Наскальные послания

Художник Владимир Щербинин пытается проникнуть в ментальные тайны тысячелетий

В Иркутске в музее рок-н-ролла открылась персональная выставка художника-самоучки и кандидата психологических наук Владимира Щербинина «Дыхание тысячелетий», которая посвящена одному из самых важных научных открытий ушедшего года, когда были обнаружены наскальные рисунки в пещерах острова Сулавеси в Индонезии. На выставке, которая продлится до 18 апреля, представлена 31 картина. Большая часть из них написана в творческой командировке художника в Шалаболинскую писаницу, расположенную на берегу реки Тубы, правого притока Енисея, которую он посетил летом 2014 года. Кроме того, на выставке представлены полотна, написанные художником за последний год. За основу большинства полотен этого цикла взяты наскальные рисунки, появившиеся 18-20 тысяч лет назад, притом что самым древним рисункам, обнаруженным в прошлом году в Индонезии, не менее 40 тысяч лет. На выставке также представлено множество пейзажных работ, в которых чувствуется трепетное отношение автора к природе. Владимир Щербинин достаточно разноплановый художник, кроме пейзажей и графики им написано множество натюрмортов, сюжетно-событийных картин и портретов, главная цель которых передать не внешнее сходство, а внутреннее состояние человека, изображенного на портрете. Он всегда ищет возможность для самосовершенствования, постоянно находит что-то новое не только для себя, но и для созерцателей своего творчества.

Художник Владимир Щербинин пытается проникнуть в ментальные тайны тысячелетий
Фотография автора

«Мне всегда было интересно, как древние люди видели мир, как его изображали. Когда они это делали, они даже не могли себе представить, что через столько лет мы на это будем смотреть, — рассказал Владимир Щербинин. — Сначала я заинтересовался работами красноярского этнографа Александра Заики. Он ездил с экспедициями по берегам Енисея, по Ангаре, по различным пещерам. Он издал целую монографию, которую я и взял за основу. А потом родилась идея съездить в писаницу самому, вот только осуществить ее удалось лишь со второго раза. Когда мы ездили туда впервые, мы попросту не смогли ее найти. Во второй раз мы подготовились лучше и достигли своей цели».

Владимир Щербинин признался, что его совершенно не волнует судьба полотен после выставки, потому что он собирается работать над другими картинами, и наверняка это будет что-то новое, ранее неизвестное поклонникам его творчества. Помимо картин художник пишет рассказы и имеет уже два сборника. На выставке был презентован небольшой отчет о поездке в Шалаболинскую писаницу.

Петроглифы Владимиром Щербининым были вписаны в пейзажи, созданные в командировке, только дома, потому что в поездке не было возможности воспользоваться эпидиаскопом, который помог художнику более точно передать на своих картинах то, что он видел своими глазами и смог сфотографировать. Также эпидиаскоп пригодился и для работы с монографией этнографа Александра Заики.

Владимир Щербинин. Фотография автора

— Не все люди могут сами съездить в Шалаболинскую писаницу и посмотреть на это, а с помощью моих картин им откроется что-то новое и ранее непознанное, — утверждает художник. — Удивительно, что уже тогда у людей была потребность что-то изображать, творить. Даже на заре человечества люди задумывались о своем происхождении, о том, кто их сотворил, с какой целью они живут и какой в этой жизни смысл. Человек начал что-то делать, стал творцом, и в этом он видит ответ на вопрос «Для чего я пришел в этот мир?». Он понял, что он может творить подобно тому, как когда-то сотворили его. Это такая же потребность, как принимать пищу и двигаться.

Владимир Щербинин считает, что благодаря наскальным рисункам мы смогли узнать, что выражение эмоций и желание выделиться всегда были присущи человеку. Древние люди видели рога только у животных и считали себя ущербными в этом плане, поэтому украшали себя рогами животных подобно тому, как индейцы украшали себя перьями. Так они придавали себе определенный статус. Петроглифы изображают множество лиц, и все они разные. Кто-то наивно улыбается, кто-то удивлен, кто-то заинтересован, но чаще всего можно встретить злые и агрессивные лица.

— На многих рисунках изображены сцены драк, сражений, — рассказал художник. — Тогда агрессия была естественной и необходимой для выживания. А сейчас настало время от нее освобождаться, но мы придумываем все новое оружие, меняем топоры на бомбы. Столько времени прошло, окружающий мир изменился кардинально, но только не человек. Мы до сих пор уничтожаем друг друга, как дикари.

«Каждая работа Владимира Щербинина – это эмоциональный всплеск, — считает куратор выставки Светлана Кононюк. — У него огромное количество работ, я знаю не менее 350 его полотен, которые совершенно не похожи друг на друга, но подобных картин, написанных с наскальных рисунков, у художника до творческой командировки не было. Его работы дважды выставлялись в Иркутском областном художественном музее, а также во Владивостоке и Абакане, на последней выставке было представлено порядка 90 картин. Мы используем любую возможность для выставок. Мы отправляли работы в Нью-Йорк, отзывы о них очень хорошие, люди готовы идти на сотрудничество в плане продвижения, поскольку художник, безусловно, талантлив».

Владимир Щербинин перед поступлением в аспирантуру по психологии в Иркутске окончил физико-математический факультет в Красноярске, где родился и вырос, успел заочно поучиться в Москве и поработать в красноярском университете. Сам он признался, что оба образования помогают ему в живописи и позволяют смотреть на вещи под разными углами, понять себя, других людей, природу. Друзья художника, посетившие открытие выставки, отмечают, что он удивительный человек, который сочетает контрасты не только в своих работах, но и внутри себя.

Фотография автора

— Перед нами самородок, не зашоренный никакой школой. Им движет только одна свобода, он с природой на «ты», — считает старший научный сотрудник Иркутского областного художественного музея, искусствовед Тамара Драница. — Когда мы познакомились, я сразу поняла, что передо мною настоящий художник. Я не могла ошибиться, потому что у меня сорокалетний стаж. Владимир Васильевич никогда не зазнается, потому что в его положении свободного человека при малейшем зазнайстве свобода эта улетит в трубу. Чем большего он от себя будет требовать, тем большего добьется.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру