Иркутские археологи откапывают тайны истории

Илья Уланов о том, как предметы и кости образуют культурный контекст

Один из самых распространенных вопросов, которые задают во время работы археологам: динозавра или мамонта нашли? Хотя раскопками и изучением последних занимаются палеонтологи. Археологи, как известно, исследуют прошлое человека.

Илья Уланов о том, как предметы и кости образуют культурный контекст
В прошлом году археологи НИЦ «Байкальский регион» ИГУ выиграли мегагрант правительства РФ на проведение исследований древних сообществ каменного века.

Если с появлением письменности около пяти тысяч лет назад история достаточно хорошо восстанавливается по письменным источникам, то на вопрос, как жили люди 10 тысяч лет назад и ранее, ответит только археология. О последних экспедициях иркутских археологов и самых интересных находках и достижениях, с помощью которых сотрудники научно-исследовательского центра «Байкальский регион» ИГУ восстанавливают древнейшую историю Приангарья, рассказал сотрудник центра, аспирант исторического факультета Илья Уланов.

Что копают?

Археологи вынуждены работать лишь с остатками мертвой культуры, которым удалось сохраниться. А еще Илья Уланов отмечает, что отдельный предмет, выкопанный из земли, порой ничего не может «сказать».

– Важен контекст его залегания. Когда находки зафиксированы на плане, у нас уже могут вырисовываться некие скопления. Например, можно выделить, что здесь было жилье – по обнаруженному кострищу и так далее.

Современные археологи работают по тем же направлениям, что и предыдущие поколения ученых. В 1871 году на территории военного госпиталя в Иркутске в предместье Марата была открыта первая в России стоянка эпохи палеолита – с тех пор этот период каменного века продолжает активно изучаться. Со времен палеолита из инструментов древнего человека до нас дошли только те, что были сделаны из камня и кости.

Сейчас, например, продолжаются работы на всемирно известном археологическом памятнике в поселке Мальта Усольского района. Именно там известным антропологом Михаилом Герасимовым в 1930-1950-х годах были найдены древние статуэтки женщин, птиц и орнаментированные пластины из кости и бивня мамонта. Правда, в последние десятилетия ничего подобного больше не находили, но тем не менее в процессе раскопок до сих пор узнают много ценного и важного для понимания образа жизни людей, их стратегий приспособления к суровым климатическим условиям ледникового периода.

Перед промышленным строительством всегда проводятся охранно-спасательные археологические раскопки. В результате таких мероприятий в черте Иркутска в 2000-е на стоянках Герасимова I (в месте слияния Ангары и Иркутска), Мамоны (в поселке Мамоны), Щапова (Пшеничная падь, правый берег Ушаковки, ул. Щапова) найдены предметы искусства, в том числе подвески возрастом около 20-30 тысяч лет, рассказывает археолог.

Француз и сибиряк – братья навек

Примечательно, что иркутские археологи проводят комплексное исследование обнаруженных стоянок с привлечением различных дисциплин и методов. Как известно, один из самых важных вопросов, волнующих археологов – это достоверное определение возраста предметов. Поэтому делается упор на улучшение методов датирования. Среди них и геологические исследования, благодаря которым изучаются закономерности пластования земли и определяется возраст этих самых пластов. Также для датирования стал активно применяться и радиоуглеродный метод.

Но одной датой здесь не обойтись. Ведь всегда возникает вопрос: а в какой природной среде жил человек? 20-18 тысяч лет назад люди жили в особо суровых условиях: было холодно, сухо, дули сильные ветра (леса было меньше), поднимая большие массы песка. В этот период, по мнению научного сообщества, на Земле обитали мамонты, шерстистые носороги, быки и олени – основные объекты охоты для человека. Их следы присутствуют на стоянках.

Применительно к палеолиту активно изучают метод расщепления камня, поскольку орудия изготавливали именно из него. Стоянка «Туяна» (Тункинский район Республики Бурятия) раскапывалась археологами ИГУ в 2016 году – также в ходе охранно-спасательных работ перед началом строительства дороги в Тункинской долине. Одно из открытий, сделанных в ходе тех раскопок, как раз связано с обнаружением определенной техники расщепления камня. Оказалось, что ее ближайшим аналогом является обработка камня в культуре ориньяк, бытовавшей на территории современной Франции в период палеолита. Она распространилась на восток, но в Восточной Сибири до тех пор не была найдена.

О чем же говорят такие находки? Этот вопрос еще изучается, но, возможно, имели место миграции древнего населения, предполагают иркутские археологи.

Самые древние кости

Другим, еще более сенсационным открытием на «Туяне» стали человеческие кости палеолитического возраста. Археолог отмечает, что палеолит крайне беден на подобные останки, да и погребений обнаружено совсем немного. На нашей территории известен лишь случай обнаружения человеческих останков в Мальте: археологи нашли погребение двух детей. После датирования выяснилось, что находке больше 21 тысячи лет. Костям, найденным на «Туяне», около 30 тысяч лет. Здесь надо сказать, что у нас находят каменные орудия еще более древнего возраста.

С чем связано, что кости периода палеолита – такая редкость? Археолог говорит, что существуют разные предположения. Например, могли сыграть роль геологические процессы, которые привели к так называемому перезахоронению (перемещению) останков. Или же в силу особо суровых условий и невозможности раскопать землю, возможно, просто бытовали другие способы захоронения вроде кремации или даже оставления тел на съедение животным.

Также в Иркутской области проводятся раскопки стоянок эпохи неолита – нового каменного века, датируемого в Приангарье возрастом около восьми-пяти тысяч лет назад. Ледниковый период к этому моменту уже прошел, и ландшафт стал приобретать формы, схожие с современными: появились таежные зоны и жить стало комфортнее.

Безусловно, изменения климата привнесли перемены и в хозяйственную жизнь народов. Так, сообщества охотников-собирателей становятся охотниками-рыболовами. Исчезли представители крупной фауны, такие, как мамонты, которых можно было забивать, бегая толпой. Распространились быстроногие косули и олени, которых уже приходилось выслеживать. Появилось оружие дальнего боя – лук и стрелы. Всё это отразилось в неолите и на нашей территории. Тогда появилась керамика.

Многослойный археологический пирог

Для эпохи неолита это настоящий прорыв в плане человеческого прогресса: человек берет природный материал и преобразует его в другой, искусственный. О неолитическом населении можно собрать уже гораздо больше информации, хотя бы потому, что каждое из обществ изготавливало керамику определенного типа: по своей технологии и со своим декором. Уже удалось определить ареалы этих обществ и их хронологический возраст.

Чтобы воссоздать технологию изготовления посуды из керамики, археологи не просто склеивают и зарисовывают сосуды. Есть методы, с помощью которых можно даже узнать рецептуру этого керамического «теста». Существует и метод экспериментального моделирования – археологи после долгого изучения сами лепят горшки.

Для ученых предпочтительнее неолитические стоянки, где выделяется несколько культурных слоев, которые могут быть разделены стерильными (без находок) прослойками. Например, на поймах рек, где когда-то происходило затопление, спустя какое-то время снова начинали жить люди – и так неоднократно. Поиск многослойных местонахождений на территории Приангарья продолжается.

– В 2014 году нами был открыт первый многослойный памятник неолитического времени в Тункинской долине. В 2008-2012 годах на севере области, в зоне затопления Богучанского водохранилища, были раскопаны многослойные неолитические объекты с большим количеством каменных, костяных орудий и глиняных сосудов. Также найдены гарпуны, рыболовные крючки и кости рыб, свидетельствующие об активном рыболовстве древних людей, – говорит Уланов.

Эпоха неолита также богата на скелеты и могилы. В Иркутске ранненеолитический могильник «Локомотив» так называемой китойской культуры был найден на территории современного парка имени Парижской коммуны. В последний раз он раскапывался в конце 90-х. В 2000-х проходили раскопки еще одного крупного китойского могильника на Южном Байкале, в районе Слюдянки и Байкальска – Шаманка II. Какой вывод можно сделать из изучения китойской культуры? По мнению генетиков, китойские народы были близки американским индейцам.

Для неолита характерно несовпадение предметов на стоянках и в погребениях.

– В районе стоянок мы находим битые горшки, каменные орудия, костяные изделия, но они все меркнут по сравнению с тем, что можно найти в могильниках: предметы косторезного мастерства, кольца, бусины, нефритовые ножи, гарпуны, подвески, костяные ложки. С другой стороны, то, что мы находим на стоянках, те же керамические сосуды, мы не можем найти в могильниках, и наоборот. Пока эту загадку еще предстоит разгадать.

Археологи работают и с поздним материалом. В 2007-2008 годах на территории возле Спасской церкви во время охранно-спасательных работ в связи с реставрацией церкви был вскрыто кладбище конца XVII-XVIII столетия – кладбище первых поколений иркутян. То же – возле Крестовоздвиженской церкви. Обнаруженные черепа и кости изучили антропологи из Москвы и сделали по ним реконструкции лиц – по сути, воссоздав лица первых иркутян. Илья Уланов говорит, что данной методике стоит верить. Ее автор – наш знаменитый антрополог Михаил Михайлович Герасимов. Есть информация, что во время разработки данного метода он работал с сотрудниками органов внутренних дел и сначала реконструировал лица по черепам недавно умерших людей. Их сверки с фотографиями подтверждают достоверность данного метода.

Фото предоставлены Ильей Улановым.