Молния в электорат

Власти Приангарья развязали охоту на ведьм за «всхлипы» мэров

Почти на исходе первого года своего губернаторства коммунист Сергей Левченко столкнулся со стартовым серьезным и публичным проявлением кризиса, который грозит превратить амбивалентный и диффузионный политический ландшафт в резко полярный. Если начиная с сентября 2015 года, когда на протестной волне случилась его сенсационная победа, расстановка политических сил на региональном поле оставалась крайне невнятной, то теперь она начала выкристаллизовываться между двумя полюсами. Иными словами, впервые с момента прихода к власти «красных» в Иркутской области наметилась потенциально весьма высоковольтная линия напряжения политических сил. Разумеется, что она не могла взяться из ниоткуда, второй полюс объективно существовал всегда, и запуск электрического тока в электролит, в данном случае в электорат, оставался только вопросом времени. Удивляет другое: почему на «красном» полюсе электрический импульс не только приняли, но и многократно его усилили. Вместо того чтобы стремиться к привычному состоянию вялого и сонного блуждания ионов, как это было на протяжении последнего времени, окружение Сергея Левченко решило ускорить процесс стремительной поляризации и тем самым, вопреки закону самосохранения, усилить возникшее напряжение.

Власти Приангарья развязали охоту на ведьм за «всхлипы» мэров
Коллаж Алексея Быкова

Справедливости ради стоит сказать, что электрический заряд в разряженное политическое пространство Иркутской области не был запущен кем-то искусственно, а стал результатом давно назревавшей грозы, о чем ежедневно напоминали неуклонно сгущавшиеся над домом региональной власти в Иркутске тучи. В итоге 15 августа прогремел гром и следом в «серый», но, по сути, уже красный дом прилетела молния. Она имела вид вполне по-бюрократически исполненного письма, направленного советом Ассоциации муниципальных образований Иркутской области в адрес губернатора, в котором они просили первое лицо области перенести очередное заседание Регионального совета. Если кто не знает, совет Ассоциации муниципальных образований — это такая некоммерческая организация, в которую входят активные мэры для защиты интересов всех остальных. А Региональный совет – это специально учрежденный при правительстве орган, призванный координировать взаимодействие исполнительной власти с органами местного самоуправления. Так вот этот мэрский актив, лидером которого, как известно, выступает неординарный мэр Черемхово Вадим Семенов, потребовал обсуждения на Региональном совете вопросов, которые волнуют мэров, а не чиновников в исполнительной власти. Иными словами, у мэров наболело.

Наболело

Здесь, для исчерпывающего понимания ситуации необходимо сделать небольшое отступление в прошлое и вернуться, так сказать, к истокам, а именно вспомнить 2 октября 2015 года, день, когда состоялась инаугурация «красного» губернатора. Конечно, она радикально отличалась от всех предшествующих процедур вступления иркутских губернаторов в должность своей массовостью и нарочитой демократичностью, что привело в ошалелый восторг противников казенщины и чиновничьей рутины, но был в этом революционном хаосе один роковой стратегический просчет. Участники исторического действа безапелляционно диагностировали его как губернаторское пренебрежение к мэрам. И, видимо, гнилой камень в фундамент отношений между действующей региональной исполнительной властью и органами местного самоуправления был заложен уже тогда. По словам очевидцев, Вадиму Семенову не предоставили на инаугурации слова, хотя он ждал и готовился, с мэрами новый губернатор не встретился, словом не перекинулся, рук не пожал. И дело даже не в том, что на фуршет их не оставили и вышли они оттуда как оплеванные, с немым вопросом, а зачем же мы сюда ехали, бросив дела, могли по телевизору посмотреть. Дело в том, что поведение нового вождя отчетливо демонстрировало, что никто их в расчет не брал, как команду, как равных партнеров, с которыми предстояло в будущем разделить бремя ответственности за людей, за территорию, за власть.

Мэрам, конечно же, не привыкать, что в сложившейся системе они всегда крайние, потому что во властной вертикали последние и народной близостью припертые. Им от земляков в кабинетах не скрыться, от проблем не убежать. Как говорила бывший легендарный спикер регионального парламента Людмила Берлина, сочувствуя главам муниципалитетов: «И денег не дают, и плакать не разрешают». Короче, битые они, поэтому сопли жевать не привычные, и со многими проблемами сами способны справляться, до известного, разумеется, предела. И вот предел этот, судя по всему, наступил. Фактически мэры открыто обвинили губернатора в том, что он не помогает им в работе и не настроен на равноправное сотрудничество, оставил их с проблемами один на один. В самом тексте письма это прямо не написано, но смысл такой, что мэры не допустят того, чтобы из них делали мальчиков для битья. Может возникнуть вопрос, зачем было писать губернатору письмо, можно было приехать на этот Региональный совет и там ему все в глаза сказать, но в том-то и дело, что как раз от этих бессмысленных разговоров мэры и устали. Слова к делу не пришьешь, конкретная помощь нужна, а не болтовня.

Письмо отчаяния

Короче, у мэров много проблем, которые самостоятельно они решить не в состоянии, а некоторые вопросы вообще находятся за пределами их компетенции. Такой, например, как фактическое банкротство ОГУЭП «Облкоммунэнерго», которое обеспечивает электроснабжение 216 населенных пунктов, где проживает более миллиона человек. Если региональные власти не найдут этому предприятию деньги на подготовку к зиме, без света останутся больницы, школы, детские сады, расположенные на территориях. Кто будет отвечать перед людьми, губернатор или мэры? Мэров беспокоят не только задержки с выплатой заработной платы бюджетникам, наполняемость местных бюджетов и подготовка к зиме. Их категорически не устраивает стремление региональных властей скинуть на муниципалитеты пришедшую в упадок инфраструктуру, на содержание которой у них денег нет. Так, в частности, мэры жалуются на давление со стороны региональных властей по вопросу передачи в муниципальную собственность автомобильных дорог, которые не соответствуют современным требованиям. В иркутской глубинке с дорогами и так не все благополучно, а в случае передачи еще хуже станет. Кто виноват в этом будет перед простым народом, губернатор или мэры? Ответ однозначен.

Письмо мэров можно считать попыткой сломить ситуацию и изменить устоявшийся тренд на взаимоотношения исполнительной власти с местным самоуправлением, как старшего с младшим. Стремление глав муниципалитетов вести диалог с региональной властью на равных справедливо и оправданно, если уж исходить из того, что они сами за все в ответе.

За что боролись...

Однако региональные власти, судя по всему, думают иначе, несмотря на то, что сам губернатор лично декларирует абсолютную толерантность.

«Я готов обсуждать любой вопрос с любым мэром. Еще ни один мэр не смог мне сказать, что я ему отказал во встрече, ни один. Готов обсуждать любой вопрос, но есть вещи, которые еще нужно и самим решать, — заявил Сергей Левченко журналистам на проведенной экстренно 17 августа пресс-конференции. — Я понимаю, что не все мэры готовы публично обсуждать свои недостатки в работе, и я по-человечески их понимаю, поскольку ситуация в ряде муниципалитетов действительно сложная и много нерешенных проблем. Но как губернатор я обязан требовать, в том числе и публичного обсуждения их деятельности на заседаниях и исполнения ими возложенных обязанностей. Я понимаю, что для мэров это не всегда приятно».

Ну, во-первых, готовность встречаться и обсуждать вопросы еще не означает стремление их решать. Во— вторых, на деле все выглядит совсем иначе. Региональные власти уже обвинили мэров в стремлении политизировать решение рутинных хозяйственных вопросов и связали их демарш с предвыборной кампанией в Государственную Думу. Однако это не самое страшное. Мэры, как говорится, за что боролись, на то и напоролись. Они написали Сергею Левченко письмо, в котором выражали протест тому, чтобы за все просчеты и недоработки власти их назначали крайними. В результате их таковыми и назначили.

«Если отдельные руководители муниципальных образований забыли о том, что по закону о местном самоуправлении именно они персонально отвечают за теплоснабжение и коммунальное благополучие на своих территориях, им следует напрячь все силы для того, чтобы немедленно исправить положение», – заявил зампредседателя правительства Иркутской области Руслан Болотов на совещании по подготовке к отопительному сезону, которое состоялось в тот самый день, когда губернатор отменил заседание Регионального совета.

И это еще не все, по информации из конфиденциальных источников, активно недовольным мэрам стали поступать звонки с предупреждениями о возбуждении уголовных дел в случае неповиновения региональным властям. Мэры, в свою очередь, уже пишут заявления в прокуратуру. Конечно, возбудить уголовное дело на мэра, как показывает практика, дело не хлопотное, достаточно оставить без горячей воды и тепла зимой пару домов. На это, собственно говоря, Руслан Болотов и намекает, но что дальше? Всех мэров пересажать нельзя, как и отмахнуться от проблем, решения которых они требуют от региональных властей. Мэры – это не просто отдельные, пусть харизматичные и амбициозные личности, мэры — это руководители территорий, которые являются частью иркутской губернии. В этих территориях живут люди и они выбирали губернатора не для того чтобы наблюдать за тем, как власть сводит счеты и назначает виновных, вместо того чтобы строить дороги и завозить уголь к зиме, и собирать налоги.

Сергей Левченко заявил журналистам, что конфликта с мэрами у региональной власти нет, а их претензии назвал «всхлипом». Наличие данной метафоры фактически подтверждает стойкую приверженность губернатора пренебрежительному отношению к мэрам еще с момента его инаугурации. Если это действительно так, то наш многострадальный регион ждут новые политические катаклизмы.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру