Если друг оказался вдруг – не друг

Иркутян терроризируют стаи прикормленных в городских дворах собак

Проблема бесхозных животных сегодня характерна для любого города. Радикального ее решения никем не предложено. Существующие официальные способы – половинчатые. Муниципалитеты заключают с собачьими приютами контракты на отлов определенного количества животных, однако это количество всегда в разы меньше даже того общего числа собак на улицах, которое называют осторожные эксперты. В Иркутске по официальной статистике их порядка трех тысяч. По неофициальной – до десяти тысяч. Контракт на отлов с начала года до августа заключен на отлов не более семисот особей. Тем временем соседство людей и бездомных собак приобретает причудливые формы. Как в сказке – «была у зайца избушка лубяная, а у лисы – ледяная». Собака, конечно, друг человека. Только вот сама она этого не знает…

Иркутян терроризируют стаи прикормленных в городских дворах собак
Фото: vdv-nf.ru

Опасные соседи

На окраине Иркутска, в спальном микрорайоне Юбилейный есть улица Багратиона. Глядя окнами в лес, как три богатыря, стоят на улице три девятиэтажки №52 – дробь один, дробь два и дробь три. Рядом – детская площадка, за ней – пустырь. Уже несколько лет на пустыре живет стая собак, которая с некоторых пор считает и сам пустырь, и лесок, и даже детскую площадку своей территорией. И охраняет ее от чужих – то есть от людей, живущих в девятиэтажках.

– Первая собака завелась там года три назад, тогда это был щенок. Потом она сама ощенилась. Семейство зимовало в трубе со сточными водами, их подкармливали собачники, которые там выгуливали своих питомцев. Щенки выросли, сейчас появились новые. Я недавно их посчитала – взрослых собак уже девять, – рассказывает жительница одного из домов Мария Канаева.

В последнее время собаки распоясались. Они забегают на детскую площадку и нападают на детей – родителям приходится обороняться палками и камнями.

– Я люблю животных, у меня дома английский бульдог. Но это становится кошмаром. Мы на днях проходили мимо пустыря – выбежала собака, выставила челюсть и бросилась на мою дочь. Я замахнулась на нее, отогнала. Но это только один случай, – говорит Мария.

А проблема в том, что собак приходят подкармливать люди из других домов, гуляющие там со своими животными. К ним стая относится толерантно, зато местных жителей, своих соседей, собаки «своими» не считают.

– Люди знают о собаках и идут к ним со своим кормом. Собаки покушают, хвостиками помашут и тут же начинают бросаться на нас – то есть на тех, кто в этих домах живет. Я одному мужчине сказала: «Вы почему идете сюда и кормите собак здесь? Заберите их тогда с собой, в свой двор, к себе в квартиру». Он на меня накинулся с криком: «Как ты можешь так говорить? У тебя же у самой собака!»

Мария рассказала о проблеме в соц­сетях с единственным вопросом – кто занимается этой проблемой, какие службы должны ее решать? Но и там не нашла понимания – набежавшая толпа доморощенных зоозащитников обозвала ее «ненавистницей животных» и вообще «фашисткой». Когда кто-то дал совет позвонить в питомник «Пять звезд», зоозащитники накинулись и на этого человека, заявив, что этот питомник в Карлуке – живодерня и концлагерь для животных. Мария дозвонилась до питомника «К-9», но ей сообщили, что отловом они не занимаются. Жители домов были вынуждены обратиться в полицию, но и там не нашли понимания и помощи.

– Единственное, что смогли сказать зоозащитники – нужно собрать деньги с жителей подъезда и заказать отлов и стерилизацию за свой счет. Я узнала, что стерилизация суки стоит 1300 рублей, кобеля – 800. То есть мне нужно было собрать минимум десять тысяч, постучавшись в каждую дверь в доме, объяснив про «фашистов из Карлука» и необходимость отлова за свой счет. Кто это слушать будет?!

Сердобольные жители пятиэтажки на ул.Баумана позволили собакам жить в подъезде — и теперь не могут попасть домой.

Сегодня ситуация на улице Багратиона становится взрывоопасной. Мамочки детей, гуляющих на детской площадке, перед выходом из дома вооружаются палками и уже говорят о необходимости купить отраву. Папы прицениваются к пневматическим пистолетам. Собаки все чаще забегают на детскую площадку, лают на детей, нападают на бабушек, занимающихся в лесу скандинавской ходьбой – те вынуждены отбиваться лыжными палками.

Заложники у защитников

Но если на Багратиона ситуация типовая и даже банальная, то на другом конце города, в Ново-Ленино, история повторилась в виде фарса. Жители целого подъезда типовой пятиэтажки по адресу Баумана, 164 оказались заложниками у небольшой стаи собак, которую они собственноручно прикормили. На третьем этаже живет семья, которая год назад, в декабре, завела своей 12-летней дочери щенка, назвали Мишкой. Зима прошла, щенок подрос, да вот любовь к животным в семье остыла. И собаку выставили на лестничную площадку.

Жители подъезда к ситуации отнеслись с пониманием, собаку жалели и подкармливали. Мишка летом гулял по двору, ночевал, а позже и зимовал в подъезде, и вскоре у него появились два друга, которые обосновались тут же, на лестничной площадке. К осени прошлого года, когда животные вымахали в здоровенных псов, начались проблемы – они стали воспринимать подъезд как свою, ими охраняемую, территорию.

– Собак запустили дети, когда начались холода – мороз, жалко животных. Они стали жить по всему подъезду: на каком этаже удобнее – там и укладываются спать. Там же едят, там и в туалет ходят. Подъезды, конечно, время от времени убирают, но уже стоит характерный запах. Люди стали возмущаться, говорить, что их не надо запускать, но обязательно найдется кто-нибудь особо жалостливый, и животные все равно ночуют в подъезде, – рассказывает жительница четвертого этажа Анна. – А поскольку они живут в подъезде, то и чувствуют себя там хозяевами. Они защищают свою территорию, лают на тех, кого не знают. Честно говоря, и владельцам квартир уже заходить страшно.

Соседа с пятого этажа одна из собак прихватила за ногу. Теперь животные начинают агрессивно относиться и к детям.

– Они почему-то особенно не любят мужчин, – объясняет Анна. – К тому же у нас двор не закрытый, проходной, рядом детский сад, люди мимо ходят на работу. Собаки набрасываются на всех прохожих. Она нападают стаей, втроем. Люди пугаются, ругаются, грозятся их отравить.

Сами жители подъезда находятся в некотором смятении чувств. С одной стороны, собаки вроде не чужие, у одной формально есть хозяева, остальным дали имена – кроме Мишки в подъезде проживают Байкал и Бобик. С другой – никто не хочет платить за вызов специальных служб, которые их увезут в питомник. По сути, никто просто не хочет брать на себя ответственность. Люди вынуждены приспосабливаться к неожиданному соседству. Например, они теперь спускаются встретить своих гостей и проводить их мимо «охраны».

– Конечно, приходится встречать – мы же не знаем, как они отреагируют на незнакомого человека. На мужчин они точно набросятся. Ко мне приезжал отец, меня дома не было, я попросила спуститься и встретить дедушку сына. Он вечером рассказал, что Мишка пытался ухватить деда за ногу. Отец у нас бывает редко, Мишка его не знает, и, может быть, он подумал, что нужно защитить ребенка от незнакомца, – оправдывает собаку Анна.

Сами виноваты

В мэрии считают, что причин для паники нет, а жители обеих улиц стали заложниками собственной нерешительности. Как прокомментировали в пресс-службе городской администрации, тендер на отлов уже проведен, контракт заключен с карлукским приютом «Пять звезд» на период с первого января по конец августа.

– «К-9» в этом году тендер не выиграл и действительно отловом не занимается. «Пять звезд» принимает заявки на отлов. По контракту они должны отловить 653 собаки, в течение пяти дней провести стерилизацию, пролечить, чипировать животное и, если оно не агрессивное, выпустить на волю. Большее количество животных должно быть отловлено в весенний период, перед течкой. А до августа будут отлавливаться агрессивные животные по заявкам, – сообщили в пресс-службе мэрии. – Приют в Карлуке несколько раз проверяли, условия содержания признаны соответствующими нормам.

Раньше отловленных животных полагалось содержать в приютах на передержке до полугода и только потом, если не удалось найти нового хозяина, выпускать на волю. Сейчас эти правила изменились, и собак содержат не более недели. Как объясняют владельцы приютов, за счет этого удается экономить средства, выделяемые на отлов из областного бюджета, а значит, отлавливать большее количество собак. Кроме того, эти полгода собаки занимали место в вольерах, а это не позволяло отловить даже то количество, которое было прописано в контракте – что называется, «приют не резиновый». Сейчас отлов, стерилизация и чипирование поставлены на конвейерные рельсы.

На отлов бесхозных животных из областного бюджета по «весенне-летнему» контракту выделено один миллион шестьсот тысяч рублей. В конце августа будет заключен новый, «осенне-зимний» контракт, сумма финансирования еще не определена.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру