Девять львиц и настоящий мужчина

На протезах он входит в клетку с хищниками, поговорить…

Два года назад Виталий Смолянец лишился обеих ног в автомобильной аварии. Сегодня он на протезах выступает в клетке со львами и тиграми. Его историю сотрудники иркутского цирка называют «повестью о настоящем человеке».

На протезах он входит в клетку с хищниками, поговорить…
ФОТО ИЗ АРХИВА ВИТАЛИЯ СМОЛЯНЦА

Не бегите от хищника

Работа Виталия в клетке со львицами похожа на бесконечный разговор добрых знакомых. С дикими зверями дрессировщик говорит постоянно – хвалит, ругает, спрашивает, удивляется. И вдруг – «иди я тебя похвалю», и огромная львица, как котенок, валится на пол, задирает лапы и становится похожа на маленького котенка.

– Во время представления львицы лижут мне голову, – смеется Виталий. – Если этот шершавый язык задевает лоб, то он может разодрать кожу до крови. Когда работаешь с дикими животными в клетке, не должно быть ни капли страха. Они его чувствуют моментально. Это как проходить вечером возле пьяной компании. Или мимо большой своры собак.

– А что посоветуете делать, если встретишься в лесу с медведем?

– Звери никогда не нападают по своей воле. Важно их не спровоцировать. Никогда нельзя вставать к ним спиной. И ни в коем случае нельзя убегать. Если побежал, хищник обязательно на это отреагирует.

– А сколько едят львицы?

– Шесть килограммов в день. Мы стараемся кормить их разным мясом: и баранина, и говядина, и живые кролики. Я стараюсь не давать им еду во время представления. Им достаточно того, чтобы их похвалили.

Моряк-дальнобойщик

Виталий родился и вырос на Донбассе. Он говорит, что русских там большинство, и эта земля никогда не покорится – с детства у них даже кололи наколки на эту тему. По его словам, там сегодня идет самая настоящая война, и в ополчении у него много друзей и родственников.

– Я служил в береговой охране Северного флота, – продолжает Виталий. – Брали туда исключительно спортсменов. Я попал, как КМС по боксу, и попал на три года. А моего приятеля совсем не взяли в армию, так он заплакал прямо в военкомате. В то время не служить в армии было страшным позором.

– После армии вы работали дальнобойщиком. Наверное, много повидали?

– Объездил всю Украину. В 90-е годы случались и стычки с рэкетирами, и зарплату могли не заплатить. Один раз бандиты мне перегородили дорогу своими машинами, но я показал им, что не собираюсь останавливать свой «Камаз». В последний момент они убрали машины, но выстрелили в след. Пуля попала в оконную резинку. Веселое было время!

В цирк Виталий Смолянец попал как водитель. Но он с детства любил животных и хорошо их понимал. Сегодня известный дрессировщик вспоминает, что его любимый доберман по прозвищу Аза научилась понимать человеческий язык. С друзьями они проводили эксперименты – просили собаку выполнить то, о чем раньше она не знала. Например, подойти к человеку и взять пакет. И она это делала! Свой известный на всю Россию аттракцион он начинал с двух львят.

– В то время в нашей стране никто со львицами не работал, – продолжает Виталий. – Львы – понятно, большие и красивые, с пышной гривой. Их все любят. Тигры также выглядят эффектно. А львицы – непонятно что. Поэтому-то я за них и взялся.

– Когда вы заходите к ним в клетку, они вас как воспринимают?

– Как друга, но своего лидера. Они все чувствуют.

Попросил, чтобы сделали эвтаназию

Два года назад Виталий ехал по трассе Москва–Тверь и увидел, что на заледенелой трассе произошло ДТП. В нем пострадали два человека – один из них был без сознания. Виталий остановился и стал оттаскивать с дороги обоих. Дрессировщик увидел, как к ним приближается фура с прицепом: она должна была пройти мимо, но неожиданно пошла на скорости прямо на людей. Виталий успел перекинуть пострадавших через отбойник, но сам попал под грузовик. Одну ногу у него оторвало на месте. Вторую ампутировали в ближайшей больнице. Врачи говорили – есть лишь один процент, что он выживет. И он выжил.

– Когда я очнулся, то попросил, чтобы мне сделали эвтаназию, – вспоминает Виталий. – Я был весь обколот обезболивающим и жить не хотел. Я говорил: «Как я теперь буду работать, зачем я буду забирать хлеб своих детей, кому я нужен?». Но меня поддержали – семья, друзья, коллеги по цеху. Они не дали мне ни малейшего шанса отчаиваться дальше. То, что я буду продолжать дрессировать животных, даже не ставилось под сомнение. Протезы стоили 5 миллионов – на них деньги собрали всем миром и очень быстро. Мне сделали такую мотивацию, что я встал на них за один месяц!

Первую встречу со своими животными после трагедии Виталий не забудет никогда.

– Я никогда не видел, чтобы львицы от радости летали по клетке, – улыбается дрессировщик. – Носились по этим прутьям, в нескольких метрах от пола. Мои звери мне очень помогли.

На гастролях в Иркутске зрители после выступления Виталия встают с мест – все как один – и долго аплодируют. В сверкающем камзоле он улыбается своим львицам. В прошлом году артист был признан лучшим дрессировщиком в мире – он завоевал Гран-при всемирного фестиваля циркового искусства «Идол». Заслуженный артист России, он продолжает свою блестящую цирковую карьеру. Его жена Инесса выступает вместе с ним – она дрессирует пони и обезьян. Вместе они воспитывают двоих сыновей.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру