Экспортно-импортный банк Китая приостановил финансирование строительства гидроэлектростанции на реке Эгийн-Гол, одном из притоков реки Селенги в Монголии до достижения компромисса между правительствами Монголии и России, которая выразила озабоченность по поводу последствий реализации этого проекта для экосистемы Байкала. Как сообщает агентство Bloomberg, Монголия рассчитывала на получение кредита в размере в $1 млрд для строительства дамбы высотой 103 метра, для того, чтобы генерировать больше энергии в пиковые часы и зимнее время и обеспечить себя независимыми источниками энергии.
«Это решение ставит правительство Монголии в затруднительное положение, поскольку мы не знаем, насколько мы самостоятельны в своем решении, или мы просто марионетка России и Китая, - цитирует Bloomberg директора энергетических проектов Odkhuu Durzee, который дал интервью агентству в Улан-Баторе. - Если мы откажемся от реализации этого проекта, это значит, что Западная коалиция потеряет Монголию как союзника, а монгольский народ будет думать, что мы ничего не можем сделать без российского или китайского разрешения».
Как сообщает Bloomberg, Монголия, которая не имеет выходов к морю Центральной Азии, пытается найти способы, чтобы ослабить свою зависимость от угольной энергетики и импорта электроэнергии из России, который оценивается в 25 миллионов долларов в год.
Предлагаемая плотина на Эгийн-Гол позволила бы снизить расходы на электроэнергию путем создания дополнительных 315-мегаватт возобновляемой энергии.
По мнению Odkhuu Durzee, которого цитирует Bloomberg, экологические проблемы России являются необоснованными, а претензии к монгольской стороне политически мотивированными. Он также считает, что приток Селенги Эгийн-гол находится на территории Монголии и не пересекает международную границу, поэтому реализация проекта является внутренним делом страны.
Odkhuu Durzee также заявил, что в случае разрыва договоренностей с Китаем в этом вопросе, Монголия будет искать других инвесторов для финансирования проекта, так монголы уже готовы обратиться с подобным предложением к Японии, Корее и Норвегии.
Как сообщает Bloomberg, получить комментарий чиновников министерства иностранных дел Китая и Китайского экспортно-импортного банка не удалось. Канцелярии президента Монголии также отказала агентству в комментариях.
Между тем, Odkhuu Durzee выразил обеспокоенность стремлением России контролировать Монголию через энергетическую зависимость. «Это становится политической проблемой. Рычаг власти остается в руках русских. В любое время, Россия может перекрыть нам доступ к ресурсам, если мы нарушим договоренности, это может иметь тяжелые последствия, особенно в зимний период», - считает Odkhuu Durzee.
Odkhuu Durzee также полагает, что угольные электростанции не могут стать альтернативой гидроэлектростанции, поскольку только ГЭС может обеспечить бесперебойное увеличение мощности для растущего потребления. Так в частности в Улан-Баторе за счет ввода нового жилья спрос на электроэнергию постоянно растет. Кроме того, только ГЭС позволяет регулировать энергетический поток в зависимости от увеличения или падения спроса.
Odkhuu Durzee выразил озабоченность, что укрепляющиеся отношения Китая и России могут существенно осложнить реализацию проекта. По его мнению, в Китае четко понимают, что это не экологическая, а политическая проблема.
Как сообщал «МК Байкал», 23 июня, президент России Владимир Путин на встрече с председателем Китайской Народной Республики Си Цзиньпином и президентом Монголии Цахиагийн Элбэгдоржем в Узбекистане заявил о рисках для водоснабжения Иркутской области и экологии озера Байкал от строительства гидротехнических сооружений в бассейне реки Селенги, которое планирует монгольская сторона. По мнению Владимира Путина, проблема энергодефицита Монголии может быть решена иным способом.
Владимир Путин в частности сказал, что российской стороне очень хотелось самым внимательным образом проработать этот вопрос с монгольскими друзьями и с Китайской Народной Республикой «Отношение России и международных природоохранных организаций к этому проекту известно: его реализация может порождать определенные риски для водоснабжения нашей Иркутской области и уникальной экологии Байкала. Селенга – главный приток озера Байкал», - сказал президент.
Как подчеркнул Владимир Путин, энергодефицит Монголии — это серьезный вопрос, и российские власти это понимают. «Об этом, безусловно, нужно думать и эту проблему нужно решать. Но решать можно разными средствами, и прежде всего – путем развития энергетического комплекса всего региона, — отметил президент РФ. — Например, российские станции могли бы увеличить подачу вырабатываемого ими электричества в северные районы Монголии».
Летом 2015 года Всемирный банк поддержал позицию экологических организаций, которые считают угрозой для экосистемы Байкала планируемое правительством Монголии строительство ГЭС на Селенге и ее притоках. По данным пресс-службы Гринписа России, проект вызвал беспокойство и инспекторов Всемирного банка, которые недавно побывали в Бурятии и Монголии. Теперь руководство проекта должно в течение года учесть все замечания, которые экологи изложили в своей многостраничной жалобе. По истечении этого срока совет директоров Всемирного банка снова вернется к рассмотрению судьбы проекта.
Ранее российские активисты Международной коалиции «Реки без границ» добились приезда в Байкальский регион инспекционной комиссии Всемирного банка, которая по результатам проверки экологического состояния рек и водоемов на территории Бурятии должна была предоставить совету директоров отчет о целесообразности участия банка в финансировании строительства ГЭС в Монголии. Члены комиссии прибыли в Бурятию после того, как банком была принята подготовленная экологами жалоба на действия монгольских властей, которые препятствуют объективному обсуждению последствий строительства ГЭС в бассейне реки Селенги.
В Монголии предлагается построить три ГЭС — одну на самой Селенге и две на ее притоках — Орхоне и Эгийн-Голе. Ранее Всемирный банк заявлял о намерении поддерживать проект инфраструктурной поддержки добывающей промышленности, для чего и необходима в большом количестве дешевая электроэнергия. Эту задачу, по мнению монголов, должна решить ГЭС Шурэн на Селенге. Китайский экспортно-импортный банк выразил готовность выделить 1 млрд долларов на строительство ГЭС на Эгийн-Голе.