Север области остался без нормальных авиадотаций

Почему региональное правительство выбирает авиакомпании «ИрАэро» и «СиЛА» и как от этого страдают жители области

13.02.2019 в 13:24, просмотров: 1555

На минувшей неделе получила продолжение история с авиационными скандалами иркутских перевозчиков. Под занавес 2018 года авиакомпания «ИрАэро» прославилась тем, что отказалась вывозить российских туристов из Китая – и только после вмешательства государственных структур «ИрАэро» вынуждена была перевезти российских туристов домой.

Север области остался без нормальных авиадотаций
Для Киренска авиаперевозки актуальны и летом, и зимой. Фото: yandex.ru

В начале 2019 года другая иркутская компания, «СиЛА», получила львиную долю субсидий из бюджета на северные перевозки по области. Теперь, благодаря такому распределению денег, районы, которые не имеют иной связи с большой землей, кроме авиационной, оказались «в пролете». Жители северных территорий из-за неадекватного субсидирования фактически оказались отрезанными от цивилизации.

Финансовая яма

Напомним, что буквально перед новогодними праздниками в Китае застряло 1500 российских граждан, которые не смогли оттуда вылететь в даты, указанные в их билетах. Руководство «ИрАэро» в тот момент убеждало всех, что в ситуации виновен китайский туроператор «Жемчужная река», задолжавший авиакомпании за перевозку туристов 2,3 млн долларов. СМИ сообщали, что по факту было заведено уголовное дело.

Сегодня история приобретает иной оборот. Итак, 5 февраля в Арбитражный суд Москвы был подан иск от ПАО «Государственная транспортная лизинговая компания» к АО «Авиакомпания «ИрАэро» о взыскании задолженности на сумму 425 791 577,9 рубля. Интересно, что ранее, 30 января 2019 года, АО «Гражданские самолеты Сухого» подало иск к АО «Авиакомпания «ИрАэро» о взыскании задолженности за лизинг двух самолетов «Сухой Суперджет-100» на сумму 550 млн рублей. Неважно, что на следующий день иск был отозван. Может быть, это произошло по техническим причинам, а может быть – по причине предложения мирового соглашения со стороны «ИрАэро». Важно то, что даже без учета иска АО «Гражданские самолеты Сухого» в Арбитражном суде иски от ПАО «ГТЛК» к «ИрАэро» в общем объеме составляют 2 млрд рублей, а вместе с ним общая задолженность авиакомпании за лизинг самолетов «Сухой Суперджет-100» подбирается к 2,5 млрд рублей.

В случае, если по двум мировым соглашениям между ПАО «ГТЛК» и АО «Авиакомпания «ИрАэро» (которые были заключены на сумму 800 млн рублей с графиком погашения со стороны ответчика с 30.11.2018 по 31.12.2019) график будет нарушен, истец (ПАО «ГТЛК») получит исполнительный лист о взыскании с «ИрАэро» полной суммы задолженности (800 млн рублей), а также уплате неустойки по 30 млн рублей по каждому мировому соглашению. Подробную информацию о текущей ситуации можно найти на сайте Арбитражного суда г. Москвы.

Вероятно, истинная причина той самой предновогодней истории «Жемчужной реки» с российскими туристами в Китае лежит где-то в плоскости больших долгов, которые – не дай бог, конечно – могут привести к банкротству авиакомпании «ИрАэро».

Дорога, по которой нельзя ездить

Теперь посмотрим на ситуацию в районах области.

На совещании комитета по собственности и экономической политике Законодательного собрания, которое прошло в Братске в ноябре 2018 года совместно с муниципалитетами северных территорий, у мэров некоторых северных территорий возникли вполне закономерные вопросы об условиях северных перевозок. Мэров интересовало, каковы четкие критерии предоставления субсидий на пассажирские авиаперевозки, устанавливаемые правительством Иркутской области для северных районов?

Вопрос был задан не ради любопытства, а в связи с проблемой. Цитируем газету «Областная»: «Мэр Братска Сергей Серебренников в своем докладе рассказал, что… до 2015 года Братск получал областные субсидии на авиаперелеты в Иркутск, однако затем они были отменены. Город считает целесообразным возобновление субсидирования. Сейчас стоимость авиабилета из Братска в Иркутск составляет примерно 6,6 тыс. рублей…»

У Братска с Иркутском есть кой-какое сообщение – и железнодорожное, и автомобильное. А вот мэр Киренского района Кирилл Свистелин заявил о необходимости включения рейса Киренск – Иркутск в список субсидируемых ввиду отсутствия у района альтернативного транспортного сообщения с областным центром. Но на неоднократные запросы в министерство жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области район получил отказы – якобы в связи с тем, что район связан с Иркутском автомобильной дорогой. Однако, как пояснил мэр, данная дорога не является категорированной, и по ней нельзя запустить официальный автобусный маршрут! При этом стоимость авиабилета Иркутск – Киренск составляет более 11 тыс. рублей в одну сторону… И такая ситуация не у одного Киренского района.

Обобщая доклады мэров, депутат Государственной Думы РФ от Иркутской области Андрей Чернышев отметил, что одна из самых главных проблем – отсутствие четких критериев предоставления областных субсидий муниципальным образованиям. Так, в случае с Киренским районом правительство сослалось на наличие автомобильной дороги, связывающей его с Иркутском. Однако из Усть-Илимска в Иркутск можно добраться и автомобильным транспортом, и поездом, но рейс Иркутск – Усть-Илимск субсидируется.

А получатель кто?..

Проблема субсидируемых авиаперевозок для всех северных территорий является жизненно важной, и мнение депутатов Госдумы и Законодательного собрания Иркутской области о том, что субсидирование должно исходить из транспортной доступности, является обоснованным. На 2019 год бюджетом заложено 214 млн руб. субсидий. Из них 155 млн руб. доведены до маршрутов Иркутск – Казачинское и Иркутск – Усть-Илимск, куда можно добраться и другим способом. И лишь 59 млн руб. отнесено на маршруты Иркутск – Мама, Иркутск – Ербогачен, а также на вертолетные перевозки из Киренска в отдаленные населенные пункты, где авиация является вообще единственным способом транспортного сообщения.

Интересно, что получателем субсидий в 155 млн руб. по рейсам Иркутск – Казачинское и Иркутск – Усть-Илимск является авиакомпания «СиЛА» (Сибирская легкая авиация), аффилированная с авиакомпанией «ИрАэро»: учредители и той, и другой – это одни и те же персоны. Возникает резонный вопрос: не является ли это той самой мерой поддержки проблемного бизнеса, о которой говорил губернатор Левченко, заявляя о помощи авиакомпании «ИрАэро» в декабре 2018 года? Более того, ранее господин Левченко неоднократно заявлял, что Иркутская область делает ставку на сотрудничество с авиакомпанией «ИрАэро» и авиакомпанией «СиЛА».

Один вопрос влечет за собой и следующие, весьма актуальные. Например, чем руководствовалось правительство Иркутской области, выделяя субсидии авиакомпании «СиЛА» на два маршрута, которые имеют стабильное железнодорожное сообщение? Или: чем руководствовалось правительство Иркутской области, выделяя средства бюджета компании, которая аффилирована с «ИрАэро», находящейся в затруднительном финансовом положении? Существуют ли у правительства Иркутской области какие-то критерии отбора по принципу надежности авиакомпании?

Снежный ком вопросов, которые влекут за собой разные предположения, растет. И выводы, которые может сделать рядовой гражданин, проживающий в отдалении от большой земли, не имея возможности вылететь по самым необходимым делам, в этой связи непредсказуемы. Например, вдруг он сопоставит заграничные вояжи губернатора и членов его правительства и спросит: где справедливость, товарищ Левченко? Где эффективность, товарищ Левченко? Где совесть, товарищ Левченко?..

История с «ИрАэро» и «Жемчужной рекой» развивалась быстро и не очень красиво. Из официальных комментариев туроператора следовало, что все клиенты компании, которые находились на Хайнане, имели обратные билеты, выписанные «ИрАэро», а значит, в соответствии с действующим российским законодательством именно перевозчик должен нести ответственность за возврат туристов на родину. «Туроператор «Жемчужная река» считает данную ситуацию недоразумением и надеется на скорейшее возобновление полётной программы АО «Авиакомпания «ИрАэро», – сообщал туроператор.

Примечателен тот факт, что в руководстве фирмы ООО «Тревел Дизайнерс», которая представляет в России международную туристическую компанию «Жемчужная река», также отрицали наличие задолженности перед «ИрАэро». «По нашей информации, – сообщала СМИ собеседница агентства, – причина отказа от полетов – поломка воздушного судна, которое совершило экстренную посадку во Владивостоке и до настоящего времени находится там. Поскольку это уже вторая поломка судна данной компании за последний месяц, по нашему мнению, «ИрАэро» просто не может выполнять полеты по нашей программе».

Странно, что до настоящего времени отсутствует информация о каких-либо судебных разбирательствах авиакомпании «ИрАэро» с туроператором «Жемчужная река» либо с его представительствами по поводу задолженности. Информация об уголовном деле по факту отказа авиакомпании «ИрАэро» в возвращении более 1,5 тысячи граждан России из Китая по признакам преступления, предусмотренного ч. 6 ст. 159 (мошенничество), возбужденном Восточно-Сибирским следственным управлением на транспорте СК РФ, представляется обоснованной.

Запрос в минтранс Иркутской области мы публикуем и продолжаем следить за развитием событий.

В министерство жилищной политики,

энергетики и транспорта Иркутской области,

министру Сулейменову А. М.

                              Уважаемый Артур Мухтарович!  

        Просим сообщить о принципах формирования объемов субсидирования воздушных перевозок в северные труднодоступные районы Иркутской области: каким образом производится отбор субсидируемых полетов и выбор тех или иных маршрутов; какие критерии являются определяющими для выделения субсидий на воздушные перевозки в те или иные северные труднодоступные районы Иркутской области; какие критерии являются определяющими при выборе той или иной авиакомпании для осуществления субсидируемых воздушных перевозок в Иркутской области.

Просим сообщить об объеме выделяемых средств на субсидии из областного бюджета на возмещение российским авиакомпаниям – резидентам Иркутской области части затрат на уплату авансовых и лизинговых платежей за воздушные суда, получаемые ими от российских лизинговых компаний.

Редакция "МК Байкал"