Всесибирское «Присутствие» открылось в Иркутске

Новая книжная премия презентована на международной конференции в ИГУ

В Иркутске состоялась презентация всесибирской книжной премии «Присутствие» имени Василия Трушкина, сибирского литературоведа, профессора ИГУ. О чем премия и каковы ее главные задачи?

Новая книжная премия презентована на международной конференции в ИГУ
Поэт Геннадий Калашников и Ольга Арбатская, иркутский издатель. Фото: Светлана Михеева

Инициаторы и учредители премии – издательство «Востсибкнига» и члены Иркутского регионального представительства Союза российских писателей. В оргкомитет входит дочь Василия Трушкина, полномочный представитель председателя Союза дизайнеров России по СФО и ДФО, представитель Иркутского государственного университета. С ИГУ через ИФИЯМ у оргкомитета уже заключено соглашение о сотрудничестве. «МК Байкал» стал главным информационным спонсором этого проекта.

На презентацию премии в Иркутск были приглашены гости – Анна Трушкина, дочь и наследница литературоведа, сама работающая как критик и поэт, поэт и переводчик Геннадий Калашников из Москвы, а также критик, сотрудник журнала «Сибирские огни» Михаил Хлебников. К слову, они войдут и в жюри премии.

Анна Трушкина рассказывает о своем отце на презентации премии в ИФИЯМ ИГУ. Фото: пресс-служба ИГУ

На международной научной конференции в ИГУ состоялась первая презентация премии. Приглашенные авторы также выступали перед студентами ИГУ. Состоялся первый литературный вечер премии – в иркутском Доме-музее им. Валентина Распутина. Организаторы решили представить премию общественности задолго до ее объявления – премиальный сезон будет объявлен в конце декабря, а награждение состоится осенью 2024 года.

Главная задача премии – соединить все разрозненные части создания книги и ее бытования в обществе, способствовать формированию в Сибири активной литературной среды, в том числе «поднять с колен» критику, поощрять исследования литературы Сибири.

Премия предполагает следующие номинации: «Поэзия», «Проза», «Критика», «Литературные исследования», «Книжная иллюстрация», номинация для издательств и полиграфистов «Искусство книги», для культуртрегеров (то есть тех, кто знакомит общественность с литераторами и книгами) – «За вклад в развитие литпроцесса в Сибири». Будет еще одна спецноминация – «Книга о Сибири». Речь, как говорят организаторы, идет о профессиональной литературе и издательском деле, о повышении качества текста и книги как продукта. Поэтому правом выдвижения будут обладать организации, имеющие отношение к книге и литературе, – университеты, журналы, издательства, творческие союзы. В ряде номинаций в конкурсе смогут участвовать тексты, опубликованные в журналах. Жюри будет отдельное для каждой номинации. Туда уже приглашены (дали предварительное согласие судить) известные литераторы, критики, представители журналов-«толстяков».

Михаил Хлебников в Доме-музее Распутина рассказал о герое нашего времени: его пока нет. Фото: Алексей Головщиков

В оргкомитет премии входит «зубр» сибирского книгоиздательства, последний директор легендарного, исчезнувшего в цунами девяностых Восточно-Сибирского книжного издательства Ольга Арбатская. Она до сих пор занимается издательским делом, являясь гендиректором издательства «Востсибкнига», которое и является одним из учредителей премии «Присутствие».

– Ольга Евгеньевна, мы знаем и помним знаменитую писательскую историю Иркутска, а также не менее знаменитую историю издательскую. Что у нас есть сейчас, с чем мы работаем?

– У нас есть расчет только на собственные силы и опыт. В советской практике было так: издательства существуют отдельно, типографии – отдельно, книготорговая сеть – отдельно, однако все это входило в один общий комплекс, которым занимался Государственный комитет по делам издательств, полиграфии и книжной торговли. Все было в одном министерстве, в естественной связке. Мы не могли выпускать книги, не проведя встречу с книготорговлей – нам нужно было обсудить с ними наш перспективный план, который они могли корректировать, мы должны были получить от них заказ. Потом встречались с полиграфическим предприятием, отправляли туда общий заказ. Это была общая большая компания.

Но в 90-е все изменилось. Когда все рухнуло, у нас на руках были большие остатки – мы заранее работали, оборот занимал почти год (выпуск одной книги – это как минимум полгода, максимум – год). И под это нам выделялись материалы Госкомиздатом. А когда все прекратило существование в 90-е, все эти материалы, которые на год вперед были запланированы, остались. Но тиражи уже были никому не нужны. Полиграфия просела, книжная торговля просела. Даже если бы напечатали, девать книги было бы некуда. Из областного бюджета нас тогда с большим удовольствием «ликвидировали».

– Помнится, был у издательства даже свой книжный магазин...

– Я делала попытку сохранить связку между книжной торговлей, полиграфией и издательством. Была попытка создать общее предприятие, была попытка, чтобы оставить издательство в бюджете, сделать муниципальное предприятие под патронажем губернатора. Но ни один книжный магазин не согласился. Даже с «Союзпечатью» я вела переговоры, но тщетно. Я думаю, потому, что ветер свободы подул, показалось, что так легко будет сейчас на свободе. Не подумали о том, что по одному сломать всех проще…

– Но вы сохранили издательское дело, хоть и под другим названием. Каков иркутский книжный рынок?

– Издательство удалось сохранить, выстроить его коммерческую основу. У нас, к счастью, много предпринимателей, которые готовы вкладывать деньги в издательский бизнес, что удивительно на сегодняшний день. Этот список постоянно обновляется.

В Иркутске немного издательств с хорошей редакционно-издательской подготовкой – а это главный труд, но который как будто вообще незаметен. Рынок региона не настолько велик, насколько вязок. Вероятно, это зависит от того, насколько творческая среда готова быть единой средой и готова ли решать свои творческие задачи вместе с издательствами, книжными магазинами и т. д. Традиционно каждый автор старается сэкономить, минует редакционный процесс, идет напрямую в типографию, которая печатает то, что им дает автор.

– Но типографии часто представляются издательствами, имея доступ к международному стандартному книжному номеру ISBN.

– Это так. Раньше доступ к ISBN имели только издательства.

– Возможно ли воссоздать единый комплекс издания и продвижения книги? Может ли он воскреснуть ради автора, ради жителей региона? Видите ли вы перспективы?

– Сегодня создать сразу такую структуру нереально. В этом не будет просматриваться перспектива, к этому нужно делать шаги. Первый шаг – создание государственной издательской программы в рамках министерства культуры, чтобы на конкурсной основе, по потребностям региона рассматривать предложения. У региона ведь тоже есть потребности в качественной литературе, ведь это не самая лучшая практика – что автор наваял, то мы издаем. Нужно взять основные направления: поддержка молодых авторов, литература, которая будет представлять регион, региональный учебный компонент – хрестоматии; надо выпускать сибирскую классику, а также значительных представителей актуальной литературы. После утверждения программы можно думать о том, кто будет это выполнять, какие лицензированные, обладающие компетенциями издательства. Третья ступень – тесная связь с библиотеками и книжными магазинами.

– Премия «Присутствие» как может помочь в выстраивании этого сложного процесса? Какова польза для издательского дела и для авторов?

– Например, одна из основных задач – точно определить место критики в литпроцессе. Без критики, которая создает творческое поле, атмосферу для существования литературы, нельзя обойтись. Она необходима, как часть литературного процесса. В огромном регионе, в котором нет присутствия крупных издательских структур, тем более видно, как проседает регион по сравнению с другими.

В процессе подготовки этой премии, во время проведения будет поводиться анализ огромного количества литературных произведений Сибири. И мне кажется важным, если писатели почувствуют, что они интересны читательской аудитории. Это самое главное. Достоинство премии в том, что она будет осуществлять эту связку между читающей аудиторией, издательством, автором.

Зрители первого литературного вечера премии "Присутствие". Фото: Алексей Головщиков

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру