не согласился. Это показало голосование. Большинством голосов депутаты поддержали предложение по проведению депутатской проверки. На неё даётся три месяца. В комиссии, которая будет проводить проверку, будет по два депутата от каждой фракции.

Что ж, ситуация с аэропортом опять «повисла» – по крайней мере, на ближайшие три месяца. К тому же расследование ФАС не завершено. Чем это обернётся для Иркутской области, пока неизвестно. Скорее всего – ничем хорошим.

А что же с новым аэропортом за пределами Иркутска? В свете интриг губернатора с реконструкцией и развитием действующего авиаузла о строительстве аэропорта на новом месте можно забыть.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру