— В начале прошлого года областное управление ГИБДД сообщило о создании в Иркутске центра оформления ДТП, который открывается по инициативе хорошей компании «Форсайт» и будет работать на благо народа. В действительности оказалось, что все службы аварийных комиссаров должны платить организаторам около 100 тыс. рублей в качестве вступительного взноса и по 50 тыс. ежемесячно. Для многих эти суммы оказалась неподъемными, и большинство служб отказались в этом участвовать, — рассказал президент клуба автомобилистов «А38» Александр Таранов. — Когда же мы направляли участников ДТП с места аварии в батальон полиции, им там рекомендовали центр оформления ДТП, а в нем отказывались оформлять документы, если человек ехал не от аварийных комиссаров «Форсайта» или «Байкала». При этом в этом центре разместили сотрудников, которые могли бы выезжать на вызовы на улицы города.
Избирательная общедоступность
По мнению директора службы «Форсайт» Евгения Лукьянова, такое перераспределение инспекторов полиции, занимающихся оформлением ДТП, вполне логично и соответствует мировой практике, согласно которой стражи правопорядка не выезжают на место ДТП, если в результате аварии не было пострадавших. «Оформление без сотрудников ГИБДД в таких случаях разрешает пункт 2.6 правил дорожного движения. Но когда год назад аварийные комиссары предлагали водителям воспользоваться этой возможностью, и люди узнавали, что им нужно будет ехать в батальон на улице Тимирязева и стоять там в очереди часами на улице, они предпочитали дождаться инспектора, — пояснил Евгений Лукьянов. — Тогда мы собрались вместе со всеми существующие аварийными комиссарами и решили снять помещение, для которого ГИБДД выделила инспекторов».
Когда в апреле прошлого года на улице Верхней Набережной открывался первый центр оформления ДТП, он декларировался как доступный для всех граждан, в том числе и тех, кто не обращался в службу аварийных комиссаров вовсе и оформил схему ДТП самостоятельно. «Однако директор «Форсайта», открывавший этот центр, объявил нам, что для вступления в центр компании нужно делать денежный взнос, после чего платить каждый месяц. Но у нас, например, аварийное комиссарство не является основным направлением деятельности, и существующие объемы таких затрат оправдать не могут, — рассказала директор компании «Флагман» Наталья Рубцова. — Большинство руководителей таких служб тогда также встали и ушли. В итоге центр запускал «Форсайт» и клуб участников дорожного движения «Байкал».
Таким образом, заметная часть потока участников ДТП была перенаправлена из батальона в коммерческий центр. По оценкам Евгения Лукьянова и председателя клуба «Байкал» Алексея Осипова, к концу прошлого года 20-25% ДТП в Иркутске аварийные комиссары оформляли уже без вызова инспекторов полиции на место аварии. Однако коммерческий центр быстро стал работать избирательно, не пуская к «своему» инспектору полиции некоторых водителей. «В центре оформления ДТП два или три раза со скандалом приняли наших клиентов, после чего три раза подряд отказали. Тогда мы просто перестали туда отправлять людей, которые из-за этих отказов разочаровывались в нашей работе», — подчеркнула Наталья Рубцова.
Консультации в одни ворота
По мнению директора «Форсайта», отказ в обращении к инспектору полиции клиентам других служб аварийных комиссаров — это не более чем «рабочая ситуация». И другие участники рынка могли с этим даже смириться, если бы в дополнение к многочасовой очереди в батальон полиции на телефоне дежурной части, до которой временами нельзя было дозвониться по полчаса, не установили автоответчик. «В сообщении на автоответчике предлагалось набрать номер, где диспетчер предлагал вызвать скорую помощь, если есть пострадавшие, а когда звонил участник несерьезного ДТП, его переключали на комиссара. То есть присутствовала коммерческая составляющая», — отметил Александр Таранов.
Установки автоответчика на телефон дежурной части добилось некоммерческое партнерство «Союз автомобилистов Сибири». «Телефон, который звучал на автоответчике, был согласован как консультационный, но трубку по нему брали сотрудники «Форсайта», — добавила Наталья Рубцова. — При этом в саму дежурную часть дозвониться стало невозможно. Один мой сотрудник, например, попал в ДТП, а виновник происшествия скрылся. У него не было выбора кроме как дозваниваться в дежурную часть, что заняло около получаса. За все то время, что он слушал этот автоответчик, у него закончились деньги на балансе».
После этого инцидента директор «Флагмана» обратился с жалобой в управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области. «Дело возбуждено, мы предварительно усмотрели признаки соглашения между государственным органом и хозяйствующим субъектом, — рассказал «МК Байкал» заместитель руководителя регионального УФАС Александр Кулиш. — Но однозначно утверждать, что там будет нарушение, мы пока не можем. Поэтому, чтобы не получилась такая ситуация, что вы об этом проговорите, а мы в итоге прекратим дело, мы пока не даем никаких комментариев по этому поводу».
Участники антимонопольного разбирательства, привлеченные к нему в качестве ответчиков, все обвинения отвергают. «То, что трубку на консультационной линии брал сотрудник «Форсайта» — это откровенная ложь», — заявил Евгений Лукьянов. По словам председателя правления «Союз автомобилистов Сибири» Алексея Шабанова, на консультационной линии никто не давал никаких телефонов аварийных комиссаров. «Смысл этого номера заключался в том, чтобы помочь автомобилистам, попавшим в ДТП, обойтись без вызова ГИБДД», — подчеркнул общественник.
По данным пресс-службы управления МВД по Иркутску, на телефон дежурной части батальона городской Госавтоинспекций действительно был установлен автоответчик, где назывался номер диспетчера, который разъяснял порядок действий при ДТП, но не в чьих коммерческих интересах он не работал. «Это необходимо, поскольку в Иркутске в день фиксируется более 100 дорожно-транспортных происшествий, и многим людям нет смысла дожидаться сотрудников полиции, — пояснили в пресс-службе. — Но там не было никакой рекламы».
Телефонная нестыковка
Тем не менее, по словам Натальи Рубцовой, на первом заседании комиссии УФАС был оглашен протокол телефонного разговора сотрудников антимонопольного органа, которые набрали тот самый спорный номер телефона, на котором чиновникам ответил человек, представившийся сотрудником службы «Форсайт». Более того, за несколько дней до заседания автоответчик с этим номером был почему-то убран с номера дежурной части.
Между тем, в начале текущего года в Иркутске открылся второй коммерческий центр оформления ДТП, уже при поддержке одного клуба «Байкал». «В нем любой человек, который приехал с ДТП, должен в добровольно-принудительном порядке заплатить за то, чтобы ему оформили документы. Если денег нет, то его ставят в очень длинную очередь, и ждать можно долго», — отметила Наталья Рубцова. «Главное, что после открытия второго центра поток разделился на две части, и батальон вообще перестал принимать аварии», — подчеркнул Александр Таранов.
Жалобу на сложившуюся ситуацию в УФАС руководство «Форсайта» и клуба «Байкал» считают надуманной и расценивают как нечестную конкурентную борьбу, при которой они вынуждены отвлекаться от работы и посещать заседания антимонопольного органа. В то же время у других участников рынка есть все основания полагать, что жертвами нечестной конкуренции стали именно они. Так, по словам Александра Таранова, после открытия в Иркутске второго центра оформления ДТП он обратился в ГУВД по Иркутской области с просьбой согласовать создание такого же центра в помещении клуба «А38», но получили отказ, мотивированный тем, что действующих в Иркутске центров оформления ДТП уже достаточно. Насколько законно такое положение на рынке аварийных комиссаров города, должно показать окончательное решение комиссии УФАС по Иркутской области, ближайшее заседание которой назначено на четверг, 10 апреля.