Вальсирующие слоны и летучий корабль Синдбада

Оркестр маэстро Юрия Темирканова сыграл для иркутян

Первого сентября музыкальный театр им. Н.М. Загурского был залит взволнованной публикой до краев. Еще бы! В этот день не просто открывался очередной феерический праздник любителей классики, на иркутских подмостках спустя десять лет после незабываемой встречи в 2006 году выступал заслуженный коллектив России — академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии под руководством живого гения Юрия Темирканова. Каждый, кому посчастливилось стать очевидцем этого грандиозного и чарующего события, легко может считать, что разделил счастье посетителей самых знаменитых и престижных концертных залов планеты.

Оркестр маэстро Юрия Темирканова сыграл для иркутян
Фото Марины Свининой

Судите сами. Список гастрольных маршрутов симфонического оркестра неисчерпаем и внушителен. Вот лишь самые свежие факты. В марте нынешнего года оркестру Юрия Темирканова рукоплескали в столице Объединенных Арабских Эмиратов Абу-Даби, в концертном зале отеля «Дворец эмира», а затем в лондонском Барбикан-холле. В апреле были концерты в Колонном зале Дома Союзов в Москве. В конце мая легендарный коллектив выехал в большой тур по Японии и Китаю, где покорил своим удивительным звучанием крупнейшие концертные площадки, в том числе знаменитый Сантори-холл в Токио.

«Один из величайших и самых волнующих оркестров мира», как называет его планетарная критика, начал свою историю еще в 1882 году как придворный коллектив, созданный указом Александра III, которым в свое время дирижировал Рихард Штраус. Более чем 130-летняя биография его отмечена невероятным профессиональным ростом и величайшими достижениями. Полвека им руководил выдающийся музыкант народный артист СССР, лауреат Ленинской премии Евгений Мравинский. С 1988 года во главе оркестра встал народный артист СССР, лауреат двух Государственных премий СССР и Государственной премии РФ, полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» Юрий Темирканов.

Маэстро Темирканов сегодня – один из крупнейших авторитетов мирового симфонизма. Он является главным приглашенным дирижером Большого театра, Дрезденского филармонического оркестра, симфонического оркестра датского радио, почетным пожизненным дирижером академии Санта-Чечилия в Италии, главным дирижером и художественным руководителем Балтиморского симфонического оркестра в США. Мировые оркестры, с которыми он выступал, устанешь перечислять, лучшие из лучших почитают за честь увидеть за своим пультом этого непревзойденного мастера.

Фото Марины Свининой

И вот три вечера подряд редкостная роскошь насладиться игрой великих артистов представилась зрителям в Иркутске, а один концерт состоялся в Братске.

На открытии музыканты преподнесли нам настоящий подарок – исполнили с солистом Денисом Мацуевым Третий фортепианный концерт Рахманинова и симфоническую сюиту Римского-Корсакова «Шахерезада».

Третий концерт для фортепиано с оркестром Сергей Рахманинов написал специально для себя, чтобы ошеломить аудиторию во время своего первого американского турне в 2009 году. Гениальному пианисту Владимиру Горовицу автор шутя признался: «Я написал эту пьесу для слонов». Конечно, произведение поражает грандиозной мощью и вулканическим накалом чувств. Но есть в нем и много нежности, поэзии, легкого парения души. Концерт невероятно динамичен и сокровенен одновременно, атакующие торжественные валы оркестрового полнозвучия сшибаются с густыми раскатами рояля, сменяются то грациозными, то причудливо-фантастическими мелодическими фрагментами. «Слоны» Рахманинова штурмуют неприступные высоты, беснуются на вольном просторе, вальсируют и замирают в упоении, летают в лучистых облаках и трепетно тают от непостижимого блаженства.

В одном из интервью Дениса Мацуева спросили, как для него звучит счастье. Он ответил, что оно звучит Третьим концертом Рахманинова. «Я считаю, что если ты взялся за такие произведения, — уверяет пианист, — без темперамента, без эмоций, без внутренней стихии и бури, которая у тебя есть, не выходи на сцену. Сергея Васильевича Рахманинова я боготворю, он для меня как икона. Слава богу, я погрузился в эту рахманиновскую атмосферу, я жил у него дома, я играл на его рояле, я записывался на нем».

Стоит ли говорить, что на старте нынешнего Байкальского фестиваля нетленный шедевр Рахманинова прозвучал именно как радостная буря, оптимистический, жизнеутверждающий салют!

Во втором отделении оркестранты вышли на сцену без генерального солиста, чтобы порадовать нас несравненным оркестровым творением. Симфоническая сказка «Шахерезада» — одно из самых совершенных произведений Римского-Корсакова, чью музыку отличает неподражаемый драматизм и сочная живописность. Вот тут-то элитарный состав музыкантов и показал все свои безграничные возможности, все свое, казалось бы, недостижимое мастерство.

Фото Марины Свининой

Сравнивать равновеликие таланты – задача неблагодарная. Бессмысленно «вымерять», да и какой линейкой, кто лучше и круче. Но вот разницу творческих почерков уловить интересно. Когда слушаешь звучание Национального филармонического оркестра России Владимира Спивакова, его музыкальная ткань кажется тончайшим текучим шелком, эфирным акварельным сном. Словно и нет вообще ни музыкантов, ни инструментов, нет материальных носителей звука. Он летит к нам прямо из неведомых сфер, таким, как возник в мировой душе и отразился в сознании композитора. Это чистое звучание, которое кажется нереальным. Оркестр Темирканова, напротив, рождает впечатление предельно овеществленного, почти осязаемого звука. Это как живопись сочными сарьяновскими масляными красками, широкими уверенными мазками.

Щедрой красочностью, предельной драматургической рельефностью захватила нас темиркановская «Шахерезада». В сюите четыре части: «Синдбадов корабль», «Рассказ Календера-царевича», «Царевич и царевна», «Багдадский праздник и корабль, разбивающийся о скалу с Медным всадником». Оркестранты не просто сыграли, рассказали нам эти причудливые сюжеты, пронизанные изысканной восточной экзотикой и волшебством, они увлекли нас живыми картинами явственных чудес, перенесли прямо в сердце сказки, в пучину приключений. Мы слышали перекаты резвящихся волн и грозный рокот бушующего моря, неслись под парусами на отважном могучем корабле, танцевали вместе с царевной и царевичем, слышали гипнотический голос Шахерезады, дивились величию и глубине чувств венценосного Шахрияра, кружились в пестром вихре народного гулянья в древнем персидском городе. Мы терпели кораблекрушение и радовались счастливому спасению из пучины.

Таковы были впечатления от первого вечера фестиваля. Упоительные впечатления от встречи с артистами высочайшего мирового класса. Три вечера с оркестром маэстро Темирканова могли провести не только счастливчики с билетами в театр, но и все желающие: в прямом эфире концерты транслировались французским телеканалом «Медичи ТВ». Аудитория канала охватывает 120 стран мира, вот как широко раздвинулись границы иркутских «Звезд на Байкале»! Музыкальный марафон Дениса Мацуева с первой ноты, что называется, взял самый перворазрядный тон, задал предельно взыскательную планку. И, мы думаем, не уронит ее до самого финала.   

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру