Страшный клад

Иркутские подростки ложками выкапывают свою смерть

Синтетические наркотики входят в нашу жизнь незаметно: продажа «дури» окончательно ушла в Интернет, никто в Иркутске больше не пишет на стенах домов и заборах телефоны дилеров, явки и пароли засекречены сетью. Полиция и наркологи бьют тревогу: нужно срочно организовать общее противодействие. Может ли общество само бороться с анонимной системой распространения «дури» в Интернете, если эта система привлекает самую активную часть общества для рекламы «синтетики»?

Иркутские подростки ложками выкапывают свою смерть
Самый центр Иркутска: улица Ленина, остановка «Художественный музей». На этой стене несколько дней висел трафарет с рекламой наркоканала в «Телеграме». Коммунальщики закрасили его, как только начали сбрасывать снег с крыши. Фото автора

Пять тысяч доз в одних руках

Вспоминается реакция российского общества на массовое появление в начале нулевых фашиствующих группировок – в ответ им тут же появились так называемые «Антифа»: не менее воинственные молодчики, действующие так же жестко и на грани закона. Это было резко, грубо – но действенно. Пока же иркутские волонтеры, которые борются с наркомафией, больше похожи на учеников, которых отправили на факультатив после уроков, хоть они и делают важное дело: закрашивают рекламу наркотиков на стенах домов Иркутска, рассылают спам в наркомессенджеры. Даже официальные лица – наркополицейские и сотрудники областного центра по борьбе с наркотиками – внешне похожи скорее на ангелов, чем на комиссара Каттани или на Евгения Ройзмана. С другой стороны – может быть, силы добра так и должны выглядеть?..

На этой неделе Росгвардия задержала в Иркутске молодых мужчину и женщину с 1 килограммом синтетических наркотиков. Такого объема хватило бы на пять тысяч доз. Эти наркоторговцы никогда не попадали в поле зрения полиции, а теперь сядут в тюрьму – лет на 20 каждый. Поражают объемы: если раньше в сводках фигурировали лишь граммы, то теперь в год полицией изымается по 20 килограммов «синтетики». И все это – в спокойном общественном поле, вроде как все мы знаем об опасности, но как о чем-то само собой разумеющемся. И это самая большая опасность: спрут наркомафии быстрее всего разбрасывает свои щупальца в спокойной воде.

Ушли времена, когда иркутская наркомафия прочно ассоциировалась с цыганами, их трехэтажными коттеджами и шприцами в подъездах. Современная молодежь и не представляет, что 20 лет назад мимо иркутских школ невозможно было пройти, чтобы не наступить на использованный шприц. В некоторых районах (3-й поселок ГЭС, Юбилейный) на автобусных остановках «шуба» из шприцов буквально покрывала землю. Был вопиющий пример – перед въездом в микрорайон Зеленый прямо в чистом поле цыганская диаспора умудрилась поставить жилой дом и начала активно «окучивать» близлежащую школу. Цыганки предлагали детям героин прямо за школьными воротами. Тогда реакция общества последовала моментально: силами полиции и военных наркоторговцев арестовали, а дом снесли. Снесли оперативно – за сутки.

Анонимная наркоэзотерика

Отреагировать так оперативно сегодня не получится. Нет ни дома, ни торговки в цветастой шали, да и героин уже не в моде. Есть только молодой человек со смартфоном в руке. И он в течение часа сможет купить в Иркутске любой наркотик.

Современная наркосхема похожа на любой бизнес-план: закупщик, менеджер, рекламщик, курьер. Продажа «дури» сегодня происходит в Интернете, с помощью каналов на сайте Telegram – сегодня это самый продвинутый мессенджер.

Наркотики сегодня – это в первую очередь спайсы, курительные смеси. Удивительно, но пять лет назад их еще в открытую продавали в табачных киосках. После законодательного запрета спайсов торговля переместилась в Интернет. Наркоторговцы в первую очередь пытаются заинтересовать новых клиентов. Они любят комментировать посты в популярных пабликах («Подслушано Иркутск», «Типичный Иркутск» и т.д.) и там давать ссылки на свои интернет-страницы. Работает пока еще и «наружная реклама» – надписи краской на стенах домов о продаже «скорости» и «камней» с указанием, например, телеграм-канала (хоть еще встречаются и номера телефонов – но это уже прошлое). Есть еще мистические разводки: в лифтах и подъездах торговцы размещают объявления с предложениями «познать неизведанное», «прикоснуться к чуду» и даже «открыть чакры». То есть они пытаются представить себя как эзотерики-экстрасенсы.

Полицейские отмечают, что управляющие компании и волонтеры в Иркутске смогли справиться с первой волной рекламы наркотиков. Как только надпись появлялась, в течение суток ее удавалось закрасить. Сегодня наркоторговцы пытаются хитрить и указывают на стенах только название телеграм-канала, без каких-либо пояснений: для тех, кто в теме, для подростков, и так все понятно.

Молодежь активно вовлечена в рекламу «дури». Как работает рекламная схема наркотиков? Подросток на том же телеграм-канале получает макет – в электронном виде. Сам распечатывает, покупает баллончик и идет вдоль иркутских стен. Стоимость одной рекламы – от 50 до 100 рублей. Подросток обязан не только сфотографировать свою работу, но и указать геолокацию – то есть место на интернет-картах, где он сделал рекламу. Заказчиков никто не видит, не разговаривает с ними – вся работа проходит через мессенджер. Далее – за «графитчиком» идет «провизор»: проверяет выполненную работу.

Продажа происходит точно так же. Клиент пишет в мессенджер, отправляет деньги на электронный кошелек и в течение часа должен подъехать и забрать наркотик. Первая проба – часто бесплатная. Между наркоторговцами идет такая же конкурентная борьба, как и в любом бизнесе. Они пытаются заработать себе хорошую репутацию и работать максимально оперативно. В сети есть несколько сайтов, которые служат площадкой, где намеренно даются ссылки на эти телеграм-каналы. Один из них – под названием «Гидра» – удалось заблокировать в прошлом году, администрировался он из Красноярского края. Недавно была ликвидирована такая же «гидра» в Санкт-Петербурге. Внешне штаб наркоторговли выглядел как приличный офис «программистов».

Лаборатория в шкафу

В целом вся процедура «получения кайфа» стала очень быстрой. Моментальный заказ через мессенджер, быстрая закладка и – сигаретой со смесью, которая выкуривается также очень быстро. «Кайф» длится около 40 минут. Дальше подсевший на спайс начинает искать следующую дозу.

– Галлюцинации после спайсов могут начаться моментально, – говорит Андрей Сергеев, врач-нарколог. – Наркоман может тут же начать ехать на невидимом велосипеде или разговаривать с несуществующими людьми. Курение спайсов приводит к депрессии, заболеваниям головного мозга и шизофрении. Мы их лечим с помощью медикаментов или помещаем больных в стационар. Привыкание к курительным смесям возникает очень быстро, а выздоравливать приходится всю жизнь.

Откуда спайсы попадают в Иркутскую область? Чаще всего в полицейских сводках фигурирует Толмачево – аэропорт Новосибирска. Это мощный транспортный узел, где сосредоточены потоки из Средней Азии, Китая и Европы. Но есть и спайсы иркутского происхождения.

– В прошлом году была ликвидирована лаборатория в частном доме в районе Академического моста, – рассказывает Илья Елясов, оперуполномоченный Управления по контролю за оборотом наркотиков ГУ МВД России по Иркутской области. – Молодой человек изготавливал наркотики… в обыкновенном шкафу, который стоял в его комнате. Он сделал из шкафа вытяжку: внутри были многочисленные химические кубы и трубки. Его мама ничего об этом не знала. Она сказала так: «Я не захожу в его комнату».

Еще одна лаборатория была закрыта в Шелеховском районе: наркотики там изготавливали также килограммами. Всего в Иркутской области в прошлом году было зафиксировано 2593 наркопреступления, это почти на 6% больше, чем в 2016 году. Было зафиксировано 848 фактов торговли и 1807 человек привлечены к ответственности, 65 из них – несовершеннолетние.

Этнический след виден и сегодня: чаще всего торгуют все те же цыгане, таджики и узбеки. В прошлом году полицейские ликвидировали в Иркутской области четыре преступных банды. Было выявлено 75 сайтов, на которых продавали «дурь» – 35 из них удалось заблокировать. Прикрыли полицейские и 12 интернет-магазинов.

Труднее всего доказать причастность подозреваемых в незаконных сделках: все они пользуются только электронными деньгами. Как домушники сегодня выходят на дело лишь в прорезиненных перчатках (они не оставляют следов), так и наркоторговцы заметают следы в сети: перечисляют деньги на биткоины или открывают интернет-кошельки.

Спамить, закрашивать и просвещать

Наркоторговцы сегодня добавили в свою схему элементы пиратской игры: покупатели ищут не дозу, а «клад». Новички получают точные инструкции – если клад закопан, с собой советуют взять ложку: чтобы было удобней копать. Если «закладка» лежит на видном месте, советуют имитировать обычное действие: решил зашнуровать ботинок или изучаешь рекламный баннер (за которым спрятана доза).

Проходимцы есть и среди наркобарыг: они берут деньги, но покупателей обманывают. Тогда можно стать свидетелем такой картины: наркоманы в бешенстве копают землю возле какого-нибудь столба. Или ломают светофор – в них также умудряются делать закладки. Но, естественно, на такой обман в полицию не пожалуешься.

Очень часто подсевшие на спайсы иркутяне в отсутствие средств устраивают свою охоту: наудачу проверяют любые возможные тайники. Жители частного сектора Иркутска жалуются на них: «Перекопали всю землю возле столбов с электричеством» или «Постоянно отдирают профлист на заборе».

Закладчиков никто не любит. На этой неделе были осуждены жители Ленинского района, которые до смерти избили закладчика наркоты. Они получили от 6 до 9,5 года лишения свободы. «Борцы с наркотиками» сами были пьяны, передвигались по Ново-Ленино на машине, закладчика били баллонным ключом по голове и забили насмерть.

Конечно, преступление не должно вызывать другое преступление в ответ. Но это кошмарный отголосок невозможности – невозможности бороться с сетевой виртуальной структурой. Полицейские призывают волонтеров спамить социальные сети: отправлять на наркоканалы, например, информацию о воздействии спайсов. Или – номер единой службы доверия по проблемам зависимости (8-800-350-00-95). Понятно, что это нужно делать массово и желательно одновременно. Волонтеры есть как среди студентов, так и среди коммунальщиков. Быстро исчезающие трафареты на стенах Иркутска – пример удачной волонтерской работы.

Есть в Иркутской области и казенный «Центр профилактики наркомании». Бюджет этой областной организации – семь миллионов рублей в год. На эти деньги в школах и вузах проводятся мероприятия по профилактике наркомании.

– Пик острых отравлений наркотическими средствами пришелся на 2014 год, когда в регионе начали активно распространяться синтетические наркотики, – говорит Олеся Шубкина, директор ОГКУ «Центр профилактики наркомании». – В прошлом году от спайсов в Иркутской области погибли 18 человек.

Официально и в целом динамика положительная – наркоманов становится меньше: официально в 2005 году насчитывалось 12899 наркоманов. В прошлом году их пересчитали и нашли, что «сидящих» на всякой «дури» в 2 раза меньше: 6776 человек. Но ведь понятно, что это только самая вершинка айсберга: невозможно точно посчитать, сколько подростков сегодня «посолили» – так на сленге теперь называют курение спайсов. Очевидно другое: прежних наркоманов теперь нет в статистике, потому что и на этом свете их больше нет…

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру