Святая тишина: в Галерее сибирского искусства открылась выставка художника Сергея Казанцева

Иркутяне могут погрузиться в умиротворение пейзажа

Персональная выставка иркутского живописца, заслуженного художника России, преподавателя Сергея Казанцева открылась в Галерее сибирского искусства.

Иркутяне могут погрузиться в умиротворение пейзажа
Фото: пресс-служба художественного музея

Выставка «Мгновения святой тишины» приурочена к 60-летию мастера и объединяет работы художника, написанные в течение 10 лет. Название ей дала картина, на которой изображен монастырь, освещенный лучами уходящего дня. Тишина, умиротворение и спокойствие, которые она излучает, невольно притягивают к себе, хочется рассмотреть детали и подумать о своем.

– Только тишина – святая тишина, а это и есть вдохновение, – так объясняет главную идею этой выставки Сергей Иванович. – Я хотел бы, чтобы каждый, кто посетит эту выставку, не только любовался красотой пейзажей, но и думал: о жизни, о судьбе, о сущности красоты, о природе. Вообще, эту выставку я посвятил духовности в искусстве.

Сергей Казанцев на открытии выставки. Фото: Наталья Иванова

Большинство работ мастера выполнены в жанре «реалистический пейзаж» – когда автор не придумывает и не создает сюжет намеренно, а работает с натуры, а это не так просто, как может показаться. Кроме внешней, видимой части нужно уметь добраться до скрытой живописной сути. Это дает возможность писать не так, как видишь или как на ум взбрело, а так, как говорил один из лидеров русского авангарда 20–30-х гг. художник Александр Древин: «Это у каждого должно быть своим. Секрет выразительности надо искать в самом себе… Решающим в искусстве является не простое видение, а эмоциональная зарядка от увиденного». И именно эти правдивость и простота находят отклик в сердцах зрителя.

– Именно к пейзажу художник обращается чаще всего, работая с эффектами освещения, нюансированными колористическими сочетаниями, переходными состояниями – сумерек или предрассветной дымки, – говорит о творчестве Сергея Казанцева искусствовед Татьяна Ясникова.

– Реалистичный пейзаж всегда актуален и по-своему нов, – рассказывает сам мастер. – Ведь все новое – это хорошо забытое старое. Работая над пейзажем, художник смотрит на свой объект своими глазами – а значит, по-новому – и преподносит убедительно то, что увидел, на что упал его взор. В этом и актуальность жанра.

Фото: пресс-служба художественного музея

Нельзя не сказать о новом направлении в творчестве художника – «Метафизика утраченного». Историческим пейзажем назвал жанр своих работ из цикла «Метафизика утраченного» сам автор:

– Здесь две картины – на одной из них изображен Рим западный, на другой – Рим восточный, Константинополь, как связь старого и нового, а Дух, который изображен на картине, находится между этими мирами и является неким связующим звеном между прошлым и настоящим.

Помимо пейзажей, привезенных из разных уголков нашей планеты (в разные годы художник много путешествовал по Монголии, Китаю, Европе, а также по средней полосе России, Сибири, Хакасии), представлены на выставке и портреты, и сюжетные картины, на которых словно застыла некая пауза, рождающая эффект созерцания.

В коллекции музея есть автопортрет художника, который написан им в возрасте 45 лет в традициях современного камерного портрета. Нейтральный темный фон и неприметная одежда невольно сосредотачивают взгляд зрителя на лице, контрастно подчеркнутом лучом света. Спокойное, даже немного отрешенное выражение лица характеризует романтическую сущность художника. За видимым отсутствием ярких эмоций проступает лирическая составляющая души: легкий флер грусти и в то же время сдержанность уверенного в себе человека.

Кстати

Сергей Казанцев преподает в Иркутском областном художественном колледже и Педагогическом институте ИГУ. Когда спрашивают, чему он отдает предпочтение – преподаванию или творчеству, художник, задумавшись, отвечает, что 50/50.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру