Разгрузочные работы
- Елена Юрьевна, вы работали на руководящих постах и в Шелехове, и в Ангарске. А какая она – иркутская история? В чем отличается Иркутск от других городов?
- Сама история у Иркутска очень большая – уже больше 355 лет, и это накладывает большой отпечаток. В том числе и на благоустройство, особенно исторической части города. Возьмем, например, подъем на Иерусалимскую гору -- Иерусалимскую лестницу. Здесь мало сделать простое благоустройство. Люди насыщают это пространство своим собственным смыслом, своей причастностью к этому месту. Важно, что иркутяне имеют отношение к происходящему. Это объединяет людей. Мы понимаем, что и для кого мы восстанавливаем, так как это передаем потомкам.
- Все города разные: например, жители Владивостока жалуются на узкие улочки. А какая главная проблема благоустройства Иркутска?
- Когда город строился и в нем активно развивалась промышленность, к сожалению, строились дороги без ливневой канализации – никто не думал, что по этим дорогам будет такой трафик. А сегодня Иркутск серьезно страдает от отсутствия «ливневки». Мы решаем эту проблему, но вынуждены это делать поэтапно. В центре Иркутска также узкие улочки. Лично для меня они очень важны, они по-иркутски уютны, и они очень нравятся туристам. Но для эксплуатации и содержания – это огромная проблема! Сегодня мы ищем пути более удобного их обустройства. Например, поменять неудобную плитку на асфальт.
- Что будете делать в будущем году?
- Транспортные развязки , особенно на въездах в город: со стороны Ново-Ленино и Синюшиной горы. Иркутск нужно разгружать, и начинать это делать нужно прежде всего со въездов. Реконструкция Покровской развязки стала для нас сегодня хорошим ориентиром. Я считаю, что все получилось.
Есть ряд вопросов, которые мы обсуждаем с правительством Иркутской области. Сегодня все громче говорят о необходимости строительства новой объездной от Ново-Ленино до Университетского - это должен быть федеральный проект. Мы занимаемся выбором трассы. В генплане Иркутска новая дорога уже есть: там запланирован и новый мост через Иркут в районе поселка Горького. Но это -- история на грядущую пятилетку.
- Каким образом будете разгружать улицу Джамбула?
- Там есть несколько решений, которые сделать просто, и это даст возможность разгрузить поток машин. На реконструкцию Джамбула запланированы деньги из областного бюджета в размере 180 миллионов рублей -- на начальном этапе. В первую очередь, это строительство надземного путепровода.
- Где еще будут вестись «разгрузочные» работы?
- На Синюшиной горе запланирован небольшой путепровод в районе радиозавода. Это хороший проект по расширению дороги – возможно, его получится осуществить в ближайшие два года. И еще есть большой проект на 2018-ый – реконструкция улицы Култукская (которая идет параллельно ул. 1-Советской – ред.. )Пока это только проект. Будем добиваться финансирования в областном правительстве.
Улица Баумана превратиться в проспект
Елена Федорова говорит, что администрация Иркутска будет серьезно относиться к такой, на первый взгляд, несерьезной « придорожной» вещи, как газон. В уходящем году уже была сделана серьезная попытка облагородить иркутские газоны во время ремонта дорог. В 2018 году выберут технологию, которая лучше всего подойдет к условиям Иркутска. Раньше никогда газонами серьезно не занимались, начав, обнаружили, что технологий – множество.
Но, в первую очередь, конечно, будут ремонтировать и развивать дорожное полотно.
- Почему иркутские дороги стали ремонтировать большими участками-картами, перестав решать локальные проблемы, используя технологии вроде ямочного ремонта?
- Это наша принципиальная позиция – уходить от «мелкого» ремонта к крупным картам. Теперь мы не только расширяем проезжую часть, но делаем сразу и новые тротуары. Кроме того, такой подход решает проблему трафика. Посмотрите, на ул.Розе Люксембург мы немного увеличили разгонную полосу, и пробок в Ново-Ленино стало намного меньше!
- Какой сибирский город для вас ориентир в плане благоустройства?
- Ориентиров нет, Иркутск – самобытный город со своей историей, он самодостаточен и индивидуален, - продолжает Елена Федорова. - Конечно, есть планы, как сделать его удобнее и уютнее для гостей и жителей. Например, улица Баумана у нас будет очень широкой и в четыре полосы. В наших планах сделать ее всю целиком, чтобы эта улица стала полноценным дублером ул.Розы Люксембург . Для этого нужно «пробить» ее через частный сектор, убрать там бесконечную грязь. В будущем году планируем заняться участком от 18-Советского переулка и до микрорайона Эволюция, что даст серьезный толчок к развитию этого перспективного района. Мы планируем новые автобусные остановки и серьезное благоустройство. Но улицу Баумана будем делать в 2-3 этапа - это большой проект. Его стоимость около 400 миллионов рублей.
Дорожной разметкой займется «Иркутскавтодор»
- В конце декабря в Иркутске выпала почти двухмесячная норма снега. Как вы считаете, удалось ли вам справиться с сильным снегопадом?
- Все силы предприятия были направлены на устранение последствий снегопада, - говорит Елена Юрьевна. – Можно поблагодарить МУП «Иркутскавтодор» – это основной генеральный подрядчик всех работ, которые сегодня выполняются в городе. Мне нравится, что это предприятие обеспечивает качество и сроки выполняемых работ. «Иркутскавтодор» прекрасно проявил себя в проекте «Безопасные и качественные дороги» и «Формирование комфортной городской среды в рамках ремонта дворов». Надо сказать, что предприятий, которые могут обеспечить нам необходимое качество, всего 3-4 на весь город.
- Правда ли, что этой государственной компании приходится работать в таких же рыночных условиях конкуренции, как и частникам?
- Конечно. В то же время объемы выполнения, которые делает «Иркутсавтодор», может позволить себе далеко не каждая коммерческая компания. Это подрядчик с серьезной технической базой, которая может обеспечить практически любую заявку. Чтобы участвовать в некоторых аукционах нужно суметь обеспечить объем контрактов за определенный период. В этом году предприятием было куплено очень много техники. Причем эта техника обеспечивает уборку, содержание и вывоз снега. Кроме того, на плечи сотрудников этого предприятия ложатся и все работы по уборке тротуаров. А в 2018 году они займутся еще и дорожной разметкой.
- Как вы оцениваете эффективность менеджмента этого предприятия?
- Управленческая структура меняется в зависимости от задач, которые ставятся перед предприятием. В этом году появились две федеральные программы, которые потребовали новых управленческих решений. На ряде объектов подрядчики должны были обеспечить синхронизацию всех работ: если мы благоустраиваем двор, то должны предоставить комплексные услуги -- и детские площадки, и контейнеры для вывоза мусора, и тротуары. И дальше мы должны это поддерживать в порядке. Кроме того за мэрией и МУПом остаются качественные дороги. Да еще следует обеспечить строительный контроль. Нужна была мобильность и ответственность. Считаю, что у руководителя «Иркутскавтодора» Михаила Чайковского это получилось.
- Чем вы гордитесь в этом году?
- Если говорить в целом, то результатами по благоустройству общественных пространств, дворов и ремонту дорог. Мы старались эту работу распределить равномерно. Дворовыми территориями занимались во все районах – чтобы не было никому обидно. Это принципиально. Мы благоустроили 208 дворов и 13 общественных пространств. Получилось, что работы были выполнены в каждом округе Иркутска, и приятно, что в вопросах благоустройства активное участие принимали жители. Практически в каждо мдворе для иркутян было важно, что появится на той или иной территории – детская площадка, парковка или что-то еще. Все иркутские районы – разные. Например, в центре жители очень придирчивы. Для них важна эстетика архитектурных решений - даже в дворовом обустройстве. В спальных районах жители не так привередливы: для них важно, чтобы в принципе появились тротуар и удобная парковка.