Свидание с Шекспиром

Необычный вечер в органном зале

2 сентября, когда в Иркутском музыкальном театре продолжалась триумфальная экспансия оркестра Темирканова, на этот раз исполнявшего произведения Бетховена и Чайковского, в органном зале филармонии царила магия уникального камерного концерта «Лики Шекспира». К 400-летию со дня смерти великого английского драматурга искусствовед, профессор Московской консерватории Евгения Кривицкая создала музыкально-драматическое действо для органа, клавесина, гобоя, контр-тенора и мастера художественного слова. Прихотливый сплав музыки и театра как бы собирает по крупицам, нанизывает на невидимую нить переливчатые жемчужины – грани шекспировского таланта и загадочной личности поэта – страстного любовника, рефлексирующего максималиста, мудрого философа.

Необычный вечер в органном зале
Монолог Фальстафа читате Петр Татарицкий. Фото Евгения Евтюхова

«Ловцами» этого жемчуга выступают четыре виртуоза. Сама Евгения Кривицкая колдует за клавишными инструментами, лауреат международных конкурсов в Германии, Франции и Польше Иван Паисов завораживает игрой на гобое, Петр Татарицкий проникновенно читает сонеты и монологи из трагедий классика, ангельский голос Сергея Ванина окончательно «добивает» зачарованную публику. Мастерство исполнителей выше всех похвал. Дивный голос и филигранная вокальная техника певца – на грани фантастики. И невероятно тонко, искусно продуман подбор материала – и музыкального, и поэтического.

Петр Татарицкий, стараясь передать манеру игры времен легендарного шекспировского «Глобуса», с подчеркнутой трагедийной приподнятостью, чуть пафосно сыграл предсмертный монолог Ромео, циничный манифест Фальстафа из «Генриха IV», оказался внутренне наполнен и чистосердечен в культовом «Быть или не быть». Для инсценировки маленькая труппа выбрала не слишком часто звучащий со сцены перевод Владимира Набокова, пожалуй, наиболее музыкальный в ряду других. Звучали поэтические тирады Париса из «Ромео и Джульетты», Просперо и Фердинанда из «Бури», прелестный 18-й сонет.

Соло на гобое исполняет Иван Паисов. Фото Евгения Евтюхова

Музыка, звучавшая в память о Шекспире, для многих не слишком искушенных в барочной классике гостей вечера, таких, как я, например, оказалась открытием. Кроме легко узнаваемого Генделя, зал наполняли откровения композиторов елизаветинской эпохи Джона Доуленда и Чарльза Стэнфорда, мастеров позднего барокко Джона Стэнли и Генри Пёрселла, романтика Эдуарда Элгара и симфониста XX века Бенджамина Бриттена. Невероятно выразительные лирические мелодии перенесли публику в атмосферу британской старины, ренессансной поэтики, рыцарского прекраснодушия, помогли почувствовать аромат шекспировских времен.

Особенно впечатлили яркие темы Пёрселла, которого на родине считают одним из крупнейших национальных сочинителей. Генри Пёрселл много и талантливо писал для театральных зрелищ. Он оставил оригинальные красочные партитуры для пьес «Диоклетиан» и «Амфитрион», написал оперы «Королева фей» по шекспировскому «Сну в летнюю ночь» и песни к «Буре». Признанным шедевром композитора является опера «Король Артур». На концерте нам довелось услышать арию Гения Холода из этой оперы, пронизанную напряженным мистическим драматизмом, которую с блеском исполнил Сергей Ванин – обладатель редкостно пленительного тембра.

Печальным рефреном через все представление повторялась неотразимая песня оскароносного Нины Рота «A Time for us» («Однажды наступит наше время»), написанная для фильма Франко Дзефирелли «Ромео и Джульетта». Эту дивную мелодию музыканты исполнили на бис, прощаясь с публикой.

Программу «Лики Шекспира» в юбилейный год поэта уже оценили жители Москвы и Сочи, Перми, Челябинска, Белгорода, Новосибирска и Омска, других российских городов. Теперь в рамках фестиваля «Звезды на Байкале» с ней встретились иркутяне. Она останется в памяти как эксклюзивный, неожиданный и незабываемый художественный опыт.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру