Региональные власти, сославшись на утвержденный генплан застройки Иркутска, предложили общине рассмотреть возможность предоставления участка для постройки культового здания в другом месте. Именно таким образом в свое время был решен вопрос, например, с католическим приходом. Католики приняли компромисс, освободили Польский костел, некогда принадлежащий их предшественникам, и вновь отстроили кафедральный собор на предоставленной площади в Студгородке. Адептов аугсбургского исповедания подобный сценарий не устраивает. Им вынь да положь гектар с гаком земли на пересечении улиц Карла Маркса и Ленина, той самой земли, где, как по заказу, воздвигнут памятник вождю мировой революции, который сегодня многими воспринимается как жупел тоталитаризма и красного террора. На редкость выгодный расклад для идеологических спекуляций.
Но если в стремлении снести памятник Ленину члены новоявленной христианской деноминации оказались пионерами в нашей толерантной и мирной провинции, то в покушениях на генплан застройки областного центра в угоду своим интересам они явно не оригинальны. Жажда торжества исторической справедливости со стороны скоропостижно возникшей новолютеранской общины со считанным числом членов вызвала как минимум недоумение и смятение со стороны представителей других городских конфессий, которые, пожалуй, имеют не меньшее, чем лютеране, моральное право требовать от государства компенсаций и контрибуций.
Первыми ожидаемо и незамедлительно в боевую стойку встали областные активисты КПРФ. На сайте регионального отделения партии появился эмоциональный ответ на «провокацию лениноборцев», так сами их назвали коммунисты. «Сегодня стало известно, что некие иркутяне (то ли представители лютеранской общины, то ли просто городские сумасшедшие) разместили в интернете петицию, в которой призывают снести памятник В.И. Ленину на углу улиц Ленина и К. Маркса и восстановить на этом месте когда-то существовавшую лютеранскую кирху. Напомним, памятник Ленину работы скульптора Томского стоит на этом месте с 1952 года, то есть уже больше 60 лет – дольше, чем простояла кирха (построена в 1885 году, закрыта в 1937). Так что, конечно, данный монумент является никак не менее историческим объектом, чем бывшая кирха».
Возникла дилемма: храм или колосс вождя пролетарской диктатуры, духовная святыня или монумент эпохи тоталитаризма? Кто кого? Кто за кого? Стенка на стенку, не стой в стороне.
Кому выгодна «дуэль памятников»? Посмотрим на вещи без пафоса и сантиментов.
Ангел нашептал
Как объяснила нам Ольга Федорова, являющаяся председателем приходского совета общины лютеран аугсбургского исповедания, толчок к организации интернет-опроса на сайте change.org в пользу воссоздания немецкой кирхи ценой демонтажа памятника Ильичу она получила в молитве во время рождественского поста. «Я перед Богом хожу, а не перед людьми, я от Него слово приняла, – говорит христианка. – Вот и делаю, как мне сказано: «… делай все, что может рука твоя». А что касается мнений в защиту памятника Ленину – богоборцу и карателю верующих, это, мол, объект исторической памяти советских людей, так пусть и поставят его в Пивоварихе, на месте захоронения невинно убиенных жертв репрессий, пусть помнят, если хотят». Так вот послушаешь Ольгу Алексеевну, посмотришь в ее ясные очи да и прослезишься, да и содрогнешься в сердце своем. «Верните городу его историю. Разрешите воссоздание лютеранской кирхи Вознесения Господня на его прежнем месте», – так озаглавила она свое виртуальное обращение к властям. Организаторы акции объявили о намерении направить результаты голосования в правительство Иркутской области, а именно в министерство имущественных отношений и министерство культуры, в Общественную палату Иркутской области и городскую Думу областного центра. По состоянию на 19 января идея Ольги Федоровой собрала на интернет-ресурсе change.org 160 подписей. В петиции с побуждением откорректировать генплан Иркутска, адресованной депутатам городской Думы, инициаторы почина формулируют свою позицию с большой страстью: «остановить надругательство над святым местом».
«Что такое генплан?! – горячо восклицает куратор иркутских новолютеран – епископ Северо-Западного округа Евангелическо-лютеранской церкви аугсбургского исповедания Игорь Князев в телефонном разговоре с корреспондентом «МК Байкал». – Это что – Библия, священное писание, истина в последней инстанции, высеченная на скрижалях?! Мы направили обращение в Думу Иркутска с предложением пересмотреть генплан застройки и внести в него изменения, которые позволили бы строить кирху именно в том месте, где первоначально насадил ее Господь. Всяческие ссылки чиновников на городское планирование или на утрату проектной документации на разрушенное здание храма – это беззастенчивые отговорки, чтобы ничего не делать самим и не позволить сделать людям».
Святой отец заявил, что аугсбургские лютеране «не оставят эту тему» и будут добиваться своего. Каким образом они будут это делать, пока непонятно, тем более что Евангелическо-лютеранский приход Святой Марии во главе с его настоятелем Альбертом Мазуренко, который давно действует в Иркутске на основании официальной регистрации в 1999 году и, кроме иркутских верующих, объединяет лютеран в других городах и весях области, ни о каком крестовом походе против пролетарского вождя и не помышлял. Более того, решительно его не поддерживает.
– Мне, как и моим прихожанам, странно наблюдать такие далеко идущие амбиции у малочисленного состава недавно зарегистрированной общины. Мы работали с населением на протяжении практически двадцати лет, создавая положительный образ лютеранства. И вдруг объявляются новички и провозглашают грандиозные планы, – сказал «МК Байкал» отец Альберт Мазуренко. – Причем к дореволюционной лютеранской традиции в Приангарье они не имеют никакого отношения. А традиция эта сильна и украшена славными именами. Вспомнить хотя бы Лоренца Ланга – руководителя Иркутской провинции, Карла фон Фрауендорфа – первого губернатора Иркутской губернии, объединявшей в XVIII веке огромную территорию с частью Красноярского края, Якутией и даже Аляской. Грех не упомянуть фамилии генерал-губернатора Ивана Якоби, организатора и участника походов на Дальний Восток Якова Линденау, основателя Иркутского краеведческого музея Эрика Лаксмана и многих-многих других видных государственных и общественных деятелей.
По словам отца Альберта, лютеране прихода Святой Марии были бы рады увидеть возрожденную кирху на ее прежнем месте, но только не ценой сноса памятника, который стоит там на протяжении десятилетий. «Мы не сторонники разрушений. Зачем? В отместку за то, что когда-то недруги снесли наш храм? Это порочный круг. Исторический облик города меняется естественным путем и отражает перемены в общественном сознании, перемены в настроениях большинства жителей. Это естественный и долгосрочный эволюционный процесс. Попытки его форсировать чаще приносят вред, нежели пользу. Мы революций не хотим», – подчеркнул отец Альберт.
Федот да не тот
Итак, «святое воинство» из 25 человек, двинувшееся Ленину на абордаж, вовсе не те лютеране, которых мы знали в Иркутске до сих пор. Кто же они, откуда обрушились на голову коммунистов и региональных властей? Евангелическо-лютеранская церковь Ингрии в России, к которой принадлежит иркутский приход Святой Марии, действовала на территории нашего отечества с 1611 года, при советской власти была гонима и совсем запрещена в 30-е годы, возрождаться начала в 70-е. Кроме нее, духовным окормлением верующих занимается также Евангелическо-лютеранская церковь, негласно именуемая немецкой.
Лютеране, которые сегодня в Иркутске бойко грозят гранитному Ильичу, ни к первым, ни ко вторым отношения не имеют. Они появились в областном центре прошлым летом. Верховенство этой новой в России протестантской общности сосредоточено в Москве и было зарегистрировано в 2007 году. Возглавили ее пастыри, которых старые лютеране лишили сана, – самопровозглашенные, как пояснил нам отец Альберт Мазуренко, епископы Константин Андреев и Владимир Пудов. Они же и начали активную деятельность по «лютеранизации всея Руси» и добрались и до нашего порога. Сразу после регистрации новолютеране провели рядом с памятником Ленину, на месте бывшего храма, молебен, где провозгласили курс на возрождение лютеранства в Восточной Сибири, освятили землю под будущий христианский поселок в Хомутово, съездили с евангелизацией в Ангасолку и совершили миссионерскую поездку в Бурятию.
Традиционные лютеране отмежевались от религиозной практики нового «лютеранства» и отказали ему в правопреемстве, заявив, что самозванцы не могут претендовать на имущество, ранее принадлежавшее этой церкви в российской империи.
По словам отца Альберта, аугсбургцами руководит протестантская деноминация США Миссурийский синод. Однако куратор иркутских новолютеран епископ Игорь Князев в телефонном разговоре с корреспондентом «МК Байкал» категорически опроверг свою причастность к Миссури синоду и другим иностранным религиозным организациям.
Аугсбургские лютеране насчитывают порядка 40 общин. Церковь отличается высокой виртуальной и пропагандистской активностью. Что же касается Игоря Князева, то он иркутянин, которого многие в Иркутске могут вспомнить по работе в печально знаменитом «Финпроме» и в иркутском исполкоме Союза правых сил. Его наместник в Иркутске – Ольга Федорова, предприниматель с экономическим образованием и разносторонним управленческим опытом. Ольга была одним из активистов протестантской церкви харизматического толка «Слово жизни» в Иркутске. Однако, получив ангажемент епископа Игоря Князева на поприще возрождения лютеранства в Приангарье, с готовностью возглавила приход новой деноминации, увидев в этом промысел Господа. Служить возрождению духовно-культурных традиций считает своим призванием.
Такие, стало быть, силы раздувают новые «враждебные вихри» над гранитной головой Ленина, который попрал лакомый кусочек некогда храмовой земли. Остальные привлеченные в новую веру члены общины Вознесения Господня, по сути, переживающей перинатальный период, – это пока аморфная «группа поддержки» дон кихота Князева, атакующего, правда, не ветряные мельницы, а неугодные монументы, а также его оруженосца Федоровой. Только с трудом верится в бескорыстие их духовного порыва. В письме к областному правительству, отосланном Князевым еще до официальной регистрации иркутской аугсбургской общины, недвусмысленно обнажена сверхзадача лютеранских «возрожденцев»: «Очень важным для нас является вопрос возврата имущества (здания, земельного участка), ранее принадлежавшего местной лютеранской общине». Подписант епископ обязуется «обеспечить привлечение финансовых средств для скорейшей реконструкции (постройки) здания кирхи».
Раскусили
Вот он, маленький, но твердый орешек конкретики, любовно укутанный в белые духовные пеленки. Постановочность всей этой высоко духовной драматургии очевидна. Ее целью в который уже по счету раз является многострадальный генеральный план Иркутска. Кроить его не перекроить в угоду все новым экстравагантным аппетитам. Теперь уже на помощь призвали небеса, чтобы оттяпать лакомый кусочек грешной земли. А тут и Ильич под раздачу попал, как эффективный объект для манипулирования чувствами верующих.
– Я, честно говоря, несколько ошарашен публичным выступлением лютеран. Тем более что непонятно, какая именно из общин возбудила эту тему. Среди них самих мы не видим сегодня единства и консолидации. Конечно, нам, католикам, как и другим верующим, нелегко смотреть на памятник Ленину в городе, – говорит отец Владимир Сек – генеральный викарий Иркутского католического прихода Непорочного Сердца Божьей Матери. – Конечно, мы можем только приветствовать возрождение духовных святынь. Но такие вопросы, наверное, разумнее решать в ходе спокойного диалога с органами власти, реально взвешивая все объективные обстоятельства.
Надуманной считает проблему священник Стефан Васков – секретарь епархиального управления Иркутской метрополии Русской православной церкви. По его мнению, непонятно, какие лютеране, чьи имущественные права на территорию бывшей кирхи ничем конкретным не подтверждены, совершили акт популизма, искушающий общественное сознание. «Разумеется, православные служители за восстановление разрушенных церквей и за возрождение духовности, за сохранение исторической памяти. Но все это нельзя отстаивать, вызывая озлобленность и раздоры среди людей», – убежден священник.
Постскриптум
Иисус Христос сказал: «По плодам узнаете их» (Евангелие от Матфея, глава 7, стих 16).
«Плоды духа – любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (послание апостола Павла к галатам, глава 5, стихи 22–23). А все, что ведет к расколу, вражде и распрям, – от лукавого.
И последнее: «Не можете служить Богу и мамоне» (Евангелие от Матфея, глава 6, стих 24, Нагорная проповедь).