Приказано выжить: должны ли сельские ДК зарабатывать деньги?

Культура со «штучной» тропы перешла на разухабистую «оптовую» дорогу

Самоокупаемость и самообеспечение становятся главными понятиями в условиях нынешнего экономического самовыживания. Но должна ли культура, и в особенности сельская, превратиться в инструмент заработка? Директор областного Дома народного творчества Людмила Герда считает, что именно это может ее погубить.

Культура со «штучной» тропы перешла на разухабистую «оптовую» дорогу

– Людмила Анатольевна, предлагаю взглянуть на культуру народного творчества нашего региона с двух позиций – ее базового содержания и собственно творческого процесса. Чем примечателен совокупный пейзаж?

– Прежде всего надо понимать, что он выглядит неоднозначно. По факту расходы на содержание государственных и муниципальных учреждений культуры (а при необходимости и реконструкцию зданий, их реставрацию, ремонт и, конечно, оплату труда сотрудников) несет государство. Более того, модернизация домов культуры у нас в области началась в 2011 году по программе «100 модельных домов культуры». И эта господдержка вызывает зависть в других регионах страны. Реализуется у нас и проект «Единой России» «Местный Дом культуры».

Но до безоблачной «погоды» нам еще далековато. Существенный финансовый дефицит наши ДК испытывают в части обеспечения творческого процесса, а от этих затрат во многом зависит качество предоставляемых населению услуг.

По итогам прошлого года в Иркутской области из 813 муниципальных культурно-досуговых учреждений 699 работают в сельской местности. Причем в 187 из них в штате числится всего по одному специалисту. Но это как раз тот случай, когда один в поле не воин. Теперь представьте себе весы, на одной чаше которых затраты на содержание 187 клубов, а на другой – по одному человеку, которые с большим трудом пытаются не дать погаснуть костерку сельской цивилизации.

А сейчас задайте себе до изумления простой вопрос: могут ли затраты на содержание 187 клубов, где всего один штатный специалист – в одном лице худрук, режиссер, артист, художник, финансист и юрист – дать положительный результат? Не вырисовывается ли здесь ситуация, когда деньги по ветру, а культура побоку?

Людмила Герда считает, что культура со "штучной" тропы перешла на разухабистую "оптовую" дорогу. Фото: argumenti.ru

– То есть деньги в каком-то смысле решающий фактор для сельской культуры – если нечем платить сотрудникам ДК, то возникает вопрос о целесообразности этих домов культуры?

– Творчество и заработок – вещи несовместимые. Да и сама жизнь в значительной части муниципальных поселений во много скучна и однообразна. Поэтому людям, поддерживающим развитие культурных процессов на селе, необходимо обеспечить возможность думать о творчестве, а не о хлебе насущном. Да только не всегда это получается…

– Появилась нелепая идея перевести культуру села на рельсы денежной «вахты».

– Глубинка всегда являлась образцом народной культуры и народных традиций. В понятие традиционной народной культуры входят три ключевых слова: традиция, культура, народ. Об этом надо помнить. А путь зарабатывания денег в данном случае ведет к сокращению кадров, участвующих в сохранении и поддержании этой культуры. Это всегда – ослабление иммунитета общества против дурного вкуса, пошлости, графомании, бездуховности.

Да, финансовый дефицит тяжелым катком «отутюжил» дома культуры. Их не обеспечили необходимыми статьями затрат, от которых во многом зависит качество услуги: на бутафорию, костюмы, сценическое оформление, полиграфию, выездные концерты и спектакли. Поэтому клубные учреждения вынуждены искать дополнительные доходы.

– Неужели мы не извлекли печальных уроков из провалившейся «оптимизации» здравоохранения?

– Наступать на старые грабли – это наше «хроническое заболевание». Часто учредители муниципальных учреждений культуры пытаются отследить рентабельность вложенных финансовых средств исключительно для того, чтобы показать прибыль от досуговой деятельности. И не получая эту прибыль, добивают учреждения культуры кардинальной оптимизацией бюджетных расходов на «баловство» – именно так они называют творческий процесс. Таким учредителям можно только посочувствовать. Они, видимо, не поняли еще, что культура понятие не экономическое, а духовное здоровье людей в деньги не трансформируется. И поэтому извлечь из него «финансовую эффективность» невозможно. И чтобы это понять, нужно только любить свой народ и свою малую родину.

"Часто учредители муниципальных учреждений культуры пытаются отследить рентабельность вложенных финансовых средств исключительно для того, чтобы показать прибыль от досуговой деятельности. И не получая эту прибыль, добивают учреждения культуры кардинальной оптимизацией бюджетных расходов на "баловство" - именно так они называют творческий процесс". Фото: 38rus.ru

– И все же у клубов есть возможность дополнительного дохода, во всяком случае по уставу каждый Дом культуры имеет право оказывать платные услуги. А учитывая, что клуб на селе – это и театр, и филармония, и кино, и кружки художественной самодеятельности, может показаться, что самостоятельно зарабатывать вполне целесообразно…

– В селах процент зарабатываемых средств очень невелик. В первую очередь из-за отсутствия кадрового ресурса. Но есть и еще одна веская причина – крайне низкая цена самой услуги. В большинстве своем она часто символическая. В городах билеты на концерты стоят в десятки раз дороже. А за вход, к примеру, на сельскую дискотеку с вас возьмут всего… 30 рублей, на концерт – 50. И может быть, на выездных концертах билеты продают не дороже 100 рублей. Поэтому сама идея перевода культуры села на рельсы денежной «вахты», с моей точки зрения, никакой перспективы не имеет.

– В чью же копилку поступают скромные доходы от платных услуг, оказываемых во многих муниципальных образованиях?

– Насколько мне известно, в распоряжение администраций территорий. Причем для решения проблем, ничего общего не имеющих с культурной направленностью. А здравый смысл подсказывает, что надо бы эти средства направить в том числе на выплату премий сотрудникам, непосредственно оказывающим дополнительные платные услуги. Благодаря их стараниям и усилиям рождаются новые проекты, на сценах сельских клубов появляются спектакли и концерты. И вполне естественно, что их участники ждут финансового поощрения, так как своими выступлениями они эти деньги заработали. Однако премии пролетают мимо них. А регулярное разочарование от того, что их не поощрили, что прилагаемые усилия в очередной раз не оправдали ожиданий, становится постоянной демотивацией.

"В понятие традиционной народной культуры входят три ключевых слова: традиция, культура, народ. Об этом надо помнить. А путь зарабатывания денег в данном случае ведет к сокращению кадров, участвующих в сохранении и поддержании этой культуры". Фото: snews.ru

– А мне хочется понять, отвечают ли те самые платные услуги, за счет которых предлагается выживать сельским учреждениям культуры, по своему качеству и смысловому содержанию изначальному пониманию роли культуры в обществе.

– В настоящее время сложилось мнение о том, что культура – это форма досуга, индустрия развлечений. Некоторые учреждения культуры давно перешли на кассовый репертуар. В них частыми гостями стали ярмарки – продажи шуб, тканей, продуктов питания… Одним словом, все на продажу. Но тогда при чем здесь подлинная культура? Сегодня не только рукопись, но и вдохновение можно продать. Главное, чтобы оно отвечало жанру повальной «веселухи». Культура давно уже с розничной штучной тропы перешла на ухабистую оптовую дорогу. Говорят, пришло время собирать камни. Почему нет, думаю я, если это поможет восстановить целостность культурного пространства…

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру