— Мы выступаем против такого варианта, потому что между двумя жилыми зонами лыжню делать нельзя, — подчеркнул председатель президиума общественной спортивной организации «Федерация лыжных гонок Иркутской области» Александр Щербаков. — Там наверняка будут дороги и тропинки. Те люди, которые будут жить в таком дорогом месте, у воды, наверняка будут ездить на снегоходах и лошадях. В этом месте будет практически невозможно заниматься спортом. Мы собираем подписи лыжников со всей Иркутской области против этой застройки, пишем запросы в прокуратуру и в администрацию района.
Как рассказал «МК Байкал» еще один лыжник, Сергей Мартынов, 15 лет назад окончивший ИрГСХА и с тех пор постоянно посещающий любимую лыжную трассу, на этом спортивном объекте ежегодно проходит около 40 соревнований. Там постоянно тренируются студенты, дети из ДЮСШ Иркутского района и других спортивных школ. «На лыжной трассе в Молодежном проводятся даже соревнования среди детей-инвалидов. Ни одна трасса в Иркутске не способна принять столько же спортивных мероприятий», — подчеркнул спортсмен.
В этом году часть уникальной для Иркутска и его пригорода трассы, по данным Росреестра, оказалась поделена приблизительно на 30 участков, среди владельцев которых значатся, как стало известно общественникам, дети депутата городской думы Иркутска Олега Геевского. А на стартовой поляне трассы, по словам лыжников, возник строительный вагончик. То, что лыжную трассу, которую долгие годы считали собственностью ИрГСХА, отдали под застройку, просто не укладывалось в голове у горожан, которые постоянно на ней занимаются. «Эта трасса должна находиться на федеральной земле под оперативным управлением сельхозакадемии, но федеральные земли оказались каким-то образом в распоряжении Иркутского района. Мы пытались найти ответы на вопрос о том, как земля могла перейти из федеральной в муниципальную собственность. Вся эта история попахивает коррупцией», — отметил Александр Щербаков.
Однако, как удалось выяснить, лыжная трасса расположена на муниципальной земле. И к этой трассе сельхозакадемия, как пояснил «МК Байкал» мэр Иркутского района Игорь Наумов, долгие годы не проявляла никакого интереса. Поэтому когда представители ДНТ «Мысовое» обратились к властям района с просьбой выделить участок на мысе Иркутского водохранилища, чиновники просто не могли им отказать. «Дело в том, что существуют законы, по которым люди имеют право претендовать на участки, не оформленные ни в аренду, ни в собственность», — пояснил Игорь Наумов.
Объяснения главы муниципалитета не устроили лыжников, и они стали писать о своей проблеме во все инстанции, организовали кампанию против застройки лыжни на иркутских форумах. После многочисленных жалоб областным властям и в управление президента РФ региональное правительство поддержало подозрения спортивной общественности о незаконности застройки и коррупционной составляющей в этом процессе и направило письмо на имя прокурора Приангарья Игоря Мельникова с просьбой проверить все факты.
— Безусловно, мы категорически против такого решения, — заявил «МК Байкал» первый заместитель министра физической культуры, спорта и молодежной политики Приангарья Илья Резник. — Администрация Иркутского района не согласовала с нами этот вопрос. Конечно, можно говорить, что это не наша епархия — лыжная трасса относится к сельхозакадемии, а земля под ней муниципальная. Но министерство проводит на этой трассе порядка 30 спортивных мероприятий в год. Безусловно, мы были, мягко говоря, удивлены таким решением и сделали запрос по этому поводу в районную администрацию и в региональную прокуратуру.
Западно-Байкальская межрайонная прокуратура направила протест на постановление администрации о выделении участков в районе лыжной трассы. «Проверка выявила, что участки предоставлены незаконно. Земельный кодекс РФ налагает ограничения на оборот участков во втором поясе водозабора, — подчеркнул природоохранный прокурор Алексей Калинин. — Мы предприняли определенные действия, были внесены представления в адрес районной администрации, но результата это не принесло. Теперь готовится комплекс мер прокурорского реагирования, в том числе обращение в суд с иском к администрации. Будут предприняты и другие меры, которые мы пока не хотим озвучивать».
В районной администрации требования прокуратуры расценивают как не более чем юридические формальности, которые вряд ли помешают строительству коттеджей. «Это очень спорный вопрос, — отметил Игорь Наумов. — Федеральный закон №66 «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» не предусматривает предоставление участков в аренду. А прокуратура настаивает на том, чтобы участки были предоставлены в аренду, поскольку они находятся во втором водоохранном поясе. Мы сейчас совместно с прокуратурой ищем правильные формулировки».
Лыжникам местные власти предложили компромиссный вариант, выгодный главным образом новым владельцам участков, — изменение маршрута трассы с учетом новых жилых зон. «Мы собираемся зафиксировать маршрут трассы, который в настоящее время существует только виртуально, чтобы никто на нее не посягал, — заявил Игорь Наумов. — Мы настроены сохранить спортивную направленность этой территории и, я думаю, даже развить ее». Вопрос о том, почему администрация района вдруг принялась помогать спортивной общественности в оформлении трассы, мэр района объяснил тем, что раньше лыжники не обращались к нему по этому поводу.
В итоге у иркутских лыжников пока остаются лишь надежды на судебное разбирательство. Впрочем, если спор будет идти действительно о юридических формулировках, перспективы отмены застройки лыжной трассы остаются туманными. Виной тому стало бездействие со стороны руководства ИрГСХА, которая за все прошедшие годы не зарегистрировала свое право на лыжную трассу, не пыталась арендовать или вести с администрацией переговоры о передаче лыжной трассы в федеральную собственность. Сам ректор сельхозакадемии Геннадий Такаландзе отказался объяснять журналистам попустительство со стороны вуза, ссылаясь на занятость.
В свою очередь, Минспорта Приангарья также не первый год проводило на лыжной трассе в Молодежном десятки соревнований, в том числе «Лыжню России». Но для областных чиновников почему-то тоже явилось неожиданностью, что региональные спортивные мероприятия проходили, по сути, на бесхозной земле. «Мы были удивлены, что сельхозакадемия не информировала нас по этой ситуации. А раньше никогда проблем с использованием трассы не возникало», — пояснил замминистра.
По словам Ильи Резника, этот инцидент послужил толчком к активизации работы по инвентаризации спортивных объектов в Приангарье. «Мы неоднократно писали обращения в адрес мэров, чтобы они сформировали пакет документов по всем подобным объектам. На этой неделе мы снова разослали им письма, но в этот раз с предупреждением. Если они не откликнутся, мы не будем больше проводить на этих объектах региональные спортивные мероприятия, — подчеркнул замминистра. — Не хотелось бы снова, как сейчас, догонять уходящий поезд».
Между тем, по словам Сергея Мартынова, на территории трассы на днях появились геодезисты, которые проводят измерения для разделения на участки правой части лыжной трассы, которая, по данным общественников, уже не попадает во второй пояс санитарной охраны водозабора.