Торфяное пекло

Справиться с тлеющей стихией чиновникам мешают инструкции

Горящие торфяники держат в своих удушающих тисках Иркутскую область последние два года, однако проблему предпочитали замалчивать. Осенью 2015 года, когда внимание общественности было приковано к объятому огненным кольцом Байкалу, площадь торфяных пожаров превысила 27 тысяч гектаров. В августе на борьбу с ними в регион даже прибыли активисты Гринпис. На поверхность вместе с едким дымом эта застаревшая болячка вылезла благодаря волонтерам отряда 15.08, которые в августе объявили добровольную мобилизацию на тушение лесных пожаров в национальных парках Прибайкальской территории. Очагами экологического бедствия стали Иркутский, Ангарский и Усольский районы, которые заволокло едким дымом.

Справиться с тлеющей стихией чиновникам мешают инструкции
торфяники в Усольском районе. фото с сайта otryad1508.ru

Заволокло настолько, что 9 ноября управление Роспотребнадзор по Иркутской области заявило о превышении предельно допустимой концентрации вредных веществ в атмосферном воздухе в Усольском районе. По результатам проведенных лабораторных исследований обнаружено превышение содержания в атмосферном воздухе предельно допустимых концентраций оксида углерода в 1,3 раза на станции Тельма, в 2,3 раза в селе Больше-Жилкино, в 1,5 раза в поселке Железнодорожный.

— Я сам выезжал на тушение торфяников в Усольский район. Губернатор Приангарья организовывал выездное совещание недалеко от Худякова. Разговор шел о создании межведомственной группы по тушению. Но после мы подняли документы и выяснили, что в апреле 2015 года такая межведомственная группа уже создавалась, и даже был прописан план мероприятий. К сожалению, из этого плана мероприятий ведется только тушение, все остальное – как было, так и осталось, — с удивлением констатировал зампред Правительство РФ Иркутская область Виктор Кондрашов. — То есть летом можно было потратить буквально 2 млн рублей, перепахать землю, и не было бы этих горящих торфяников. Поэтому перед нами стоит задача – разобраться, какие ведомства за что отвечают.

Когда губернатор Иркутской области Сергей Левченко 16 ноября прибыл в Усольский район, волонтеры отряда 15.08 предоставили ему карту очагов торфяных пожаров в Усольском районе, которую сами составили. До этого времени тлеющие пожары в Усолье, от которых жители страдают последние три года, не волновали никого. Сразу после этого правительством было принято решение приступить к бурению скважин, каждая мощностью 500 кубометров в сутки, для тушения очагов возгорания. Бурение скважин – это новый метод в тушении природных пожаров, эффективность которого пока проверяется на практике в экспериментальном порядке. Тем не менее власти Приангарья на него решились. Применение новаторского метода стало не единственной попыткой властей одолеть проблему. С торфяниками решили разобраться серьезно и докопаться до сути, то есть понять, как и почему они возникают и кто в этом виноват. Ведь самым грамотным решением проблемы является не тушение пожаров, а их предотвращение.

Чиновничий бедлам

Полная неразбериха в решении торфяной проблемы случилась не вдруг. Ответственные за тушение пожаров службы Приангарья до сих пор не могут разобраться, кто же из них отвечает за тушение торфяного пекла. Но, похоже, чиновников это вполне устраивает. По крайней мере, на совещании, на котором тщетно пытались найти «главного» по торфяникам, спасительной мантрой для них стало: «Это не в наших полномочиях».

От торфяников, как черт от ладана открестились МЧС, Агентство лесного хозяйства Иркутской области, региональное Министерство природных ресурсов и экологии. У каждого из них нашлось оправдание. МЧС защищает от пожара только населенные пункты, а агентство тушит пожары только на федеральных землях. А министерство так и вообще вроде как и ни при чем. Толпа взрослых дядек, и все не при делах.

У каждого из этих ведомств есть дела поважнее, чем зловредный тлеющий под землей торф. Официально в Приангарье зарегистрировано 115 торфяников, все они поставлены на государственный баланс и числятся в собственности Иркутской области как недра. На части залежей еще в советское время были проведены мелиорационные работы, после чего земли эти стали использоваться в сельском хозяйстве. Но с развалом СССР большинство из них забросили. Сегодня лишь часть тех земель, где была проведена мелиорация, используются по назначению, 80% из них – поросли травой, которая при высыхании становится причиной горения.

Короче, земли, на которых находятся торфяные залежи, ничейные, и существующее законодательство не дает ответа на вопрос, кто за них отвечает. У некоторых из них землепользователи все-таки есть, но и они не несут ответственности за тушение пожаров. И вот здесь самое главное: оказывается, согласно законодательству при тушении пожаров очень важно, что горит. А в данном случае горят недра, потому что торф – это недра, причем недра, используемые как вид топлива. А что делать, когда горит то, что вроде бы как и гореть должно, в законодательстве не сказано, поэтому взрослые дядьки из разных ведомств даже и не знают, что делать. Как говорится, нет инструкции, нет и проблемы.

Все очень просто, надо засучить рукава

— По опыту работы в администрации Иркутск могу сказать, что когда в 2010-2011 годах сильно горели торфяники возле приюта «К-9», мы закупили тепловизоры, выявляли очаги горения и тушили в оперативном режиме. После этого провели опашку, сделали минерализованные полосы. С тех пор ничего не горит. И затраты были небольшие. По сути, для тушения возгорания в первые дни хватит одного-двух экскаваторов, трала и гусеничного трактора, насосной станции или цистерны для подвоза воды, — считает Виктор Кондрашов.

То есть на самом деле проблема решается просто, если не заниматься переводом стрелок и чиновничьим пинг-понгом, если прекратить читать мантру о полномочиях и оставить попытки прикрыть профессиональную безответственность фиговым листком дырявого законодательства. В таком случае можно многого добиться, что, например, и сделал минувшим летом природоохранный прокурор Западно-Байкальской межрайонной прокуратуры Алексей Калинин. Сегодня на самом деле мало кто знает, что этот человек инициировал возникновение добровольческих пожарных отрядов в Приангарье. Журналистам известно, что летом в кабинетах его ведомства было пусто, все его сотрудники, как один находились в полях, там где горело.

— Мы проводили проверки и выявляли многочисленные нарушения практически на всех уровнях. И когда была выездная проверка в район Бурдаковки, честно говоря, руки опускались. Тогда мы обратились к добровольцам. А администрация Ушаковского муниципального образования взяла на себя координирующую роль, даже технику охранять сами взялись. И эта координация позволила добиться результата. Когда мы вернулись через три недели, глазам своим не поверили. Все было перепахано, потушено, обводнено, кругом обустроены плотины и каналы, — рассказал Алексей Калинин. – Но мы как раз не хотим продолжения такого «ручного» режима тушения, потому что это является неисполнением полномочий на всех уровнях.

Алексей Калинин не считает чиновничью мантру об отсутствии полномочий серьезным оправданием бездействия. По его мнению, они есть у всех, кто должен принимать решения. Допустим, взять администрацию уровня района – есть полномочия по профилактике и предупреждению, другое дело, что деньги под это требовать надо или искать. Но если ты в это кресло сел, будь добр, работай, принимай решения, неси ответственность, а не прячься за инструкцию. Администрация уровня поселения может организовать добровольную пожарную дружину, если есть угроза населенному пункту – могут и обязаны тушить. Субъект обязан подключаться к тушению, если горят недра. МЧС обязано тушить, если есть угроза населенному пункту. Если горит федеральная земля – это обязанность агентства. Землепользователь обязан принимать меры по надлежащему использованию земельного участка, которое не приводит к его уничтожению, потере ценных качеств.

Получается, все структуры, в том числе и негосударственные, каждый на своем участке обязаны принимать меры к тушению. Другое дело, что должна быть координация действий, но при условии, если есть сами действия, а не пустая говорильня и создание бесчисленных и бессмысленных рабочих групп межведомственных и других всяких разных, нужных лишь для того, чтобы скрыть и оправдать бездействие.

Я не я, и хата не моя

На самом деле места залежей торфа давно известны, поэтому возгорания не становятся сюрпризом. Он тлеет годами.

— Абсолютно четко можно сказать, что комплекс мероприятий по борьбе с торфяными пожарами нужно разделять на профилактический комплекс и комплекс мероприятий, направленных на непосредственно их ликвидацию. По ликвидации пожаров необходимо проводить комплекс работ по поднятию грунтовых вод. Мы внимательно с юристами и с Минфином проводили анализ ситуации. Нигде в полномочиях министерства природных ресурсов нет строчки о том, что мы можем тушить пожары и проводить мероприятия в этом направлении, — выдал и.о. министра природных ресурсов и экологии Приангарья Олег Кравчук.

Вот и славно. Действительно, зачем региональному министерству по экологии думать о проблемах жителей Усольского района, задыхающихся от воздуха с превышением содержания вредных веществ. Три года задыхались и все еще живы? Проживут и еще. Главное, действовать в рамках исключительно дозволенных полномочий. Олегу Кравчуку Алексей Калинин совсем не пример, в министерстве мыслят иными категориями, финансовыми.

Судите сами, для того, чтобы Олег Кравчук озаботился проблемами несчастных усольчан, необходимо, чтобы сотрудники его министерства внесли в областную программу «Охрана окружающей среды» отдельную подпрограмму «Воспроизводство минерально-сырьевой базы». Затем потратили бы неимоверное количество сил, чтобы протолкнуть ее в дырявый бюджет 2016 года и отстоять эту строку в нем. Но министерство не успевает, хлопотно это, трудно, а главное, зачем, если инструкцией не велено, да и будет ли толк? Кошка, как говорится, скребет на свой хребет, и не буди лиха, пока оно тихо.

Как пояснил замминистра природных ресурсов и экологии региона Василий Молочный, сегодня у министерства нет полномочий проводить профилактику возгораний. А кто будет ответственным за проведение этой профилактики, пусть ответит региональный Минюст.

А профилактика ой как нужна. Именно она является самым действенным способом борьбы с возгораниями торфа. И методов ее ведения – масса. Это, в первую очередь, обводнение земли с помощью специальных каналов и дамб. Но с дамбами снова все криво выходит, не по инструкции. Дамбы – это сооружения, которые должны стоять на балансе муниципалитета или региона, а никто брать на баланс новые сооружения не хочет. Между тем создание таких сооружений помогает не только поднимать уровень грунтовых вод, но и проводить мониторинг уровня воды, чтобы вовремя принять меры.

Еще одним действенным методом является опашка земли и создание минерализованных полос. Но тут снова эта проклятая инструкция про полномочия. Кто же будет ее проводить? У МЧС нет пригодной для таких работ техники, а с Агентством лесного хозяйства прежняя проблема – на земли, не относящиеся к федеральной собственности, они и не смотрят. Муниципалитеты даже для создания одной минерализованной полосы вынуждены просить технику у предпринимателей.

Наверное, ответ на этот вопрос знает прокурор Калинин, который соберет добровольцев и вместе с ними и дамбу построит, и полосу вспашет, пока региональный Минюст думает, а чиновники гоняют пинг-понг.

Однако тактическим решением проблемы стал приезд Сергея Левченко в Усольский район. Только после этого «высокого» посещения было принято решение об организации водозабора для тушения методом обводнения. Работы по бурению скважин были начаты 20 ноября. В кризисных ситуациях все средства хороши, но глава региона не может выезжать на каждый горящий торфяник. В конце концов, у него ведь тоже, наверное, инструкция есть.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру