«Дом со львами» начинает новую жизнь

Иркутский Дом литераторов открылся после реставрации

26.12.2017 в 11:04, просмотров: 7495

В Иркутске закончена реставрация крупного памятника истории и архитектуры – главного дома усадьбы купеческой семьи Бревновых. Бревновы эмигрировали в Харбин, спасаясь от революции, а усадьба перешла в собственность государства, которое использовало ее главный дом, где некогда проживали сами хозяева, весьма интенсивно. А вот ремонтировало неохотно.

«Дом со львами» начинает новую жизнь
Фото Федора Максимова

Ремонт в основном заключался в покраске стен, потолка, оконных ручек. Поэтому до наших дней здание дошло в унылом состоянии -- покрытое слоями грубой краски, потерявшее декор, лепнину, с изношенным паркетом, дряхлыми коммуникациями. Оригинальные гипсовые львы на фасаде – из-за них здание получило прозвище «дом со львами» -- были частично заменены на бетонные копии. Балкон снаружи был утрачен -- так же, как и внутренний балкончик над главной парадной лестницей. А ведь все эти детали вкупе когда-то, в начале прошлого века, и составили дому славу одного из изящнейших особняков Иркутска.

Бревновы, купившие старую усадьбу и решившие капитально ее перестроить после пожара, пригласили молодого архитектора Николая Бойкова, который применил все свои знания и умения, полученные в Петербурге, чтобы выстроить одну из лучших в Иркутске усадеб в стиле модерн. У него получилось, тем более, что купцы денег не жалели – ни на мраморную лестницу, заказанную в Италии, ни на переделки, понадобившиеся, чтобы довести почти готовое здание до ума: есть версия, что итальянская лестница не подошла, оказалась не того уклона, какого нужно, но Бойков все-таки умудрился вписать ее в проект. Однако пришлось обстраивать лестницу стенами – фактически менять план дома на ходу, пристраивать дополнительный угол. Следы достройки были обнаружены при реставрации.

Молодой амбициозный архитектор спланировал здесь все – от потолочной росписи до обстановки и паркета, разного во всех комнатах. Паркет – уникальный, из 9 сортов дерева – сохранился. Для того чтобы отреставрировать перекрытия, но не разбирать паркетную кладку, пол второго этажа ремонтировали снизу – с первого, разобрав потолки. Первый этаж в усадьбе, как водится, был попроще – здесь располагались в том числе комнаты прислуги.

После отъезда Бревновых в Харбин дом со львами переходил из рук в руки. Здесь размещались командующий союзными войсками Морис Жанен, английское консульство, позже – общежитие партактива, еще позже – обычная коммуналка. Самыми постоянными обитателями его стали литераторы, члены Иркутского отделения Союза писателей СССР, которых сюда перевели с соседней улицы Марата в 70-х годах. Не так давно писателей частично потеснили чиновники – в Дом литераторов въехало подразделение Министерства культуры, ведающее писательскими делами и управляющее собственно зданием.

Два года назад «дом со львами» ушел на реставрацию, а писатели и чиновники съехали – временно -- в областную библиотеку им. Молчанова-Сибирского. Подрядчик – Объединенная строительная компания – сняла с фасада львов, а также демонтировала двери, оконные ручки и прочие детали, которые требовали реставрации в мастерской. Со стен удалили попорченную штукатурку. Особенность этого дома в том, что его первый этаж – кирпичный, а второй – деревянный. Вместо мокрой штукатурки, которая плохо ложится на старое дерево, реставраторы собрали вентилируемый фасад по особой технологии. При реставрационных работах в Иркутске такой метод применялся впервые.

Был усилен фасад, заменено кровельное покрытие, обновлены инженерные коммуникации. По чертежам Бойкова, которые сохранились в архивах, реставраторы восстановили утерянный внутренний балкон, замененный в советское время глухой стеной (отчего на главной лестнице, на которую он выходил, было всегда темно), и наружную галерею-балкон, от которой сохранились лишь незначительные и крайне ветхие фрагменты. Восстановили роспись на потолке – она была закрашена в советские годы как не имеющая практического значения, – лепнину. Недостающие детали вроде дверных и оконных ручек, утерянных за сто лет, изготовили в реставрационных мастерских по сохранившимся старинным образцам.