- Премьера спектакля состоялась год назад, - говорит директор театра Виктор Токарев. - Он рассказывает о небольшой части жизненного пути человека, чьи личные и миссионерские качества поражают: ведь без его усилий Дальний Восток сейчас не был бы российским.
По словам Токарева, постановка «Иннокентий» не пропагандирует православие, но, рассказывая о православном священнике, невозможно обойти эту тему. Также при работе над «Иннокентием» консультантом выступил иркутский священник, чьи стихи и музыка впоследствии вошли в постановку.
Посмотреть необычный спектакль в первый день гастролей пришло много молодежи - старшеклассники и первокурсники института культуры. Правда, уже после первого действия многие из них выскакивали из театра, на ходу натягивая куртки и эмоционально высказывая отношение к увиденному.
И, на мой взгляд, ругаться было из-за чего. Все первое действие зрителям пришлось мучительно наблюдать, как прекрасные актеры натужно пытаются вытянуть плохую пьесу. Владыка Иннокентий на сцене усиленно создавал себе репутацию доброго защитника всех обиженных, друга всех и каждого - от генерал-губернатора до тунгусского вождя Тырынтына. Военные красиво откланивались, авантюристка Мария быстро перевоспитывалась под влиянием владыки, а генерал-губернатор Муравьев думал о судьбах России. И все это с заминками и попытками придать происходящему хоть какую-то динамичность.
Второе действие, казалось, пошло веселее: зажигательная Глаша, прислуга в доме городского головы, оживила историю, а жена этого самого головы, Наталья Павлантьевна, добавила ярких сочных красок.
Но натянутые диалоги и всеобщая неловкость продолжали портить впечатление. Сцена за пасхальным столом, когда герои произносили реплики, непременно вставая, христосование у церкви, английский плен - словно плохо склеенные куски, которые, вероятно, должны были дать представление о великом пути владыки. А оставляли в недоумении - что этим хотели сказать зрителю?
Время от времени герои бросали фразы, словно скопированные из сегодняшнего телевизора - о том, что весь мир ополчился на Россию, о страшной Америке, куда попасть - хуже каторги. И главный злодей, Николай Францевич Лажкин, который зарился на молодую Фросю и пока еще не российскую реку Амур, был, разумеется, правителем конторы Американской компании. Все это выглядело, к сожалению, неуклюже и искусственно - настолько, что не вызвало реакции даже у зрителей, оставшихся после антракта.
В завершении спектакля, по замыслу режиссера, на сцену спустилась огромная икона святителя Иннокентия (к слову, освященная по всем правилам) и зазвучало величание в его честь в исполнении хора. Кстати, в иркутском спектакле занята вся труппа театра - а это 40 человек - и артисты «Театра пилигримов», но в целях экономии в гастроли отправились только тюзовцы. В массовых сценах и хоре выступили студенты Хабаровского института искусств и культуры, которые за два дня репетиций смогли освоиться на сцене рядом со старшими коллегами.
Вероятно, финальная сцена должна убеждать зрителя в величии исторической личности, служившей России, и в величии самой России, но нужного эффекта она вряд ли способна достигнуть. Весь спектакль у меня вызвал чувство неловкости - как за, повторим, прекрасных актеров, вынужденных играть явную конъюнктуру, так и за тех зрителей, которые с восторгом приняли такой спектакль.
Безусловно, любовь к родной стране воспитывать важно и нужно, но если делать это с помощью подобных спектаклей, то, полагаю, кроме дурновкусия вряд ли что-то воспитаешь, а у приличных людей это вызовет лишь чувство стыда.
К слову, спектакль «Иннокентий» поставлен в рамках национального проекта «Путь святителя Иннокентия», в котором принимает участие более десятка российских регионов, а также США и Япония. Проект получил поддержку президента Путина и патриарха Московского и Всея Руси Кирилла. Тем удивительнее и обиднее, что при подобном размахе зритель получил невразумительную, лубочную постановку...
Впрочем, впереди у театра еще несколько гастрольных дней, когда в основном пройдут детские и юношеские спектакли: «Алые паруса», «Бременские музыканты», «Королевство кривых зеркал», «Укрощение строптивой» и «Денискины рассказы». Думается, классические постановки не вызовут вопросов у взыскательных зрителей, и хабаровчане с удовольствием сходят на спектакли Иркутского ТЮЗа.