«Богословие в красках»: художникам доступен особый свет

В Иркутске открылась выставка, посвященная светописи

Выставка, посвященная 120-летию образования Союза русских художников, открылась 9 ноября в Галерее сибирского искусства. 

В Иркутске открылась выставка, посвященная светописи
Фото: Наталья Иванова

На выставке представлено более 50 работ из собрания Иркутского художественного музея и частных коллекционеров. Все полотна объединены удивительным, всепроникающим «светом», который льется с картин. Поэтому настолько одухотворенными кажутся сюжеты, истории, изображенные на картинах.

Принято считать, что техника «светопись» появилась с рождением фотографии, но это не так, в середине ХIX века живописцы уже использовали эти знания. К примеру, Валентин Серов – один из «светописцев». Выставка Серова этой осенью экспонировалась на первом этаже Галереи сибирского искусства.

– Солнце взойдет – и вся природа видна в особо богатых своих красках, – рассказывает Тамара Драница, искусствовед, старший научный сотрудник музея. Она считает, что светопись сродни исихазму – созерцательной монашеской традиции, особой и очень древней духовной практики, подразумевающей непрерывную молчаливую молитву в сердце, «умное делание», узрение Бога в сердце. Художник выговаривает свет своим, живописным, способом.

Виталий Рогаль. Фото: Наталья Иванова

– Можно сказать, что это «богословие в красках». Исихазм – диалог земли и неба или человека и Бога. Вообще, свет творит чудеса. А ведь у каждого свой свет, и он бывает разный: серебристый, ровный, взволнованный, утренний, вечерний... Только днем при «белом свете» (радужном) начинается эта световая феерия. А изначально светопись на Руси – это икона. Просто заговорили о светописи лишь в конце ХIX века, чтобы оправдать появление нового вида искусства – фотографии...

Светопись едина и для живописи, и для художественной фотографии, только в фотографии эманация происходит не через пальцы художника, а через объектив.  

В разговоре с Тамарой Григорьевной мы затронули тему современного состояния художественного мира.

Андрей Рубцов. Фото: Наталья Иванова

– Выставочные залы устали от «художественной самодеятельности» молодых художников, которые подсматривают свои сюжеты в интернете. А ведь они должны наблюдать этот, реальный, мир, – поделилась своими мыслями Тамара Григорьевна. – Мне очень нравится, что на этой выставке нет лишних людей, все художники – Андрей Рубцов, Владимир Тетенькин, Виталий Рогаль, Николай Житков – несут ответственность за свое творчество. Здесь нет творческой безответственности, а есть служение искусству. Посмотрите, как в борьбе слилось «земное» и «божественное» на картине Андрея Рубцова «Прикосновение». Или взгляните на полотно Евтихия Конева «Портрет колхозного механизатора», на котором изображен хлебопашец на вольных полях – кормилец, залитый серебряным свечением, этакая «сельская Мадонна». Обратите внимание, куда он смотрит, куда направлен его усталый взор: за горизонт – а там закат советского крестьянства и крестьянства русского вообще. Теперь ведь хозяин земли фермер, а крестьянин – батрак.

Тамара Драница еще раз подчеркивает, что свет бывает разный. Вот, к примеру, «утренний свет» Виталия Рогаля – поезд прорвал стену и мчится. В работе Владимира Тетенькина «Портрет гитариста», светопись выявила музыку.

Владимир Тетенькин. Портрет гитариста. Фото: Наталья Иванова

– А ведь это колористически очень сложная задача: красная рубаха, желтая «дыра» – гитара, серебристый вибрирующий фон… Пятнышки света, блики, мираж, свойственные импрессионизму, – это и есть «светопись». Это в русском искусстве та самая вечная материя.

Сейчас идет работа по созданию каталога выставки, которая связана со 120-летием Союза русских художников, одного из самых значительных художественных объединений начала ХХ века, когда искусство в России переживало один из своих лучших этапов. Союз стоял в одном ряду со знаменитым «Миром искусства», которым была сыграна большая роль в создании Союза. На первой выставке объединения свои работы представили Михаил Врубель, Иван Билибин, Игорь Грабарь, Константин Юон и другие. Также выставлялся и Валентин Серов. К сожалению, первый Союз русских художников просуществовал недолго и прекратил свою работу в 1923 году.

Владимир Лапин. Фото: Наталья Иванова

На выставке представлены, конечно же, и работы наших современников – Юрия Карнаухова, Дмитрия Лысякова, Татьяны Дуняшенко, Владимира Осипова и других.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру