Собачий секвестр

Вопрос бродячих животных оказался обществу не по карману

Решение «собачьего вопроса» в Иркутской области окончательно зашло в тупик. Последний год сопровождался громкими скандалами, обличительными заявлениями зоозащитников в адрес питомников и гибелью безвинных животных при странных обстоятельствах. Собак крали из питомников, прятали и, наконец, заживо сожгли. Очевидно, что вся эта возня вокруг бездомных животных стала результатом конкурентной борьбы за скудные финансовые средства, которые власти выделяют на их содержание. Расторжение властями Иркутска договора на отлов животных со «Сталкером» и выявленные, по данным ветслужбы региона, службой государственного финансового контроля Приангарья грубые нарушения в деятельности известного в городе питомника «К-9» тому подтверждение. И, казалось бы, после всего этого должны последовать срочные радикальные меры для наведения в собачьем вопросе порядка. Однако все вышло совсем наоборот. Порядка как не было, так и нет, а денег стало еще меньше, а вопросов еще больше.

Вопрос бродячих животных оказался обществу не по карману

С этого года средства на отлов и содержание бездомных собак резко секвестированы. То есть формально сумма осталась практически прежней, но теперь она предназначена не для 16 муниципалитетов, как в прошлом году, а для 42. Из-за того, что денег по факту стало меньше, муниципалитеты вынуждены были изменить схему расчетов с исполнителями. Если раньше выплаты производились на каждую собаку в размере 4 тыс. 25 рублей, независимо от срока ее нахождения в питомнике, и никто не контролировал, действительно ли она находится там, то теперь содержание собаки в питомнике считается посуточно. Иными словами, питомник получит 13 рублей 42 копейки, умноженные на количество дней, проведенных животным в питомнике.

Реакцией на это нововведение стала резкая критика со стороны зоозащитников, которые заявили, что покрыть из этой суммы реальные расходы на содержание собак питомники не в состоянии. Хотя и без зоозащитников совершенно очевидно, что отлов агрессивных животных в этом году рискует окончательно накрыться медным тазом. По причине заниженной цены контрактов, при которой его условия становятся невыполнимыми, руководство питомника «К-9» решило обратиться в Федеральную антимонопольную службу для отмены планирующихся аукционов на определение подрядчиков в муниципалитетах Приангарья.

— Новая схема расчетов мотивирует питомники не находить отловленным животным новых хозяев, а держать их максимально возможный срок — шесть месяцев, после чего выпускать, чтобы получить всю сумму за содержание, — подчеркнул владелец питомника «К-9» Вячеслав Славин. — Еще можно прибегнуть к каким-то махинациям, приписывать себе пойманных животных, найти заинтересованного ветеринарного врача, чтобы он зафиксировал 90%-й падеж — тогда этих денег, возможно, хватит. Мы не будем этого делать, а добьемся вместо этого отмены аукционов с заниженной стоимостью.

Собачье дежавю

Вопрос отлова бездомных животных тупиковый по определению. Два года назад, в феврале 2013-го, управление ФАС по Приангарью уже отменяло аукцион на отлов бездомных животных в Иркутске, а позже тратить бюджетные деньги на поимку уличных псов администрации областного центра запретила прокуратура из-за отсутствия у муниципалитетов таких полномочий. В условиях настоящей животной истерии, когда бродяги не давали иркутянам проходу, вследствие чего собак начали травить догхантеры, решение было найдено. Институт законодательства и правовой информации им. М.М. Сперанского разработал два законопроекта о порядке отлова и содержания бездомных животных и передаче этих полномочий на местный уровень. В ноябре позапрошлого года оба закона были приняты областным Заксобранием.

Вскоре после отыгранных аукционов, летом 2014-го грянули первые «собачьи скандалы». При переезде одного из субподрядчиков иркутского МУП «Горзеленхоз» — приюта «Сталкер» из села Смоленщина в деревню Московщина из него в неизвестном направлении скрылись сорок собак и десять кошек. Загадочное исчезновение сопровождалось взаимными обвинениями зоозащитников и руководства питомника, а виновники произошедшего, несмотря на заявление о происшествии в полицию, так и не были установлены. На происшествия отреагировал лишь «Горзеленхоз», расторгнув после проверки численности отловленных собак контракт с питомником. В конце зимы недовольство волонтеров работой «Сталкера» дошло до того, что они открыто вывезли из питомника около 70 животных. А через пару дней собаки погибли в огне на частной ферме недалеко от деревни Ширяева вместе с содержавшимися там свиньями. По данным пресс-службы ГУ МВД России по Приангарью, причины трагедии сейчас расследуются правоохранителями, но ни источник возгорания, ни подозреваемые пока не обнаружены.

Причины, по которым зоозащитники активно критикуют «Сталкер» и постоянно строчат жалобы на этот питомник в надзорные органы, вроде бы понятны. Из организаций, выполняющих муниципальные контракты на отлов собак в Иркутске, он действительно выглядит самым скромным по части созданных для четвероногих условий. Там организована полевая кухня, где между двух рядов вольеров, в каждом из которых сидит по несколько собак, на костре варят кашу. А новорожденные щенки сидят вместе с другими животными на морозе — из теплых помещений установлен только вагончик для работников. В то же время в приюте «Пять звезд» в деревне Карлук клеток для собак значительно больше, они хоть и меньше по площади, но зато одноместные, а в К-9 в Правобережном округе Иркутска для псов создана обширная и все разрастающаяся инфраструктура – теплое помещение для щенков, карантинное отделение, ветеринарный блок.

Однако сотрудники службы ветеринарии Иркутской области прозрачно намекают на то, что активность зоозащитников — это один из приемов конкурентной борьбы. «Два года назад не выделялось денег на отлов и содержание собак. Как только эти деньги появились, сразу же появились люди, которые захотели этот процесс контролировать, нам стали бесконечно писать жалобы, — рассказал «МК Байкал» руководитель службы ветеринарии Иркутской области Борис Балыбердин. — Они ставят перед собой задачу защищать животных, но почему-то только собак. Никто не говорит о коровах, лошадях, о медведе, которого, по нашим данным, держат в К-9 для притравки. Видно, что это люди защищают вполне определенные интересы».

Но коровы не бродят без надзора по улицам, их не травят, а бережно хранят как ценную собственность. Войны зоозащитников с питомниками пылают в Иркутске давно, по меньшей мере, с 2008 года. Еще до всяких законодательных изменений Иркутское общество защиты животных во главе с председателем организации Татьяной Вадиковской обвиняло руководителя «Пяти звезд» Александра Солдатова чуть ли не в живодерстве и сделало все для того, чтобы администрация Иркутска не продлила контракт с этим приютом.

Не сошлись цифры

Итак, зоозащитники выступают против «Сталкера», который несмотря на многочисленные скандалы, поддерживает ветслужба региона. Питомник «Пять звезд», на который зоозащитники давно точат зуб, в этом конфликте умудрился остаться в стороне. В этой связи чиновники-ветеринары с удовольствием делятся появившемся недавно «компроматом» на «К-9» — результатами проверки службы государственного финансового контроля Иркутской области, которая исследовала деятельность питомников за 2014 год в нескольких муниципалитетах региона.

— В ходе проверок службой финансового контроля с нашим участием выявлены многочисленные нарушения в части отлова и содержания безнадзорных животных, — подчеркнул Борис Балыбердин. — К примеру, в Иркутске «Горзеленхоз» выиграл контракт, выбрал в качестве подрядчика «К-9» и заплатил за мониторинг численности собак по городу около миллиона рублей. Этот мониторинг проводила одна из зоозащитниц. Или, например, был случай, когда «К-9» по документам кастрировал собаку, которая давно умерла. Может быть, это не было сделано намеренно, но факты такие есть. Или документы о вакцинировании собак подписывал врач, который уже несколько месяцев числился уволенным.

По словам владельца «К-9» Вячеслава Славина, все выявленные финансовые нарушения носят формальный характер и никак не влияют на состояние самих питомцев. «Сотрудники службы финконтроля совместно с ветслужбой придирались к каждой мелочи, каждой закорючке. И за их отсутствие ставили отметки в акте о найденных нарушениях. И это в год, когда этот проект был пилотным для всех участников этого процесса, — рассказал Вячеслав Славин. — Они настаивают на том, что собаки должны содержаться в питомнике в течение шести месяцев, после чего выпускаться на улицу, и тогда работы будут считаться выполненными. Мы считаем, что задача питомника — прежде всего, находить для животных новых хозяев».

Наиболее серьезным из всех выявленных нарушений, по мнению ветслужбы, является то, что подрядчики чаще всего отлавливали не взрослых агрессивных собак, которые представляют реальную опасность на улице, а щенков. «К сожалению, количество укусов за прошедший год у нас не уменьшилось, оно осталось на том же уровне, — отметил Борис Балыбердин. — Мы сегодня видим, что в основном отлавливаются животные, которых легко поймать».

Перекрыли финансирование

Создавшаяся вокруг отлова собак в регионе нездоровая ситуация, должна была заставить законодателей и надзорные органы задуматься об эффективности принятых законов. Вероятно, необходимо пересмотреть порядок отлова и содержания животных и контроль этого процесса, чтобы финансовые махинации выявлялись не в конце года, а обнаруживались и устранялись в рабочем порядке. Однако депутаты Законодательного собрания региона в конце прошлого года внесли в областное законодательство об отлове собак совершенное иные поправки — о резком сокращении финансирования этого процесса в пересчете на один муниципалитет. Мало того, что из бюджета в текущем году решено было выделить 30 вместо 32 млн рублей, как это было в прошлом году, так еще и число городов и районов, где будет идти отлов, увеличили с 16 до 42.

Разумеется, и в местных администрациях были вынуждены затянуть пояса и начать сокращать затраты при расчетах с подрядчиками. «В прошлом году в среднем на одно животное выделялась та же сумма, что и сейчас, 4 тыс. 25 рублей. Для нас она изначально была низкой. Но мы экономили средства за счет того, что передавали животных новым владельцам, а также из-за естественного падежа. Деньги за пристроенных и умерших животных выплачивались в полном объеме, — отметил Вячеслав Славин. — Сейчас оплата будет не за каждое животное, а по количеству дней, проведенных им в питомнике. Например, за месяц — 390 рублей, за два дня — 26 рублей».

Таким образом, возник не применявшийся в прошлом году «прожиточный минимум» на одну собаку — 13 рублей 42 копейки в день. «Без помощи волонтеров, которые помогают кормами, мы не сможем содержать собаку на 13 рублей, — констатировал Александр Солдатов. — Сейчас они делают около 70% всей работы в нашем питомнике по кормлению собак и уходу за ними. Нужно как минимум 30-40 рублей в день». «13 рублей — это вообще ни о чем. При таких расценках нет даже смысла выходить на тендер. Зачем работать себе в убыток? Мы и так почти ничего не зарабатываем, — согласился с коллегой руководитель «Сталкера» Денис Воронцов. — Может быть, проще будет заниматься платными отловами по вызову».

Зоозащитников возмутила и еще одна статья расхода на одну собаку. «В этих расценках указано 500 рублей на кастрацию и стерилизацию. Но эти процедуры сегодня у любых ветеринаров стоят несколько тысяч рублей. Куда мы можем отправлять владельцев домашних питомцев, которые к нам обращаются, чтобы за эту сумму стерилизовать, кастрировать собак? — поинтересовалась председатель Иркутской региональной благотворительной зоозащитной общественной организации «Земляне» Татьяна Овсянникова. — Этого не хватит даже на наркоз, необходимые препараты и расходники, не говоря о работе ветеринара».

По мнению заместителя службы ветеринарии Иркутской области Николая Лазарева, эта сумма вполне может покрыть расходы, если у питомника в штате есть ветеринар. «Понятно, что если организация собирается заниматься отловом, она должна содержать врача. Если врачу платить 15 тыс. рублей в месяц, он может делать стерилизацию и кастрацию хоть ста животных», — уверен Николай Лазарев. Глава ветслужбы предложил питомникам, не довольным предложенным расценками, еще более кардинальное решение. «Если вас не устраивает эта цена и вы видите, что не сможете покрыть из нее своих расходы, вы можете просто не участвовать», — заявил Борис Балыбердин.

В ответ на это Вячеслав Славин пообещал обратиться в Федеральную антимонопольную службу для отмены аукционов на определение подрядчиков по отлову бродячих животных, которые планируется провести в муниципалитетах региона. Его намерение также поддержали зоозащитники из «Землян», которые планируют передать в ФАС аналогичное обращение, поскольку опасаются, что контракты попросту заберут люди, которые кормить отловленных собак и не планируют.

Спасительные поправки

Впрочем, некоторые шаги для спасения существующей ситуации ветслужба с подачи питомников и зоозащитников все-таки озвучила. Так, надзорный орган заявил о намерении внести в ЗС региона инициативу о внесении поправок в областное законодательство об отлове безнадзорных животных, чтобы получить возможность вживлять чипы пойманным бродячим собакам. Это должно позволить контролирующим органам, наконец, начать вести полноценный учет отловленного поголовья и исключит махинации с цифрами.

Кроме того, служба решила выступить и еще с одной законодательной инициативой. Ведомство будет добиваться повышения платы за содержание одной собаки с 2,4 до 3,2 тыс. рублей. «Пойманную собаку нужно кормить в течение шести месяцев, а сейчас на это направляется всего 2,4 тыс. рублей», — сжалился Борис Балыбердин. По его словам, для этого предлагается сократить расходы на отлов животных с 987 до 200 рублей на одну собаку и перераспределить средства на статью содержания животного.

Иными словами, ветеринары считают возможным сократить статью расходов на одну отловленную бездомную собаку сразу практически в пять раз. Один этот факт ставит под сомнение все существующие расчеты стоимости этих работ. Похоже, что это является лишним подтверждением того, что эти цифры изначально были взяты с потолка.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру