Сможет ли "Театр пилигримов" выжить без Соколова

Эпоха "пилигримов" началась и закончилась вместе с Соколовым

15.01.2019 в 11:23, просмотров: 834

Авторский музыкальный театр под названием «Театр пилигримов», который существует в Иркутске в официальном статусе уже почти 30 лет, имеет богатую историю и яркую судьбу. Его ценили не только в России. 

Сможет ли

Однако 17 декабря 2018 года после тяжелой болезни умер идейный вдохновитель, основатель и руководитель театра-студии Владимир Соколов.

Соколов был сердцем этого театра. Он создал его неповторимый стиль. К большинству спектаклей из репертуара театра музыка написана самим Владимиром Соколовым. Как же теперь сложится судьба легендарного «Театра пилигримов»?

Кто станет новым художественным руководителем, от которого зависит, в каком направлении пойдет театр? Пока неизвестно. Однако, по словам заместителя директора Александра Подугольникова, коллектив театра выступает за сохранение авторского стиля и тех идей, которые стали основой театра. Все настроены на работу, и нет упаднического настроения относительно того, что театр ждут «негативные моменты».

Кстати, здание театра, располагающееся по адресу: переулок Волконского, № 8, уже второй год закрыто по причине аварийного состояния. Однако коллектив выступает на других площадках, например, дает концерты в общеобразовательных и музыкальных школах.

Сейчас актеры готовятся к спектаклю, посвященному памяти создателя театра. Как рассказал Александр Подугольников, мероприятие назначено на 25 января. Дата выбрана не случайно: будет 40 дней со дня кончины Владимира Соколова. На сцене ТЮЗа им. А. Вампилова актеры исполнят лучшие песни, прочтут стихотворения и сыграют спектакль. Примут участие и коллективы других театров города.

От симфонического к рокерскому

Помните, с чего начиналась история «Театра пилигримов»? Владимир Соколов приехал в Иркутск уже состоявшимся музыкантом. Он учился и жил в Санкт-Петербурге, но потом решил связать свою судьбу с Иркутском, как и его отец Игорь Соколов, создатель и первый главный дирижер симфонического оркестра Иркутской областной филармонии. В Иркутске Владимир Соколов преподавал в Иркутском училище искусств, был концертмейстером и солистом Иркутской филармонии.

А в 1982 году музыкант перешел работать в ТЮЗ, где отвечал за музыкальную часть. Вот с этого момента и начинается история известного коллектива. Спустя год Соколов создал музыкальную группу «Пилигримы». Поставил спектакль «Песни под водой», в качестве музыкальной основы для которого были взяты песни затонувших деревень Братского водохранилища. И с этого времени музыкальная группа начинает много гастролировать, зарабатывая славу и в России, и за рубежом. Спектакль, кстати, был признан лучшей постановкой на международном театральном фестивале в Перу в 1989 году. Во время гастролей записывались музыкальные программы для «Панамериканского телевидения», «Радио Мадрид».

Тогда же Владимир Соколов решает создать экспериментальный театр-студию «Театр пилигримов», в постановках которого использование современных музыкальных инструментов сочетается с обращением к классическим истокам отечественной драматургии.

И вот в 1991 году театру был присвоен статус «Государственное учреждение культуры театр-студия «Театр пилигримов». Долгое время коллектив продолжал работать в помещении театра – и кто из иркутян не помнит подвальчик ТЮЗа, где была база «Пилигримов». А в 1999 году артисты переехали в переулок Волконского, в помещение с залом на 40 мест.

Все эти годы театр гастролировал. В 1993 году «пилигримы» выступили в Великобритании и записали музыкальную программу для радиостанции «Би-Би-Си». Успешно отстаивали честь Иркутской области и на всероссийских театральных фестивалях. Например, рок-мистерия «Аве Мария» стала лауреатом фестиваля «Прошлое-будущее» в Томске в 2000 году. Основатель театра пишет музыку к спектаклям «Эдит Пиаф» и «Мания» – по повести Николая Гоголя «Записки сумасшедшего». «Эдит Пиаф» становится участником сразу двух фестивалей – «Сибирский Транзит» в Иркутске и «Молодые театры России» в Омске. Благодаря Владимиру Соколову «Театр пилигримов» становится первым коллективом, который представляет свой спектакль «Аве Мария» в зале Совета Федерации России в Москве. А в 2003 году по приглашению Ричарда Демарко, директора фестиваля «Тотальный театр» в Эдинбурге, коллектив представляет российское искусство рок-мистерией «Ave!» и входит в тройку лидеров фестиваля.

Владимир Соколов и его театр всегда оказывали значительное влияние на культурную жизнь Иркутска. С 80-х годов Владимир Соколов работал с известными режиссерами, такими как Борис Преображенский, Вячеслав Кокорин, Валерий Шевченко, Лев Устинов, Сергей Болдырев, Борис Деркач, Виктор Токарев, Владимир Дрожжин и многие другие. При участии музыканта и его коллектива в Иркутском областном музыкальном театре им. Н. Загурского в 1996 году были созданы оригинальные постановки рок-опер «Юнона и Авось», «Иисус Христос – суперзвезда».

На «Пилигримов» ходили плакать

За долгие годы работы театра через него прошло огромное количество артистов. Олег Ермолович, актер и режиссер, стоял у истоков создания как музыкальной группы, так и театра. Три года назад он ушел из «Театра пилигримов», но поддерживал связь с Владимиром Соколовым.

Олег Ермолович и Владимир Соколов.

Актер напомнил, как было придумано название музыкальной группы. Всё началось с постановки научно-фантастической повести братьев Стругацких «Малыш». Звездолет из этого произведения назывался «Пилигрим» – поэтому и решили назвать творческий коллектив «Пилигримы». Однако выяснилось, что в Советском Союзе существует уже четыре группы с таким названием, причем одна из них достаточно известна. Тогда решили тему развить – получился «Театр пилигримов».

Олег Ермолович вспоминает, как однажды в театр пришли известный тренер по художественной гимнастике с воспитанницей и попросили написать музыку для выступления. Так Владимир Соколов стал автором многих музыкальных композиций семикратной чемпионки мира по художественной гимнастике Оксаны Костиной – которой и оказалась эта воспитанница. А в 2008 году музыка Владимира Соколова в исполнении театра-студии «Театр пилигримов» помогла иркутской спортсменке Дарье Дмитриевой стать обладательницей Кубка мира по художественной гимнастике в Японии.

География гастролей творческого коллектива была широка, разнообразен и репертуар театра, играли в том числе для подростков.

– Приезжаем с фестиваля в Лондоне, через два дня едем в Качуг, а еще через неделю – на «детскую» зону с рок-оперой «Антигона».

Владимир Соколов, несмотря на большое количество зарубежных гастролей, всегда старался дать больше выступлений в Иркутске, прививая аудитории любовь к национальной музыке. Кроме концертов и репетиций, в театре всегда происходил и учебный процесс. Музыканты проходили настоящую школу мастерства.

Относился ли Владимир Соколов к какому-либо спектаклю по-особенному? Олег Петрович, размышляя, говорит, что для творческой души самое лучшее всегда еще впереди. Но всё-таки был такой: рок-опера «Масть», которую играли еще на сцене ТЮЗа.

Сцена из рок-оперы "Масть".

– Там сошлось абсолютно всё. В качестве главного режиссера выступил Сергей Болдырев – главный режиссер драматического театра. Известная солистка Елена Сысоева исполнила главную партию так, как никто бы не смог. Соврать не дадут зрители. Среди них были те, кто приходил на спектакль в пятый раз. Я тогда поинтересовался, для чего они все приходят и приходят, а они ответили: плакать. Перевернула эстетическое кредо театра и рок-опера «Антигона» – тоже одна из выдающихся постановок.

Эпоха закончилась…

Соколов сразу чувствовал талант и очень ценил творческих людей. Если собрать всех музыкантов и актеров, которые когда-то играли в «Театре пилигримов», понадобится немалый зал, говорит Олег Ермолович.

– Он добивался мастерства, невзирая ни на что, всегда стремился к точности и работал на результат. Но главное – работал на открытие.

«Пилигримы» решили сделать альбом, куда войдут самые яркие номера – и представить его на фестивале имени Владимира Соколова, где выступят музыкальные коллективы. В планах сделать фестиваль ежегодным. Подняли вопрос и об учреждении премии имени Владимира Соколова – за музыкальные заслуги.

На вопрос, как будет продолжать работу «Театр пилигримов» без своего основателя, Олег Петрович отвечает: эпоха «пилигримов» началась и закончилась вместе с Владимиром Соколовым. Главная идея держалась на нем.

– Пытаются восстановить театр Станиславского, Мейерхольда, но ведь это уже совсем другое. Так и «Театр пилигримов» может получить его имя, но не более, став хорошей площадкой для экспериментальных работ молодых режиссеров.

Фото из архива Олега Ермоловича.