Хореографические пароксизмы

Фестиваль им. А.В. Вампилова отразил современный театр в дерзком поиске форм

В последнюю неделю предвыборной лихорадки, когда штабы кандидатов-соперников на губернаторский пост совершали свои решающие демарши, слава Богу, не всех и вся поглотила эта лавина политической демагогии. Осталось место и время для лихорадки совсем иной, поражающей струны сердец и проникающей в тайники души. В областном центре прошел юбилейный X международный театральный фестиваль им. А.В. Вампилова, вызвавший, как обычно, горячий интерес публики, театрального цеха и прессы.

Фестиваль им. А.В. Вампилова отразил современный театр в дерзком  поиске форм
Фото Марины Свининой

В насыщенную семидневку драматургической фиесты уместились 15 выдающихся спектаклей от 15 театров Москвы, Санкт-Петербурга, Минска, Южно-Сахалинска, Мирного, Петропавловска-Камчатского, Сеула, Улан-Батора, Иркутской области, многочисленные круглые столы, посвященные стратегическим и философским вопросам развития современной сцены. Состоялись презентации двух замечательных книг – из серии «Жизнь замечательных людей» «Александр Вампилов», написанной нашим земляком Андреем Румянцевым, и «С именем Александра Вампилова. Фестиваль. Театр. Город» Светланы Жартун. Игрались искрометные капустники, и много было животрепещущего кулуарного общения.

Практически все этапы этой кипучей творческой лаборатории пользовались ажиотажным вниманием. Каждый вечер зрители до отказа заполняли зрительные залы. Наиболее искушенные умудрялись маневрировать, чтобы посмотреть спектакли и на основной сцене, и на камерной, пользуясь «тайными ходами» в недрах театра, устраиваясь то на ступеньках, то на колосниках, следя за действием с краешка сцены, из щелей в кулисах. Их жажда была оправдана и вознаграждена. По оценкам знатоков, нынешний фестиваль, не в обиду предыдущим, оказался особенно щедрым и богатым на открытия. Оставил нам море ярких впечатлений, чувств, идей, а главное, – с новой силой подтвердил, как трепетно, верно, самозабвенно любим мы театр, как остро нуждаемся в нем, вечном, как сама душа, но всегда неожиданном.

Фото Марины Свининой

Участники театрального парада, съехавшиеся на родину гениального сибирского драматурга, постарались каждый по-своему удивить нас своими сценическими экспериментами. И большинству это удалось. Разные, подчас даже рискованные, может быть, уязвимые для строгой критики постановки стоит приветствовать уже за то, что они обнаружили активный творческий поиск, смелый креативный замах, стремление по-хорошему огорошить и встормошить наше зрительское восприятие.

Нафантазировать форму

Вахтанговским принципом: содержание вскрыть, форму – нафантазировать – руководствовался художественный руководитель московского театрального центра «Амфитрион» Александр Власов, когда создавал постановку «Утиной охоты» по мотивам пьесы Александра Вампилова. Получилась «трагикомедия», как значится в программке, спектакль-балет, как довольно смело провозгласил на пресс-конференции сам режиссер и исполнитель главной роли Зилова.

Получился ли при этом Вампилов? Вопрос. Самый «театрально ориентированный» в Иркутске фотохудожник Марина Свинина ответила на него категорично: «Я бы просто сняла с этой любопытной импровизации имя Вампилова вообще. Ребята построили свое размышление о герое, заблудившемся в поисках любви, использовав имена и реплики вампиловских героев. Но к «Утиной охоте» нашего классика это не имеет никакого отношения». Что ж, это во многом, наверное, справедливо. Самый большой риск экспериментаторы допустили, когда не просто купировали изначальный текст драмы, а удалили из канвы все, что выходило за рамки отношений Зилова с влюбленными в него женщинами. В жертву были принесены друзья и сослуживцы центрального персонажа, добрая половина диалогов, сцен и коллизий. Остался один гиперболически заостренный мотив эротических фрустраций. Показать его выпукло и наглядно актеры попытались благодаря элементам оригинально понятой балетной эстетики, в которой под музыку Чайковского и Сен-Санса существовали четыре героини – четыре пассии Зилова.

Фото Марины Свининой

Актрисам удалось воплотить разные характеры и темпераменты страдающих подруг героя, несмотря на униформу балетных пуант и прозрачного нижнего белья. Четыре грации, беззащитно обнаженные, зябнущие рядом со своим разочарованным, смертельно уставшим и безнадежно остывшим избранником, достоверно донесли до нас болезненную «выворотность» невостребованных чувств и напряженную судорогу одиночества. Он же, Зилов, мучительно барахтался в экзистенциальной пустоте, неспособный ответить взаимностью ни своим партнершам, ни самой жизни. Станцевалась гротесковая и щемящая история про то, что холодное сердце никто не согреет извне, как бы ни старался. Любовь невозможно получить «на халяву», ее надо выстрадать из собственных глубин.

Еще экстремальнее выглядел отважный постановочный опыт московской «Школы драматического искусства», которая замахнулась на инсценировку поэмы Лермонтова «Мцыри». Нетленный текст новаторы проиллюстрировали в стилистике physical theater, где сочетаются контактная импровизация, элементы боевых искусств и танец. На показе этого спектакля во второй день фестиваля народу было битком. Уникальное зрелище того заслуживало. Зрителей не разочаровали ни красивые экзотические декорации, ни специально для редкого действа написанная музыка Александра Маноцкова, аутентичная грузинским напевам и церковной хоральной традиции, ни пластический рисунок мизансцен, взрывающий все привычные представления о сценическом движении.

Фото Марины Свининой

Постановка невероятно трудоемкая, требующая от актеров большой самоотдачи. Им пришлось проживать драму лермонтовского героя в сложнейших пластико-хореографических пароксизмах, порой выражая глубокие психологические состояния исключительно реакциями тела. Артисты в этом удивительном сценическом приключении выражают себя через жесты, асаны, акробатические фигуры, декламируют и поют. Их уникальную работу смело можно адресовать товарищам по цеху как мастер-класс по синтезу разных средств театральной изобразительности. Вот только в этом причудливом сплаве камнем пошел ко дну Лермонтов, рассыпался хрупкий, музыкальный строй его упоительной поэтической строки, угасла несравненная орнаментальность текста, разорванного, расчлененного в угоду ломаному ритму силовых приемов. Простительно ли это, не чрезмерна ли цена нестандартного подхода к первоисточнику?

Публика разделилась во мнениях. Я оказалась среди тех, кто не простил «расчленёнки» гениального поэта.

Фото Марины Свининой

Гости из Сеула – южнокорейский театр «Myung Pum» сумел поразить нас особенной формой театрального зрелища, которой у нас давно уже нет, напоминающей традиции европейского площадного дель арте, нашего исторического ярмарочного райка или скоморошьего действа. Они рассказали простую историю молодого батрака в колониальной Корее, вынужденного работать на эксплуататора ради любви к обещанной ему невесте. Артисты так выпукло доносили до зрителя прозрачные смыслы с помощью масок, пластики, залихватского перепрыгивания через резиночку, которым все мы когда-то грешили на школьных переменках, что, наверное, даже титры были избыточными, все легко читалось и без них. Представление запомнилось как яркое, свежее и активное, заразило своим задором и азартом.

Для умных чутких душ

«Наш фестиваль – это прежде всего умный фестиваль для умных зрителей», – так охарактеризовал вампиловский традиционный форум его знаменосец, директор фестивальной площадки – драмтеатра им. Н.П. Охлопкова Анатолий Стрельцов. Анатолий Стрельцов уверен, что театр может быть любым, пускаться в самые невероятные изыски, но сохранять при этом главное – посвящение человеку, его сложному внутреннему миру, его поискам истины и света в жестком и напряженном современном мире. Вот почему эксперты фестиваля стараются отбирать участников со спектаклями, несущими весомый смысловой заряд, богатое гуманистическое наполнение. И такими спектаклями порадовал нынешний праздник современной драматургии.

Конечно, к ним следует отнести искреннюю, добрую, исполненную сердечного тепла постановку «Старшего сына», которой питерский государственный театр «Мастерская» под управлением заслуженного деятеля искусств России Григория Козлова открыл вампиловские дни в Иркутске. Чувствуется, что эта пьеса для молодой труппы дорога и любима. Особенно подкупает импровизированный пролог к спектаклю, когда ребята доверительно рассказывают нам, зрителям, о своих родителях, мамах и папах, бабушках и дедушках. Кто-то из них, как и Сарафанов в сочиненной драматургом истории, прошел дорогами войны, не растеряв человечности, доброты и чуткости. Постановка посвящена этим людям, родным, прожившим долгую непростую жизнь, тем, кто завещал нам свои чистые, непоказные ценности.

Фото Марины Свининой

Сильно тронула пьеса «Моя Марусечка» по повести Александры Васильевой, поставленная в Черемховском театре им. В.П. Гуркина режиссером Татьяной Уфимцевой. Эта пронзительная история о пожилой деревенской женщине, прожившей, в общем-то, беспросветную жизнь. В тяжкой работе, в нищете, в горестях. И в своем безграничном смирении перед бедами и тяготами сохранила чистое сердце. Безотказная труженица, одна из тех редких людей, на которых, как говорят, все ездят, она от скудных своих заработков разнорабочего в сельпо выкраивает на посылочку горячо любимому племяннику, угодившему в тюрьму. Ему она посвятила свою жизнь, когда схоронила сестру, а следом и мать. Черемховские актеры, молодые, азартные, рассказали и показали нам жизнь Марусечки очень трепетно. И хотя героиня нелепо погибает, грусть смягчает свет простой и высокой истины, что даже в самой горькой судьбе можно терпеть, прощать, любить, спасать.

А можно убить любовь, как это случилось в семье Вассы Железновой. Первую версию этой пьесы Максима Горького в спектакле «Наследство» привез на фестиваль Сахалинский международный театральный центр им. А.П. Чехова. С этим вариантом «Вассы», лишенным темы классовой борьбы, южносахалинцы сумели поведать нам страшную драму разрушения самых близких родственных связей. Радея о наследстве, героиня губит в своих детях живые человеческие чувства. Спектакль в постановке Антона Коваленко получился очень цельный. Все в нем работало на раскрытие главной идеи, гениальная сценография художника-постановщика Арсения Радькова, работа художника по свету Романа Литвиненко создали атмосферу сгущающегося мрака, в которой мучаются, грешат, теряют себя и даже убивают друг друга домочадцы властной Вассы. Актеры играют с большим накалом, так что у зрителя появляется ощущение почти физической усталости. Усиливают мрачный колорит лампадный ряд вглубь сцены во втором действии, глухая чернота всех без исключения костюмов, мерные звуки периодически бьющего колокола. Траур по живой человеческой душе не оставляет никакого катарсиса. Так распорядился драматург. Финальная мольба героини, обращенная к дочери и невестке: «А вы хоть немножечко любите меня!»,– которую актриса Любовь Овсянникова произносит в поверженном навзничь состоянии, звучит беспомощно и жалко. Этот лепет заглушает финальная музыка, и с опустившегося занавеса смотрит в зал безликая богородица.

Очень тепло приняли зрители Современный художественный театр из Минска с любимой пьесой нашего земляка Владимира Гуркина «Любовь и голуби». В историю, известную нам наизусть, минчане привнесли особую задушевность и поэзию. Мирнинский театр замахнулся на творение современного американского автора Чарльза Мори «Балаган», а показал спектакль, в общем-то, про себя: про маленький театрик в сарае в какой-то глуши, безденежный, но отважно готовящий свои постановки, которые – о чудо! – оказываются нужны зрителям! Мирнинцы органично присвоили американский текст, согрели его убедительностью своих переживаний, какой-то доверительностью интонаций и самоиронии, песнями Юлия Кима. Сыграли с настроением, особенно много юмора было во втором акте. Как завершение фестиваля спектакль оказался в тему. Особенно финальный зонг:

И пошла под гром оваций

Перемена декораций –

Здравствуй, новый балаган!

А мы прощаемся с фестивалем, который вернется к нам через два года, чтобы подарить россыпи ярких театральных впечатлений.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру