— Ирина Викторовна, и все-таки почему вы согласились взвалить на себя этот груз? Вы много лет руководили успешным предприятием, которое сами и поставили на отлаженные производственные рельсы. У вас было все: эффективный бизнес, признание коллег, налаженная, пусть и хлопотная жизнь. И вот вы это все в одночасье ломаете и спешите взвалить на себя неблагодарное дело. Зачем вы стали чиновником?
— Да, я 17 лет заходила в эти министерские двери как директор аграрного предприятия, которое вместе с коллективом (один ведь в поле не воин) выпестовала. И до сих пор мне жалко, что я оставила свое детище, но успокаивает, что коллектив специалистов не подведет. Когда бываю в Усть-Илимске, всегда прихожу в родную «Ангару», до сих пор называю ее родной, потому что это большая часть моей трудовой жизни. А почему согласилась? Так все просто. Конечно, я понимала, что все это чрезвычайно тяжело, ответственно, и то, что я женщина, многие могут воспринять как мою слабость. К тому же само предложение для меня было крайне неожиданным, потому что я всегда думала, что таким, как я, с таким революционным, неудобным характером министерские должности не предлагают. Это предложение именно мне со стороны губернатора Сергея Ерощенко, конечно, было нестандартным решением, но я согласилась, потому что как директор устала от беспорядка. В последнее время так часто меняли аграрных министров, царила такая кадровая чехарда, что наступила даже уже не производственная, а эмоциональная усталость. А для отрасли такая круговерть просто смерть. Сельское хозяйство ведь живой организм, в нем так нельзя: остановил — запустил. Сегодня деньги есть, корову кормишь, завтра денег нет, взял ее да и выключил, как токарный станок. Металл можно на складе закрыть, деталь из него выточить и сложить до лучших времен. Стройку можно заморозить, даже кирпичный завод остановить, хотя это тоже не без последствий. А в аграрном секторе как? Стадо ведь — оно живое, и пахать, сеять, корма добывать необходимо без остановки. Иначе погибнет все. Поэтому срывы финансирования, компанейщина и аврал здесь недопустимы. И вот чтобы это все остановить, необходимо было навести порядок и весь процесс сделать плановым. В аграрном секторе, как ни в каком другом, очень важна перспектива и долгосрочное планирование. Фермер, когда берет инвестиционный кредит на десять лет, должен быть уверен, что в течение этого времени у государства будет понятная политика и она не будет каждый год меняться. А у нас ведь как было? Один год бюджет на миллиард, а на следующий год он рухнул в пять раз до 200 млн. Как жить в такой лихорадке? И вот тогда я себе сказала: сидеть в стороне и сопеть от недовольства не выход. Если предлагают, надо засучить рукава и сделать самой.
— Что было для вас самым сложным, когда вы засучив рукава стали наводить системный порядок в иркутском аграрном хозяйстве?
— Самым сложным, конечно же, было отстоять бюджет, убедить правительство в том, что эти деньги не утекут в песок, не будут разворованы псевдобизнесменами, что они действительно дойдут до реального сектора, до производителя и дадут отдачу. Приходилось объяснять, что нужно стабильное финансирование, понятные, прозрачные правила игры. И вот здесь мне пригодился мой политический опыт, который я приобрела, работая председателем думы Усть-Илимска на неосвобожденной основе. Это мне здорово пригодилось, потому что, как бы я хорошо ни знала проблемы отрасли, работа в правительстве — это все же несколько иное, чем руководить частным предприятием. Работа в муниципальном парламенте научила меня видеть проблемы шире, не только в отраслевом, но и в социальном и гражданском аспекте. Ну и, разумеется, мой бунтарский характер помог. В том смысле, что, когда я защищаю интересы дела, я проявляю особую твердость, тут меня с намеченного пути свернуть очень сложно, но это совсем не значит, что я буду стоять на своем, если не права. Я могу без надрыва, спокойно отступить и встать на сторону оппонента, если его аргументация меня убедила. Однако министерство ничего за эти два с половиной года не смогло бы добиться без поддержки и взаимопонимания губернатора и членов правительства. И это существенно облегчает работу.
— Какой ключевой механизм в работе ведомства вам удалось запустить, что все вдруг ожило, завертелось и житель села смог обрести социальную перспективу?
— Системный, программный подход. Он позволяет нам работать на опережение и решать проблемы в превентивном режиме. У нас в прошлом и в этом году очень спокойно и организованно, без надрыва и авралов прошла посевная. И вот это самый верный признак оздоровления, когда все процессы проистекают планово. Для сельского хозяйства, как я уже говорила, стабильный режим работы главнейшее условие успеха. Все должно быть строго по графику, посевная, уборочная страда должны проводиться в лучшие агротехнические сроки, и к этому времени все должно быть готово. А не бегать, героически преодолевая трудности, в поисках семян для посадки или ГСМ для тракторов. И вот то, что отрасль перестало лихорадить, позволило людям нам поверить. Это, конечно же, пока такие первые робкие попытки, потому что владельцев частных подворий пугают взаимоотношения с властью, но нам уже удалось увеличить число начинающих фермеров, завлекая их государственными программами и проводя конкурсы по субсидированию начинающих фермеров. В прошлом году в таком конкурсе победило 57, а в этом году уже 66 человек. По числу начинающих фермеров мы уже попали в десятку лучших регионов по стране. Своей стратегической целью мы видим приход малого и среднего бизнеса в аграрный сектор экономики, только так можно добиться появления на селе новых современных технологий и улучшения качества труда, а как следствие и повышения уровня жизни. У нас очень много личных подсобных хозяйств в области, в том числе и в Усть-Ордынском округе, и наша задача сделать так, чтобы на их основе были развиты крепкие фермерские хозяйства.
— Но, к сожалению, одними конкурсными субсидиями эту проблему не решить, нужно создавать условия жизни на селе, строить инфраструктуру, нужна мощная государственная поддержка. Она у нас есть?
— Сейчас реализуется много федеральных программ, и в каждой из них мы участвуем. Например, программа «Устойчивое развитие сельских территорий» направлена на создание инфраструктурных объектов социальной сферы. Для многодетных семей при получении грантов учитывается повышающий коэффициент, и это правильно, потому что я считаю, что если ребенок в семье один, то его обязательно вытолкнут в город. А что его ждет в городе? Сидеть охранником в Иркутске, чувствовать себя невостребованным, ненужным, когда можно построить дом, получив поддержку от государства — 70% на строительство жилья, завести хозяйство и заниматься делом, работать на себя, жить настоящей жизнью и детей своих этому же научить. Сегодня фермер может получить стартовый капитал в размере 1,5 млн. Это не много, но и не мало для того, чтобы начать свое дело, закупить технику для заготовки кормов, телок. И хотя фермеры должны составлять бизнес-планы, для того чтобы получить субсидию, их деятельность бизнесом я назвать не могу. Скорей всего, это дело, образ жизни, который надо очень любить. Мы же им всячески помогаем. Предоставить в помощь финансовые ресурсы — это только половина дела. Не менее важно научить технологиям, чтобы фермера не постигло разочарование, как это обычно бывает. Вот мы столкнулись с такой проблемой, когда начинающий фермер думает, что можно любого бычка купить, откормить его, сдать на мясо и заработать. Мы объясняем, что бычок должен быть специальной мясной породы, тогда и среднесуточный прирост у него будет высокий, и доходность выше. А от бычка молочной коровы доходы не получит. Возим фермеров для передачи опыта в передовые хозяйства, вот недавно 60 человек учились в хозяйстве у Аполлона Иванова в Нукутском районе.
— Производство сельскохозяйственной продукции сложный, трудоемкий технологический процесс, но еще сложнее ее реализовать, чтобы окупить затраты и получить доход. Проблему сбыта фермерской продукции тоже ведь надо как-то решать?
— Рынки сбыта — это самый болезненный вопрос. Фермеру очень трудно выходить со своей продукцией на рынок, и в мировой практике этого нет. Нигде в мире фермер не думает о том, как и по какой цене он продаст свой товар, поэтому его не волнуют проблемы конкуренции и демпинга. Он знает, по какой цене он купит семена и по какой цене государство заберет у него товар. У нас на государственном уровне такой выстроенной системы нет, поэтому фермер сам должен заниматься сбытом. Но мы понимаем, что самостоятельно с этой задачей фермеру не справиться. Нужна кооперация, а вот тут все сложно. Кооперироваться мы не любим, в нас это генетически не заложено. Однако с этим необходимо работать, стимулировать кооперацию мерами государственной поддержки. Поэтому сейчас мы готовим нормативные документы по созданию агротехнопарков. Суть их в том, что статус агротехнопарков получат те агрообъединения, где производства будут развиваться по законченному циклу, начиная от производства и заканчивая переработкой продукции и торговлей. Кроме того, губернатором поставлена задача, чтобы объекты социальной сферы закупали продукцию у местных фермеров, мы создаем для этого условия, ведем разъяснительную работу по применению ФЗ №44.
— Как известно, самым проблемным в нашем аграрном секторе является животноводство, то есть те самые коровы, которых невозможно отключить, как токарный станок. Есть ли у нас на этом фронте обнадеживающие прорывы и оптимистические устремления?
— У нас по всей стране очень тяжелое положение и с поголовьем коровьего стада, и в свиноводстве, практически все мясокомбинаты работают на привозном сырье. У нас в регионе до 2012 года производство молока и говядины падало. Введение субсидии на 1 голову молочной коровы позволило нам остановить падение и стабилизировать ситуацию по поголовью и молоку. Удалось остановить и падение производства мяса. На протяжении двух лет мы сохраняем производство на уровне 148 тыс. тонн, а в этом году нам даже удалось добиться прироста на 2,5%. Для развития молочного животноводства мы готовим программу поддержки молочных ферм. И что важно, нам необходимо принимать решение не просто строить новые фермы, но и модернизировать действующие. Да, на них сегодня без слез не взглянешь, но там есть люди, они обладают опытом и знаниями, и этим нельзя разбрасываться. Программа строительства типовых молочных ферм, которая реализуется в области по поручению губернатора с 2013 года, позволит нам сдать в следующем году пять типовых ферм. Из них две в Баяндаевском районе, одну в Эхирит-Булагатском, по одной в Аларском и Тулунском районах. Это будут фермы на 60 голов коров с продуктивностью не менее четырех тонн молока в год на одну голову. Строительство одной фермы, включая оснащение новым оборудованием и частичное приобретение племенного молодняка, обойдется в 17 млн рублей, 12 млн из которых — средства бюджета и 5 млн — средства фермера. До 2020 года согласно этому инвестиционному проекту мы должны построить 40 таких ферм. Кроме того, в области необходимо навести порядок и в зерновом хозяйстве, нужны крупные современные элеваторы для сортировки и хранения зерна. Их необходимо построить в следующем году в тех районах, где у нас, как правило, фермеры выращивают большой урожай.